Номинация – «Мы помним»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бабушкинская средняя школа»
Это нужно не мёртвым, это нужно живым!
Работу выполнили:
обучающиеся кадетскогокласса
Микита Виктория – оформление и представление работы
Руководитель:
Крюкова Галина Николаевна,
учитель английского языка, истории, обществознания
с. им. Бабушкина
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
Цель проекта 3
Задачи. 3
Объект исследования 4
Предмет исследования 4
Формы деятельности учащихся при реализации проекта. 4
Итог проекта. 4
Этапы работы над проектом. 5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 7
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ.. 8
ВВЕДЕНИЕ
И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
и миру улыбнулся, -
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся!..
Мы живём в небольшом вологодском селе, которое носит имя Ивана Васильевича Бабушкина. Это старинное село, которое летом 2019 года отметило свой 620 юбилей. История села неотделима от истории страны. Часть улиц села названа в честь участников и героев Великой Отечественной войны: улица Победы, улица Юнина.
Три года назад в нашей школе появился кадетский класс. Мы решили подготовить проект об участниках Великой Отечественной войны. Выбор темы данной работы связан с празднованием 75-летия Победы народов Советского Союза в Великой Отечественной войне. Огромную роль в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией, сыграл боевой подвиг и трудовой героизм нашего народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла жизни миллионов людей, погубила миллионы талантов, разрушила человеческие судьбы.
|
Для меня и для моих сверстников война кажется каким - то далеким эхом чуть слышным в наше шумное и бурное время. Время идет, умирают один за другим ветераны войны, умирает память. И мы, учащиеся кадетского класса, решили внести свой вклад в память о тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее, кто отдал жизнь, не задумываясь, не торгуясь с судьбой. Отдал жизнь не потому, что он герой, а потому что так было надо тогда в те страшные годы.
Свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше. Если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории.
Цель нашего проекта: собрать подробный материал о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне и создать свою Книгу Памяти.
Для достижения цели нам необходимо было решить ряд задач:
· изучить материал «Бабушкинский район в годы Великой Отечественной войны»
· собрать материал об участниках войны - родственниках учащихся класса
· собрать фотографии, документы, воспоминания
· систематизировать материал и создать «Книгу Памяти»
Участники проекта – учащиеся кадетского класса
Продолжительность работы над проектом – май 2019 - май 2020 года
Объект исследования - участие наших земляков в Великой Отечественной войне
Предмет исследования - воспоминания родных, фотографии, архивные данные, электронные документы о родственниках – земляках, участниках войны
|
Методы исследования:
В исследовании был использован метод опроса.Проводилась работа с материалами из школьного музея, семейными архивами, материалами с сайта «Подвиг народа», «Мемориал».
Формы деятельности учащихся при реализации проекта
-Поисковая (работа с источниками информации, с сайтами «Мемориал», Народ Победы», «Память народа», беседы с родными и близкими).
-Творческая (вовлечение учащихся в творческий процесс).
-Дизайнерская (развитие эстетического вкуса в процессе оформления проекта).
Материалы проекта могут использоваться на классных часах и Уроках Мужества.
Итог проекта - Книга Памяти «Это нужно не мёртвым, это нужно живым» о Великой Отечественной войне, в основе которой результаты поисковой работы учащихся нашего класса: семейные хроники об участниках войны 1941-1945 гг., фотографии. Обращение к семейным архивам позволило каждому окунуться в те суровые годы, лучше узнать историю своей семьи, её роль в Великой Отечественной войне.
Актуальность
Прошло 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. За это время родились и выросли несколько поколений россиян. Они не знают о войне почти ничего. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет. На сегодняшний день среди жителей Бабушкинского сельского поселения живёт один участник Великой Отечественной войны.
Наш сельский обелиск Славы, открытый много лет назад, Аллея Славы…. Но, проходя мимо него, смотришь на выбитые фамилии, и понимаешь, что ничего не знаешь о тех людях, кто погиб на полях сражений во время Великой Отечественной войны, а дома практически нет разговоров об участии в войне родственников.
|
Актуальность проекта состоит и в том, что он способствует привлечению не только учащихся нашего класса, но и семей в деятельность по сбору материала для проекта.
Этапы работы над проектом
Работа проходила в несколько этапов. В ходе работы мы овладевали навыками исследования. У нас формировался аналитический подход к решению жизненных проблем, умение ориентироваться в поиске информации. Кроме этого, в ходе поисковой работы развивались навыки самостоятельной работы и семейного сотрудничества.
1 этап – подготовительный. Перед началом исследования нами был составлен предварительный план. В ходе работы мы изменяли, дополняли, совершенствовали свой план. Так как поисковая работа проводилась индивидуально, мы продумали форму сбора материала (текст, фотографии, награды и наградные документы). Мы опрашивали и записывали воспоминания родственников. На основании разработанного плана началась наша непосредственно поисково-исследовательская работа.
2 этап – сбор, уточнение и накопление информации. Для этого мы использовали все намеченные источники информации (литература в библиотеке; интервью, опросы и переписка с родственниками; сайт «Подвиг народа. ru).
Нашими первыми шагами в исследовательской работе были знакомство с материалами по теме нашего проекта в семейных архивах. Здесь мы нашли фотографии, биографическую историю семей. По имеющейся у нас информации мы определили дальнейшие пути нашего исследования.
Одновременно со сбором информации мы создавали базу данных, в которой накапливали все найденные материалы: копии статей, интернет - подборки, документы, фотографии, записи воспоминаний родственников.
3 этап поисково-исследовательской работы – изучение и анализ информации, определение её достоверности и исторической ценности, отбор материал для проекта.
4 этап - подготовка защиты нашего проекта и представление работы в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением. Систематизация информации сделана в форме Книги Памяти «Это нужно не мёртвым, это нужно живым».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Данный проект - не первое и не единственное дело в рамках акции сохранения памяти о героях войны. Мы участвовали в Эстафете памяти (приняли у юнармейцев школы № 29 города «Вологда): посмотрели фильм "Матч смерти"; сами объявили и придумали эстафету «Литература о войне»; провели "Снежный десант" (расчистка снега у памятников героям Великой Отечественной войны). Конев Тихон и Репп Александр курируют своего деда Васильева Ивана Ивановича, пережившего блокаду Ленинграда. Были проведены Уроки Мужества: в День неизвестного солдата - "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен..."; «День героев Отечества». 27 января 2020 года участвовали в Акции "Блокадный хлеб" и провели Урок Мужества "Спасибо блокадникам". Мы посмотрели фильмы "Жила-была девочка", "Это было в разведке". Ребята писали сочинения на тему "Мой герой" (2 победителя на районном уровне, а Манойлова Александра заняла 3 место в области среди учащихся специализированных кадетских классов школ Вологодской области).
Готовя проект, мы провели анкетирование среди учащихся 5-9 классов. В опросе участвовало 217 человек
Вопрос был такой «Считаете ли вы важным сохранение памяти о великой победе?». Из всех участников опроса «да» ответил 216 человек, «нет» - 1, «не знаю» -6.
В нашем кадетском классе мы также провели анкетирование по теме проекта. На вопрос «Какие фильмы о Великой Отечественной войне вы знаете?» 7 человек ответили – никакие, 3 человека назвали фильм «9 рота», 3 человека – «А зори здесь тихие».
6 человек из песен о войне назвали «Катюшу», 2 человека – «День Победы», остальные не вспомнили ни одной песни о войне.
Большинство учащихся класса не читали книг о войне, 1 человек прочитал «Сын полка», 2 человека – «Навеки девятнадцатилетние». Только четверо из класса слышали о битве за Севастополь и Сталинградской битве.
Трудным оказался вопрос и о земляках-героях Советского Союза. 6 человек назвали Юнина И.М., 2 человека – Крюкова. Из полководцев Великой Отечественной войны назвали только Жукова и Конева.
14 человек из 15 опрошенных правильно назвали даты начала и окончания войны.
Работая над проектом, мы собрали материал о своих родственниках-участниках Великой Отечественной войны. Кому-то удалось собрать подробные сведения об участниках войны, у кого-то данных было совсем мало.
В семье Димы Южакова на фронте были трое: прадедушка Бабушкин Василий Александрович и два прапрадеда Попов Афанасий Асикритович и Трофимов Степан Васильевич. Один из них был сапёром, другой служил в стрелковом полку.
Ворошилов Евгений Феодосьевич был участником Победы в Москве 24 июня 1945 года. Материал о нём собирал Казунин Михаил.
В Книге Памяти Бабушкинского района Катанаев Иван Васильевич был записан среди пропавших без вести. Исправления о том, что Катанаев Иван Васильевич пришел с фронта живым, уже внесены в электронную книгу Памяти, о чём и узнала я, его праправнучка Микита Виктория.
Мой прадед Мезенев Василий Алексеевич тоже воевал на фронтах Великой Отечественной войны, был ранен, был признан годным к нестроевой службе и работал киномехаником в армейском доме Красной Армии. Я собрала фотографии деда, его наградные документы, воспоминания родных.
В День Победы Конев Тихон спросил отца: «Есть ли у меня родственники, которые воевали?» Папа сказал, что есть. Прадед Васильев Иван Иванович, который жил в п. Ида и пережил блокаду Ленинграда, и Зеленцов Николай Павлович, пропавший без вести на Калининском фронте. Тихон собрал и систематизировал воспоминания, документы, сохранившиеся в семье, об участии в Великой Отечественной войне своих прадедов в отдельной исследовательской работе.
Москвин Антон узнал, что два его прадеда Кусков Дмитрий Федорович и Романов Иван Семенович тоже его воевали. Один - герой с орденом «Красной звезды», другой лишен всех званий и наград, т.к. был в плену.
Алёна Самыловская после долгих поисков собрала материал о своём прадедушке Сутырине Борисе Петровиче. Он награждён орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2 степени.
Оказалось, что Тесакова Манефа Александровна была в годы войны зенитчицей, и сведения о её фронтовой судьбе собрал Дерябин Владислав.
Прадед Даниила Кряталова Хлупин Фёдор Николаевич воевал в составе артиллерийского полка декабря 1942 года, был ранен и вернулся домой только в октябре 1945 года. В военное время прабабушка Даниила работала в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были большие трудности по сбору материала.
Мы выяснили, что в каждой семье были свои герои, но связь поколений уже утеряна, и родственники не могут вспомнить, где воевал их отец или дед, утеряны наградные документы, награды, фотографии, письма с фронта. Конечно, об этом все сожалеют, но вернуть уже ничего невозможно.
Не все учащиеся класса приняли участие в проекте, а только 8 человек: Дерябин Владислав, Казунин Михаил, Конев Тихон, Кряталов Даниил, Микита Виктория, Москвин Антон, Самыловская Алёна, Южаков Дмитрий. Причины разные, но самая главная – нежелание приложить усилия и найти материал хотя бы на сайтах «народ Победы.ru»
Все материалы будут переданы в школьный музей для общего пользования и для сохранения памяти о тех, кого с нами уже никогда не будет.
Будем помнить о беззаветном героизме наших бабушек и дедушек, о подвигах, совершенных ими во имя Родины и ради защиты всего того, что нам дорого и свято. Это они, преодолев огонь и смерть, спасли нашу страну.
Из чистых – чистых поднебесных далей
На внуков и на правнуков глядят
Те, кто за нас бесстрашно воевали,
Во имя жизни, жизней не щадя.
Каких нечеловеческих усилий
Потребовала родина от них
Как беспощадно пули их косили,
Всех без разбора – старых, молодых…
Далёкие военные страницы
Нам открывает жизнь из года в год,
И мы с тобой обязаны гордиться
Тем подвигом, что совершил народ!
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Ветераны Великой Отечественной. Вологодская область. Бабушкинский район,- Вологда, 2003
2. Книга Памяти Вологодской области. Бабушкинский район,- Вологда, 1995
3. Материалы сайтов «Мемориал», Народ Победы», «Память народа»
4.Документы и фотографии семейных архивов учащихся класса