Народные промыслы Воронежского края.




Наша страна принадлежит к числу немногих мировых держав, которые наряду с развитием технического прогресса, сумели не растерять исторические традиции и стилевые особенности своих народных художественных промыслов.Воронежцы нередко с успехом принимают участие в различных конкурсах и выставках, представляя на них этнографические народные костюмы, музыкальные инструменты – гитары, баяны, аккордеоны, изделия художественных промыслов из керамики, дерева, лозы, войлока, шерсти. Рассмотрим самые известные и самобытные промыслы Воронежской области.

Арефьевский потешный промысел. Назван в честь ныне здравствующей воронежской мастерицы глиняной игрушки Галины Арефьевой. Она посвятила свою жизнь изучению традиций Воронежского края, в частности, изготовления глиняных игрушек. В результате проведенной большой исследовательской работы, привнеся в традиционные принципы создания народной игрушки свое авторское видение, мастерица сумела создать новую звонкую игрушку. Основала свою школу искусства изготовления игрушки, у нее немало увлеченных последователей.

Художественная тестопластика. Один из самых ярких представителей этого прикладного искусства – воронежская мастерица Светлана Богомолова, разработавшая авторскую программу обучения детей лепке изделий из соленого теста. Она объединила исторические традиции и сказочные сюжеты с современными приемами и мотивами народного костюма.

Художественная ручная вышивка. Традиционно популярный вид рукоделия русских женщин. Особенно в Воронежской области славится своими вышивками Острогожский район. Здесь создан и работает Дом ремесел «Острогожские узоры». Из поколения в поколение передается мастерство острогожской вышивки. Такой потомственной мастерицей является и Дина Бычкова. Она не просто хранительница местных традиций, - передает уникальные приемы вышивки детям.

Художественное лозоплетение. Этому искусству тоже обучают в «Острогожских узорах» Более того, именно директор Дома художественных ремесел, - Татьяна Ишутина. Она, переняв навыки и опыт мастеров плетения изделий из лозы, создает новые и оригинальные образы и формы.

Глиняная игрушка-свистулька. Традиционный промысел юга (Калачеевский район) Воронежского региона. Ученица знаменитого калачеевского гончара Георгия Сезинцева, Ольга Козинина более 15 лет обучает мастерству детей, сама создает высокохудожественные игрушки. Благодаря таким подвижникам народный промысел возрождается.

Карачунская игрушка. Глиняная народная игрушка, традиционная для Рамонского района Воронежской области. Самый известный рамонский мастер - керамист Василий Лямзин. Его лучшая ученица и последователь, Галина Котельникова создала свой особый авторский стиль, более двадцати лет ведет кружок в Рамоновсом лицее. Воспитала десятки учеников, выбравших профессию игрушечника или связанную с художественными промыслами.

Народная кукла. Лоскутное шитье. Продолжатель этого народного искусства - Лариса Курова - живет в Воронеже. Она работает в традиционной технике и обучает этому своих учеников. Ее работы отличаются высочайшим художественным вкусом и неоднократно представляли Воронежскую область на разного рода конкурсах декоративно-прикладного творчества, как всероссийских, так и международных.

Художественная роспись по дереву. Самый яркий представитель этого вида изделий - знаменитая воронежская матрешка особой каплевидной формы, «одетая» в самобытные, тщательно и до мельчайших деталей воссозданные, народные костюмы Воронежской губернии. Ее создала Елена Матвеева, - ученица почетного гражданина Воронежа, члена союза художников РФ Петра Пономарева. Воронежская матрешка была неоднократно и по достоинству оценена на многих конкурсах и выставках самого разного уровня, в том числе и международных.

Гончарный промысел с. Шубное. Мастер глиняной игрушки Наталья Минькова, продолжая традиции народного промысла, сохранив пропорции, обогатила традиционную острогожскую игрушку новыми высокохудожественными элементами. В роспись игрушки она добавила узоры «барановского платка». Это был основной в 19 веке и любимый женщинами российского Черноземья головной убор. Наталья разработала собственную оригинальную программу обучения детей народному промыслу, одновременно знакомя их с историей родного края.

Двухфигурная сюжетная керамическая игрушка-свистулька. Еще одна оригинальная глиняная игрушка Острожского района. Мастер-игрушечник Любовь Усова на протяжении 30 лет изучала традиции керамистов разных сел этого района. Вместе со своими учениками она воссоздала традиционную форму этой игрушки, ее материалы, технологию изготовления, инструменты для декорирования, сюжеты быта крестьян и традиционное настроение персонажей.

Государственную политику в сфере народного творчества на территории области осуществляет государственное бюджетное учреждение Воронежский областной центр народного творчества.

Рамонская земля богата культурными традициями. Веками здесь развивались различные виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, лозоплетение, вышивка, ковроткачество. Особенностью наших мест являлось старинное гончарное ремесло. Глиняная посуда, сувениры, игрушки, свистульки, декоративные сосуды и блюда, копилки круглогодично вывозились в другие губернии, где на ярмарках и базарах обменивались на другие товары и продукты питания.

Самые знаменитые гончары жили в с.Карачун. Наиболее известный мастер-гончар В.И.Лямзин (1927-1998), прославил наш район далеко за пределами Воронежской области. Его поделки экспонировались в музее Строгановской церкви г. Горький, ныне Нижний Новгород. Его детская игрушечная посуда, свистульки, куклы, репродуцированные в различных солидных изданиях, нашли своих поклонников в Москве, на Урале, в Молдавии и во многих других уголках бывшего Советского Союза. «Тянуть» посуду и лепить игрушки он начал в 15 лет. Как и его предки, делал Василий Иванович кукольную посуду – крыночки, горшочки, кувшинчики, повторяющие в миниатюре крестьянскую утварь Воронежского края; фигурки домашних и диких животных, птиц. Правда, это не были точные копии старинных игрушек: на их внешний вид наложили отпечаток современность и творческий почерк мастера. Лепил Лямзин свои игрушки из коричневой глины, не раскрашивал их, а покрывал глазурью, какая шла на украшения горшков. Вытягивал Василий Иванович на гончарном круге и необычных баб, состоящих из двух половинок: круглого шара – головы - и шарообразного туловища. Как игрушечник он приобрел широкую известность. Его игрушки хранятся в единственном в стране Музее игрушки в г.Сергиев Посад. О нем написаны статьи, его игрушки также вошли в экспозиции музеев страны и частные коллекции.

Традиции знаменитой Карачунской игрушки и гончарного дела продолжают ныне работники Рамонской фабрики художественной керамики. Сохраняя старинные секреты гончарного дела и следуя современному дизайну, художники фабрики, среди которых – члены Российского союза художников, создают прекрасные образцы керамических изделий декоративно-прикладного и утилитарного назначения. Уникальность рамонской керамики – в бережном сохранении традиций формы и росписи изделий, благодаря чему фабрика получила статус предприятия народного художественного промысла. Рамонская керамика украсит интерьер учреждения, офиса и квартиры, послужит в быту в сельском доме и на загородной даче. Коллектив фабрики чутко реагирует на спрос, расширяя ассортимент и выпуская продукцию по индивидуальным заказам. Свою продукцию поставляют в Москву, Краснодар, в воронежские магазины. В административном здании фабрики расположена постоянно действующая экспозиция «Русская керамика».

Художественные промыслы Воронежской области

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные художественные промыслы. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и другие. Наиболее распространённой была ручная вышивка: она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки.… Среди украшений славились бусы и гайтаны. Большое разнообразие вышивки и украшений сохранил народный костюм Воронежской губернии.
Далеко за пределами области были известны пуховые платки. Этот промысел был сосредоточен на территории современных Новохоперского, Поворинского, Грибановского районов. Известно, что в середине 20-х годов XX века в одной только новохоперской Русановке женщины вязали около 8 тысяч платков в месяц.
Ковроделием и художественным ткачеством славились села Павловского, Острогожского, Богучарского, Рамонского, Бобровского, Новохоперского, Бутурлиновского районов. Изделия расходились по всей России и закупались в другие страны. Особую славу приобрели знаменитые ковры из Елань-Колено.
Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой. В 1911 году в нашей губернии насчитывалось более 200 гончарных заводов. Наибольшее их число было в Семилукском, Рамонском. Калачеевском, Хохольском районах.
В местах расположения лесных массивов - Новохоперском, Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах – получила развитие деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: