Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования
Разработала: зам. директора
по воспитательной работе
Степанова Е.Н.
г.Дмитриев
январь 2017 год
Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.
Индивидуальный образовательный маршрут это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.
Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов - особенностями, интересами, потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности детей; возможностями материально-технической базы учреждения. В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения ребенка к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
|
При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:
1. Степень усвоения учащимися предшествующего материала.
2. Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.
3. Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.
4. Степень сформированности уровня учебной деятельности.
5. Индивидуально-типологические особенности учащихся(темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).
Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы различными способами:
1. Занятие в творческом объединении. Образовательный маршрут может предполагать углубленное изучение одной темы.
2. Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы.
3. Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень самостоятельности учащихся. Для сопровождения деятельности обучающегося педагог проводит консультации в процессе выполнения заданий.
4. Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоятельной творческой работы.
Методика построения
индивидуального образовательного маршрута.
Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его общеобразовательной программе. Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.
|
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основным требованиям которых является систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу несколько концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, потом третий. Этот принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий - логарифмическая спираль.
Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При таком способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности учащихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Определив тип структуры образовательной программы, можно приступать к разработке индивидуального образовательного маршрута.
Разработка и внедрение индивидуальных обучающих маршрутов учащихся
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
· постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильнойподготовки),
· самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
· выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
· конкретизация цели (выбор курсов),
· оформление маршрутного листа.