ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ
Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»
Открытый урок в пятом классе по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества черезразличные виды искусств.
Задачи:
•показать, как музыка, изобразительное искусство и литератураразными путями идут к созданию образа защитника Отечества;
•осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи;
•закрепить понятия: симфония, кантата;
•развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
•формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;
•совершенствовать вокально-хоровые навыки;
•развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
•воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.
Оборудование: сборники песен, репродукции картин, портреты композиторов, аудиозапись А.П. Бородин симфония № 2 и С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский», словарь настроений и чувств, магнитофон, компьютер, презентация.
Организация урока: вход в класс под хор «Вставайте, люди русские!» С.С. Прокофьева из кантаты «Александр Невский», музыкальное приветствие.
Эпиграф.
Нету счастья выше, нету чести выше,
Чем любимой Родине служить!
А.С. Ерикеев (слайд №1)
Ход урока
Вступительное слово учителя.
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.
Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны 1941-1945годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. (слайд №3) Почему? Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.
Актуализация
Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на наших уроках, посвященных теме защитников Родины.
Презентация «Образ защитника Отечества в искусстве».
· Былины о русских богатырях (слайд № 4, 5)
· С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» (слайд №6)
· Русские народные солдатские песни (слайд №7)
· Песни о полководцах и русских воинах (слайд №8, 9, 10)
· М.И.Глинка опера «Иван Сусанин» (слайд №11, 12)
· Песни Великой Отечественной войны (слайд №13, 14)
Новый материал.
I. Анализ музыкального произведения С.С.Прокофьева. Сопоставление его с картиной П. Корина «Александр Невский».
Наш урок начался с музыки С.С.Прокофьева кантата «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские!»
Посмотрите на репродукцию картины Павла Корина «Александр Невский».
Вопросы и задания:
1Каков характер музыки? Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (Мужественная, маршевая, призывная. Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие. Мужские и женские голоса звучат в унисон, что характерно для эпического повествования).
2. Какие краски использовал художник? (Суровые, мрачные т.к. время было суровое).
3. Соответствует ли характер музыки с изображенным образом на картине?
4. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский–русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).
5. Что вы знаете об Александре Невском? Почему его так называют?
Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя-Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Это было в XIII веке.
6. Повторное слушание фрагмента кантаты. Постарайтесь представить себе образ русского война, защитника Отечества.
Русские композиторы в своем творчестве неоднократно обращались к теме защитника Родины.
.