О названии деревни Туровка.




Деревня Туровка и её обитатели: заметки из прошлого

Информационный рейд

 

У русского писателя с мировым именем Фёдора Михайловича Достоевского есть повесть с названием «Село Степанчиково и его обитатели».

А я своё повествование назвала «Деревня Туровка и её обитатели: заметки из прошлого».

 

Предки верховского населения неразрывно связаны с историей российского казачества.

Слово «казак», или «козак» произошло от тюркского – удалец, военный человек. Как социально – этническая и историческая общность людей казачество сложилось на южных окраинах русских земель в XIV веке

С начала XV века казаки переходили на службу Русскому государству, формируя служилое казачество. По мере создания на южных, юго – восточных и восточных границах Русского государства засечных черт и пограничных укреплённых линий оформились категории городовых казаков и станичных (сторожевых) казаков. Казаки несли службу на окраинах страны.

Наши земли занимали окраинное положение в русском государстве. С конца XV века во времена правления Ивана IV (Грозного) становятся пограничными рубежами Московского государства. Здесь образовывались сторожевые пункты: воины-всадники скакали в степь, наблюдали за местностью, за путями - дорогами, охраняя Московскую Русь от татар. Они высматривали и выслеживали появление неприятеля, не допускали его до русских пределов. Здесь были созданы сторожевые посты (притоны).

В 1576 году Новосиль уже значился крепостью. Одновременно с построением крепости, в Новосиль и окрестности, по повелению Царя Ивана Грозного последовало переселение с Дона, части образовавшегося там казачества (пушкари, стрельцы) для защиты крепости; а также казаки как род легкой кавалерии, набранные для сторожевой службы.

Никоновские летописи повествуют, что около Новосиля в конце XVI века «… Во времена частых набегов крымских татар постоянно стояла воинская стража из 4 человек и наблюдала движение татар. Притоном стражи были места высокие, а часто и курганы. Посреди притона ставился огромный шест, конец которого обёртывали соломой. И как только воины вдали завидят татар, тотчас зажигают солому на шесту. При этом все угадывали о движении татар, хватали пожитки со своим семейством бежали в крепость и в леса ».

К концу XVII века эта местность утратила значение пограничного, отпала и необходимость в государственном содержании стрельцов, пушкарей и казаков.

В 1677 году писцу пушкарного приказа Лариону Перекусихину было «... велено переписать в Новосиле всех пушкарей, затинщиков, воротников, рассыльщиков, казенных кузнецов, плотников и отвести им земли у Сорочьего Моста, Дичне, Пшевке и по Ливенской дороге ».

По Указу Петра I 1715 года новосильские казаки, пушкари и стрельцы выселялись из города и окрестностей на отведенные им земли. Земли в основном выделялись в «Диком поле».

Сторожевые посты превратились в сёла и деревни. А воины стали обживать эти земли. Основали новые селения – Пшеву, Галичье (Галич, Галичи), Дичню, Каменку, Петушки, Верхнюю Залегощь (Вышняя Залегощь), Скородное.

В Экономических примечаниях к Плану Генерального Межевания Новосильского уезда Тульской Губернии, в Ч.1, среди прочих, есть запись: «Каменка Село с деревней Дичной Казеннаго ведомства прежних служб Пушкарей (межеваны 1778 год июня 3) - стр.024.

В старых источниках и деревня Туровка упоминается при селе Каменка.

В сборнике «Города и селения Тульской губернии в 1857 году» написано, что деревня Туровка расположена при ключевых колодца, состоит из 408 крестьян.

В «Списках населенных мест. Тульская губерния.1862 год» написано, что Туровка является казённой деревней, расположена при колодцах, по левую сторону Малоархангельского тракта (из г. Новосиля в г. Малоархангельск). Деревня состоит из 37 дворов с населением 312 человек (163 муж. и 149 жен.).

О названии деревни Туровка.

Многие села и деревни свои названия получили по гидронимам.

По гидронимам получили названия Дичня (ранее д. Дична, р. Дична).

Туровка (колодезь Туровец и Меньший Туров лес, называемый иначе «Туровицкие дубравы»). В старину в орловских и новосильских лесах жили туры, то есть дикие быки, зубры (ж. р. - турица). Тогда они обитали в светлых лиственных и смешанных лесах, в лесостепи и степи. О зубрах напоминают названия Туров лес, Туровецкие дубравы, река Турья (Турища) Троснянского и река Туровка Верховского районов.

У местных жителей существуют две легенды образования названия поселения.

По одной версии считается, что некогда в дремучих лесах водилось много туров.

По другой версии, в XI веке во время монголо-татарского нашествия у Чингиз-хана было много пленных людей разных национальностей, в том числе и турок. Им удалось убежать и они-то и основали поселение, которое стало называться Туровец, в дальнейшем деревня стала Туровкой.

Одно из последних исследований названия деревниТуровка - это старое казачье поселение, и его название непосредственно связано военными обязанностями казаков. Тур – древнейший топоним, который на разных языках обозначает не просто поселение человека, а укрепленное поселение. Тур(а) – это ещё и башня. В Планах генерального межевания 1790 года имеется Туровецкий верх, от более древнего название Туровец.

В документах Туровка упоминается с XVII века. Упоминается и в Списках Кёппена 1857 года.

В документах за 1817 год упоминается о Каменской волости, которая вместе в Верховской волостью входила в Новосильский уезд Тульской губернии. В Каменску волость входили 10 сёл и деревень (Каменка, Туровка, Ворогушино, Дичня, Хутор, Петушки, Заречье, Тростниково, Михалёво, Сорочий Мост).

В топографических документах упомянуто, что Каменка расположена на ручьях Дегтярный и Дичня – левом притоке реки Зуша.

Село упоминается в документах с 1748 года. В период 1778-1859 гг. село Каменка было казённым, проживали там новосильские пушкари Казенного ведомства. В 1859 году в селе было 153 двора и проживали 1373 человека.

В книге «Приходы и церкви Тульской епархии: Извлечение из церковно-приходских летописей / [Сост. П.И. Малицкий]. - Тула: Тип. Н.И.Соколова, 1895. - С.537-538: «Свое название село и приход получили, вероятно, от своего местоположения на холмах, из которых добываются в изобилии огромные камни для постройки. Этот приход, как и многие другие, находящиеся невдалеке от г.Новосиля, образовался из тех выходцев-казаков, которые в былыя, отдаленныя времена были вызваны в Новосиль с Дона, по повелению И.Грознаго, для защиты этого города от врагов. Когда же миновала нужда в их помощи, то, по указу Петра Великаго 1715 г., им предоставлено было право селиться в окрестностях г.Новосиля и дана была во владение земля. Поселившись в этих местах, они составили группы приходов, построив для удовлетворения своих религиозных потребностей несколько храмов. Таким путем образовался и этот приход "Каменка". В настоящее время он состоит из села и деревни Туровки, находящейся в 5 в. от храм а».

В селе Каменка была построена Церковь святого Николая Чудотворца. И вскоре Каменка стало большим селом с приходом.

Известно, что небольшой деревянный храм существовал в селе в 1748 году. В 1765 году в Ка­менке был построен новый, более вместительный деревянный храм во имя Святого Николая Чудотворца, просуществовавший с многочислен­ными переделками до 1883 года.

По воспоминаниям жителей Ка­менки, в селе некогда действовала деревянная часовня. Рядом с часов­ней был погост и двухэтажный дом священника с двумя прекрасными садами. Говорят, что половина перво­го этажа дома была сложена из камня, всё остальное было деревянным. Впоследствии часовня была разобра­на и продана.

Сход жителей Каменской волости решил построить новую церковь. Дело в том, что купцу Забелину из го­рода Новосиля было отдано в аренду более 100 га земли в окрестностях села Дичня сроком на 25 лет. На лугах арендованной земли купец откармли­вал скот, на пахотных землях выра­щивал картофель, коноплю и другие культуры. Жители села Каменки и Дични работали у него по найму. На выру­ченные деньги было решено начать строительство церкви.

Для закладки её фундамента, ве­роятнее всего из Крыма, был завезён белый камень. Красный кирпич для кладки обжигали из местной глины недалеко от села Каменки (в его окрестностях сохранилась до наших дней монолитная печь для обжига кирпича). Колокола для церкви были отлиты в Москве и по железной дороге доставлены на станцию Туровка, а уже оттуда на по­возках в Каменку. Всё строения вен­чали два купола с деревянными кре­стами, впоследствии заменённые на железные. На колокольне было два больших колокола и три колокола поменьше. Церковь была обнесена узорчатой железной оградой с четырьмя входами. Главный вход находился с западной стороны. На огражденной территории был заложен сад. Могила последнего священника отца Василия тоже находится здесь.

Строительство церкви длились 5 лет и было завершено в 1883 году. Церковь поставле­на среди села, расположенного на высоком холме над речкой Дичнь. Её купола виднелись издалека.

Композиция этой церкви характер­на для псевдорусского стиля второй половины XIX века. Схема церкви представляет собой восьмиугольное сооружение на четырёхугольном ос­новании, так называемый "восьме­рик на четверике". Такая схема ред­ко встречается в наших местах с на­чала XIX века. Колокольня представ­ляет собой высокое четырёхуголь­ное сооружение. Если смотреть на фасад здания, то можно заметить, что здесь силь­ны традиции позднего классицизма и направление XVII—XIX века), видим мощный цокольный пояс (цоколь—нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте), пилястры (плоские вертикальные выступы на поверхности стены или столба), венчающие верхнюю часть колокольни и церкви. Однако дроб­ность и сухость деталей, вычурность рельефной кладки на гранях средне­го яруса колокольни, где вокруг круг­лых проёмов обрисованы кресты, говорят о весьма поздней поре суще­ствования классицизма, искажённого сочетанием разнородных стилевых элементов.

Внутри нижнего яруса ко­локольни очень необычное шести­гранное пространство лестницы, ве­дущей наверх. Трапезная перекрыта сводами, а сама церковь — куполом. При церкви существовала приходская школа, в которой учились дети крестьян.

Освящена церковь в 1883 году во имя Святого Николая Чудотворца.

В 1890 году рядом с церковью был освящен приход во имя Святой Великомученицы Параскевы.

В 1891 году приход был продан помещику Чайкину для перенесения его в село Субочево на место сгоревшей церк­ви.

Летом 1932 года по указу властей были сняты, разбиты на куски и увезены в Верховье на двух повозках колокола. Свидетелями этого зрелища были все жители села от мала до велика. Когда упал и почти до половины врезался в землю большой колокол, послышались стон и плач, кри­ки и проклятия. Чуть позже всё оставшееся от церкви было приспособлено под склад для хранения продуктов и семенного зерна. По воспоминани­ям селян, ни один из тех людей, кто уничтожал церковь, не умер своей смертью. Все они либо погибли, либо были убиты.

Особенно пострадала церковь во время Великой Отечественной войны. Немцы дважды пытались её разру­шить. Первый раз вели артиллерийс­кий огонь с полустанка Дичня. Второй раз бомбили с помощью авиации. Из трёх сброшенных бомб ни одна не попала в цель. Во время Орловско - Курской битвы церковь была заполнена артиллерийскими реактивными снарядами для «Катюш». Позже опять использовалась как колхозный склад. Сейчас церковь практически разрушена.

Церковь святого Николая Чудотворца входит в состав памятников архитектуры и градостроительства Верховского района на основании Решения малого Совета народных депутатов от 6.07.1993г. № 81-7, Постановления Главы администрации № 61 от 13.02.1992 г.

Дичня, до той поры, пока не была построена своя церковь, именовалась деревней и относилась к приходу села Каменка. В разное время именовалось: Дичня, Дичнь. Упоминается в архивных документах с 1750 года. Известно, с в период 1778-1859 гг. было казённым. В 1859 году в селе Дичня было 93 двора и проживали 915 человек.

Село Дичня расположено на возвышенном месте, на правом берегу реки Дични, Река Дичня является левым притоком Пшевки, берёт начало в районе деревни Туровка. Далее река течёт в северном направлении. В Новосильском районе впадает в реку Пшевка по левому берегу на 5 километре от её устья. Длина реки Дичня составляет 22 километра, площадь водосборного бассейна - 100 квадратных километров.

Название река получила название от незаселённых, безлюдных, диких (дичных) этих мест.

Исследователи - фольклористы и этнографы конца XIX – начала XX вв. причисляли Дичнь к казачьим сёлам Новосильского уезда Тульской губернии. Село носит название реки Дичня, протекающей по местности.

Предание гласит: «В прежнее временя место, занимаемое селом, было покрыто громадными лесами и болотами, где находилось много диких зверей и дичи: отсюда и самое село и приход получили название Дичнь. С достоверностью нельзя определить время возникновения этого прихода, но можно предполагать, на основании панихидного реестра 1768 года и священных сосудов 1773 года, до сих пор уцелевших, что приход и храм существовали в половине прошлого столетия. Этот приход, по преданию, составили выходцы, главным образом из села Заречья». («Приходы и церкви Тульской епархии: извлечения из церковно-приходских летописей», составленными преподавателем Тульской духовной семинарии П. И. Малицким в 1895 году. Стр. 535. В настоящее время эта книга - библиографическая редкость, единственный полный опубликованный справочник о всех храмах Тульского края XIX века).

В селе Дичня стоит Покровская Церковь (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы).

Церковь была поставлена на южной окраине села на берегу глубокого лога. Русские церкви обычно расположены на возвышенностях, в прекрасных уголках природы, где творения человеческих сливаются с ландшафтом, подчёркивая красоту и величие его рук. Первоначально все культовые постройки России были деревянными. Строительство каменных храмов начинается в последней четверти XVII века.

В XVIII веке церковь в селе Дичнь была деревянная. Существующая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в селе Дичня (Дичнь) в первой треть XIX века. Колокольня при строительстве была доведена только до половины и её деревянный верх в 1857 году заменили каменным. Рядом с церковью, отмечая место прежней деревянной церкви, стояла деревянная часовня. Известна опись церковного имущества, датированная 1820 годом.

В селе существовала земская школа. Православная Церковь на протяжении долгого времени занималась распространением грамотности в России.

В справочнике «Церкви и приходы Новосильского уезда в 1915—1916» отмечается село Дичня, имеющая 249 дворов, где проживало 928 мужчин и 880 женщин, состоявшее в приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы 1806 г. Пограничные села: Каменка, Верхняя Замощь.

А из справочника «Именной указатель священноцерковнослужителей Тульской епархии. 1915-1916 гг.» известно, что заштатным священником служил Александр Иванович Борисоглебский.

Церковь была закрыта в 1930-е годы. Колокольня до нашего времени не сохранилась. Внутри храма сохранились отдельные фрагменты живописи.

Здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы взято под охрану на основании Решения малого Совета Областного Совета народных депутатов от 6.07.1993 г. №81-7 и является памятником архитектуры и градостроительства Верховского района.

В 1863 году в жизни деревни Туровка и села Дичня произошло знаковое событие – началось строительство железной дороги от Ельца до Орла.

В 1868 году появилась железнодорожная станция Верховье. Наверное, в эти годы появились и станции Дишня и Туровка.

В том же, 1968 году, открылось движение поездов по новой железной дороге Орёл – Елец Орловско-Грязской линии через маленькие тогда станции Дишня, Туровка, Верховье.

В августе 1870 года, от Орла до Ельца прошёл первый поезд. Это было большое событие в то время. Дыхание прогресса пришло в глубинку России.

Хотелось бы отметить, что в 1926 году в селах Каменка и Дичня существовали школы 1-й ступени и пункты ликвидации неграмотности. Каменке в 1926 году работала изба-читальня.

В заключении, процитирую академика Д. С. Лихачёва:

«Память – это преодоление времени, преодоление смерти.

Беспамятный - это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой-то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки».

«Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» нравственного воспитания детей, да и взрослых».

«Уважение к труду наших предков, к их обычаям, даже к их песням и развлечениям.

Уважение к могилам предков. Всё это дорого нам».

 

Литература:

Ашихимна, Е. Н. Историческая топонимика Орловской области: монография / Е. Н. Ашихмина; науч. ред. И. Л. Ашихмин. – Орёл: Изд-ль Ал. Воробьёв, 2014. – 364.- С. 55-63.

Будде, Е. Ф. О говорах Тульской и Орловской губерний. Материалы, исследование и словарь. Отчет II отделению Академии Наук) / Е. Ф. Будде.- Санкт-Петербург, 1904.

 

Зеленин, Д. К. Великорусские говоры с неорганическим и переходным смягчением задненёбных согласий / Д. К. Зеленин. – СПб., 1913. – С. 270 – 288.

 

Города и селения Тульской губернии в 1857 году: Изд. Имп. Акад. наук; на основании приход. списков Тул. епархии под наблюдением акад. П.И. Кеппена. - Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1858. –С. 117.

 

Майорова, Т. В. Историко-топонимический словарь Новосильского уезда Тульской губернии / Т. В. Майорова, О. В. Полухин; пердисл., указ. Персон. М. В. Майоров. – Тула: ООО «Борус-Принт», 2014. – С. 122-123.

 

Неделин, В. М. Архитектурные древности Орловщины / В. М. Неделин, В. М. Ромашев. – Орёл: Вешние воды, 1998. – С. 120 – 127.

 

Приходы и церкви Тульской епархии: Извлечение из церковно-приходских летописей / [Сост. П.И. Малицкий].- Тула: Тип. Н.И.Соколова, 1895. – С. 535, 537-538.

 

Приходы и церкви Тульской епархии: извлечения из церковно – приходских летописей / М. В. Майоров; ТГПУ. – 2-переизд. – Чувашия, 2010. – С. 291 – 296.

 

Саран, А. Ю. Историческая энциклопедия орловских деревень. 1566-2017 гг. Научная монография. В 2-х т. Т. 2. Территория Орловской области с 1954 г. Маврина-Ячный / А. Ю. Саран. – Санкт-Петербург – Орел: Издательство Среднерусского института управления – филиал РАНХиГС, Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2017. – (Проект: «Мы помним каждую Орловскую деревню»).

Т.1. – С. 260, 385.

Т. 2. – С. 423.

***

Покровская Церковь (Церковь Покрова пресвятой Богородицы): информация об объекте культурного наследия [учётная карта от 17.05.2010 г.] / Отдел культуры администрации Верховского р-на, МУ «Межпоселенческая районная библиотека Верховского р-на Орл. обл»; [сост. Л. Е. Коньшина, Л.Н. Величкина]. – Верховье, 2010. – 1 с.: фото.

 

Церковь Святого Николая Чудотворца:информация об объекте культурного наследия [учётная карта от 17.05.2010 г.] / Отдел культуры администрации Верховского р-на, МУ «Межпоселенческая район. б-ка Верховского р-на Орл. обл»; [сост. Л. Е. Коньшина, Л.Н. Величкина].– Верховье, 2010. – 1 с.: фото.

***

 

Цыбин, С. Архитектурные памятники Верховского района / С. Цыбин // Наше время. - 2000. – 5 июля. – С. 4; 8 июля. - С. 4; 12 июля. – С. 4.

 

Цыбин, С. Каменка – село российское / С. Цыбин // Наше время. - 2007. – 25 июля. - С. 3.

 

Составитель: Лариса Величкина, директор

МБУ «Межпоселенческая районная библиотека

Верховского района Орловской области»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: