Идентификация опасности.




Презентация

9. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека (экологические проблемы и их угрозы).

Наряду с открытиями и достижениями человеческой мысли, активным творчеством, разнообразными преобразованиями в окружающей среде катастрофически сокращаются лесные массивы, угнетается, сокращается животный мир, иссякают недра, загрязняется окружающая среда, растут заболе­вания.

 

Научно-технический прогресс не сделал человека счастливее. Американский ученый – профессор Б. Коммонер – выразил несколько постула­тов: «Все связано со всем. Все должно куда-то деваться. Ни что не дается даром» (за все надо платить). Вот общество и платит своим здоровьем.

 

Современный экологический кризис возник не сразу, не вдруг, а постепенно: он нарастал и усиливался в течение полутора столетий. Научно-технический прогресс нарастал семимильными шагами особенно в авиации, средствах связи, в изучении околоземного пространства и тайн глубин океана, в медицине, в необыкновенных по масштабам применениях редчайших элементов.

Чтобы преодолеть экологичес­кий кризис, по мнению специалистов, необходимо:

 

- изменить технологии производства – сократить выбросы вредных примесей, поставить эффективные улавливающие устройства, заменить на более совершенное, отвечающее всем требованиям, старое оборудование;

- наладить энергосбережение, чтобы при работе ЛЭП не терялась электроэнергия, чтобы станки и оборудование работали в экономном режиме;

- наладить безотходное производство, чтобы отходы использова­лись в дальнейшем, вторично, например зола – на строительные матери­алы, подсыпку дорог и др.;

- заменить неэффективное топливо, загрязняющее окружающий воздух, на более мощное и чистое (например, уголь или бензин – на газ);

- совершенствовать законодательство – строже спрашивать за экологические нарушения и предусмотреть много еще других мероприятий.

 

Экология тесно связана с экономикой. Существует понятие эко­номический ущерб. В чем он выражается? Например, плохая эколо­гия наносит экономический ущерб в области здравоохранения, в работе ЖКХ, в сельском хозяйстве, в промышленности.

Другой пример – бензин, топливо для автомобильного транспорта. Горючее для двигателей может быть разным – экологически чистым или с примесями посторонних веществ, загрязняющих окружающую среду. И вновь, как и при очистке угля, чистый бензин получить можно, но для этого надо затратить дополнительные усилия, а это приведет к удорожанию топлива.

 

Питьевую воду чистят практически всюду. Природная чистая вода стала большой редкостью сейчас. На очистку питьевой воды затрачиваются денежные средства. Очищенную воду далее подают потребителям по металлическим трубам. Вода подается хлорированная, а такая вода активно взаимодействует с металлом и набирает от него соответствующие элементы. По понятиям экологии, трубы надо делать из нейтрального материала – из керамического сырья. Но вновь все при­водит к расходам, к экономике, а если она слаба, то остается вариант с металлическимитрубами, и общество получает дополнительные пробле­мы для своего здоровья.

В сельском хозяйстве сейчас в основном применяют химические методы борьбы с вредителями. Эти методы в какой-то степени загрязняю­т продукты и, следовательно, под угрозой здоровье потребителей. Но это наиболее дешевый способ. Экологически чис­тые продукты получает тот производитель, который использует биологические методы борьбы, но они стоят дороже, а если экономика не в состоянии оплатить расходы, то общество получает, то, что есть.

· Каков выход из создавшихся экологических проблем? Предлагается несколько вариантов.

1. Технический способ – можно создать производство, отвечающее всем требованиям охраны природы – наладить качественную очистку заг­рязняющих газов и СВ, поставить хорошие фильтры. Но в настоящий момент этого пока сделать не всегда возможно и не везде – слаба экономика, нет дешевой энергии, страна подвержена инфляциям, а ТЭЦ по-прежнему дымят, автомашины по-прежнему сильно загрязняют воздух, СВ по-прежнему чистятся недостаточно качественно.

2. Химический способ. Чтобы очистить воды, почвы от ЗВ можно применять химические вещества. Например, можно очистить почву от разливов нефти. Но это будет дорого стоить, и химические ве­щества сами по себе агрессивны. Они могут очистить, разложить нефть. Но одновременно они негативно действуют на среду, в которой была до этого нефть. Химические вещества являются сами поллютантами – загряз­нителями.

3. Стабилизировать цивилизацию. Это сделать невозможно – нельзя оста­новить развитие общества. Цивилизация – это уровень, показатель благо­получия, процветания, культуры общества. Обществу невозможно вернуться к лучине, к печному отоплению, к пещерам, это абсурд. Но даже временное отключение электроэнергии приводит к неудобствам, а порой и к серьезным последствиям (отключение аппаратов в медицинских учреждениях от электроэнергии может привести к печальным последствиям) и примеров можно привести огромное количество.

4. Ограничение потребления. Такой выход тоже неприемлем. Так как сов­ременному обществу невозможно отказаться от бумаги, тканей, металлов самого широкого спектра применения, от благоустроенных квартир, ковров, прекрасных половых покрытий, от синтетической упаковочной тары, от авто­машин, самолетов и пр. Ведь это все – завоевание интеллектуальной мысли человечества, его прогрессивных нововведений, комфорта, удобства, быстроты связи и перемещений и т.п.

5. Что остается? Что же делать? Как дальше жить, не угнетая природу? Современные специалисты утверждают – надо коренным образом изменить сознание каждого человека – его отношение к окружающей среде. Заставить человека ПРАВИЛЬНО, ГРАМОТНО с ПОНИМАНИЕМ относиться к ПРИРОДЕ – соблюдать определенные правила: Беречь – например, не ломать новые посадки, не раскидывать мусор, не увлекаться излишествами во всем, наладить порядок на производстве. Беречь – прежде чем выливать, рубить, кричать, поджигать, … что от этого кому-то вокруг плохо.

 

10. Безопасность, опасность, угроза, экстремальная ситуация, ЧС: термин и определение.

Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, закономерности их появления и способы защиты от них в любой среде обитания.

Для современного состояния БЖД как научной дисциплины характерно объединение таких наук, как охрана труда, охрана окружающей среды, гражданская оборона, эргономика, инженерная психология, гигиена труда, физиология, социология, акустика, теория надежности и др.

Как всякая наука, БЖД имеет свою цель, задачи, объект и предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

Цель курса «Безопасность жизнедеятельности» исходит из определения БЖД и представляет собой достижение социально приемлемого уровня безопасности человека в любой среде обитания.

Достижение сформулированной цели курса БЖД осуществляется путем решения трех задач.

Идентификация опасности.

Идентификация опасности – процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

В целях адекватной идентификации опасности систему «человек – среда обитания» в процессе анализа подвергают декомпозиции на элементы, позволяющие однозначно определять опасности и их опасные сочетания (рис. 1.1). В условиях определенной деятельности эти элементы конкретизируются. Поэтому при проектировании деятельности необходимо с достаточной степенью детализации выделить элементы и, пользуясь соответствующим источником информации, найти их опасные свойства.

Понятие опасности. У каждого человека свое, субъективное представление об опасностях и их возможных последствиях. Мы по-разному относимся к одной и той же опасности, а нередко не придаем ей должного значения и поступаем себе во вред. Так, более половины дорожных происшествий происходят по вине пешеходов.

Опасность это такое воздействие, которое может причинить человеку боль, вызвать повреждение органов, стать причиной заболевания, травмы. Опасность может проявиться и в отдаленном временном периоде.

Опасности разделяются на природные и антропогенные.

Природные опасности: землетрясения, грозы, наводнения, сели, ураганы. Особый вид опасностей связан с флорой и фауной. Некоторые микро- и макроорганизмы могут вызывать опасные заболевания. Человек может быть источником опасности для других людей.

Антропологические опасности связаны с определенным видом деятельности человека, т. е. имеют свою «профессию». К ним относятся техногенные, химические, социальные и пр.

Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью (риском) исключается реализация потенциальной опасности.

Чрезвычайная ситуация это внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность населения, функционирование экономики, на социальную сферу и окружающую среду.

Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение противником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни и здоровья значительных групп населения. Все эти бедствия принято объединять понятием чрезвычайной ситуации (ЧС). Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои причины возникновения, движущие силы, особенности воздействия на человека и среду его обитания.

 

11. Катастрофа. Виды катастроф и их характеристики. Аварии.

Презентация

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: