1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)
______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?) ______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какова эффективность моих действий? (Чему научился?Что необходимо еще сделать?)
Таким образом, обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам требует серьезной и кропотливой предварительной работы.
Переход на обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет: усилить поисково-исследовательский, проблемный характер содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательной программы; формировать портфолио обучающегося, сосредоточить контрольно-оценочную деятельность педагога на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы; перевести контрольно- оценочную деятельность педагога на помощь в освоении обучающимися способов учения и на фиксацию их достижений.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящее время нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период в объединении сразу. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Изучив и проанализировав литературу по вопросу построения индивидуального образовательного маршрута, мною был составлен пример индивидуального образовательного маршрута для одаренныхобучающихсяЦентра по разным направлениям деятельности и предложен педагогам (приложение 1).
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и педагогического коллектива, реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающегося в условиях дополнительного образования.
Приложение 1
Пример индивидуального образовательного маршрута
Обучающего(ей)ся____________________________________________
(название детского объединения)
Художественное направление
1. Фамилия, имя, отчество обучающего(ей)ся
2. Возраст:_________, дата рождения__________
3. Год обучения в детском объединении________
год вступления в объединение________________
4. Характеристика личностных качеств (краткая):
5. Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:
способствовать наиболее полной реализации индивидуальных творческих способностей (наличие достижений).
6. Этапы образовательного маршрута.__________________________________________________
Этап / цель | Содержание | Предполагаемый результат |
Начальный этап Цель: выявить индивидуальные интересы и творческие потребности на данном этапе. | 1. Беседы и наблюдения за обучающимся во время занятий. 2. Проведение анкетирования по изучению мотивации и творческих способностей. 3. Выявление индивидуальных творческих желаний и интересов. 4. Индивидуальные занятия по | 1.Развитие индивидуального интереса к декоративно-прикладному или изобразительному искусству. |
2. Подготовка к мероприятиям, раскрывающим творческие возможности. 3. Участие в конкурсах. | ||
Этап развития Цель: способствовать дальнейшему развитию и реализации творческих способностей обучающегося. | 1. Проведение методик по изучению уровня самооценки и притязаний, по изучению темперамента. 2. Продолжение индивидуальных занятий. 3. Усложнение видов творческой деятельности, подготовка к участию в конкурсе. | 1. Высокий уровень участия в городских, районных и областных конкурсах. 2. Развитие творческих способностей, самооценки и уровня притязаний. |
Этап саморазвития Цель: содействовать выходу творческой деятельности обучающегося на новый, более высокий уровень | 1. Совместный подбор и обсуждение нового творческого материала. 2. Индивидуальная работа над творческим проектом. | 1. Высокий уровень участия в конкурсах разного уровня. 2. Развитие субъектной позиции и креативности. |
7. Учебно-тематический план
№ п/п | Дата, время | Тема занятия, количество часов | Содержание занятия (краткое) | Используемые технологии, формы и методы | Предполагаемый результат занятия |
8. Способы оценки успехов обучающегося
9. Работа с родителями___________________________________
Педагог (ФИО педагога)
Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающегося
Средства реализации индивидуального образовательного маршрута
Одним из средств реализации индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) может стать исследовательская деятельность обучающегося. Наиболее благоприятные условия в этом плане предоставляет дополнительное образование, т.к. ребенок может реализовать свое личностное право на свободу выбора.
Использование возможностей дополнительного образования позволяет формировать у детей знания, умения и навыки исследовательской деятельности, а также важные для них черты характера (усидчивость, ответственность, аккуратность, организованность, дисциплинированность и др.), развивать необходимые способности (способность к целеполаганию, систематизации, поиску информации, устной коммуникации).
Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности
Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности представляет собой систему взаимосвязанных элементов:
Основания для разработки ИОМ могут включать:
- определенный предшествующий опыт проектной или исследовательской деятельности обучающегося;
- личные мотивы обучающегося;
- необходимость развивать определенные личностные качества.
Цель и задачи ИОМ, прежде всего, определяются самим ребенком, педагог также ставит свои цели и задачи, но все они должны работать на одни и те же результаты, связанные с развитием обучающегося. Например, ребенок впервые собирается проводить исследование и ставит перед собой цель - научиться его проводить, тогда педагог может способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей обучающегося в процессе исследовательской деятельности. Если одна из задач ребенка - научиться правильно, излагать результаты исследования и справляться с волнением, то задача педагога - способствовать развитию навыков публичного выступления, а результатом будет - четкая, внятная речь ребенка.
Особенность содержания ИОМ обусловлена особенностями содержания исследовательской деятельности, которое напоминает содержание научного исследования и предполагает осуществление основных этапов исследовательского процесса в упрощенной, доступной форме:
- выявление, уточнение и формулировка проблемы;
- выдвижение гипотез;
- формулирование темы исследования;
- работа с различными источниками информации;
- проектирование исследования (постановка цели и задач, выбор методов,
обозначение сроков);
- осуществление исследовательского плана, проверка выдвинутых гипотез;
- формулировка результата;
- оценка значимости полученного нового знания.
Организуя поэтапно исследовательскую деятельность, педагог осуществляет сопровождение обучающегося. В большинстве случаев работу с обучающимися по ИОМ, следует начинать не ранее, чем через полгода обучения в объединении. За это время у детей через специально организованные занятия можно сформировать достаточно устойчивый интерес и готовность к исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность предполагает проведение индивидуальных занятий с обучающимися. Но занятия по основам научного исследования (выбор темы исследования, выработка гипотезы, работа с различными источниками информации и др.), тренинговые занятия (например, тренинг публичного выступления) эффективнее проводить в групповой форме.
В ИОМ также отражены результаты развития исследовательских компетенций обучающегося, которые один раз в полугодие оцениваются педагогом.
Диагностические средства мониторинга
Такими средствами являются:
• собеседование в процессе работы;
• анализ исследовательской работы;
• анализ выступления обучающегося;
• наблюдение;
• отчет о работе педагога.
Таким образом, модель ИОМ может служить инструментом управления исследовательской деятельностью и развитием обучающегося.