В оценке данных обстоятельств использованы предыдущие произведения автора: «Прерванный полёт», «Дерзость», «Приказано огня не открывать».




ОПАСНЫЙ ПЕРЕХВАТ

Опыт прошлых лет.

Россия сегодня напоминает «осаждённую крепость», а телевизионные новости подобны сводкам с фронта. А ведь народ и без того накручен бытовыми неурядицам так, что гляди того выйдет на улицы и потребует сатисфакции у властей. Это в лучшем случае, а в худшем скажет: «Хватит, надоело ждать и постоянно затягивать пояса. Пусть порулят другие, гляди и жизнь станет веселее, а общество справедливее».

Ну, а райская доля на небесах людей тоже не прельщает, чай не в каменном веке живём. Ведь хочется жить достойно, как подобает в богатой и счастливой стране, а не ждать подачек с барского стола. Жизнь то у всех одна и все это понимают - от мала до велика. Более того, наглядный пример «достойного бытия» всегда перед глазами. Смотрите и «завидуйте», я гражданин великой страны! И пусть враги не зарятся на наше богатство! Правда, в чьих оно теперь руках трудно сказать!? Разве только лицезреть на сказочные дворцы и иную роскошь новых хозяев жизни.

Но мы всегда готовы умереть в борьбе за «это». И, если раньше искали своё счастье в далёкой Гренаде, то ныне оно нам светит заманчивым огоньком в разорённой войною Сирии. Вот такие теперь времена! Такие песни придумала жизнь и поди разберись, где правда, а где ложь. Кто здесь свой, а кто уже чужой. Вот только страна у нас одна и её надо кому-то беречь, а не стравливать людей, постоянно запугивая их новыми страшилками из телеэкранов.

* * *

А теперь о самих страшилках... Здесь надо сказать прямо, какую только «околесицу» сегодня не несут наши журналисты и им за это исправно платят большие деньги. Вот они и стараются, скажем, так «от души» возбуждать у граждан «патриотические чувства», не понимая того, что вместе с этим они «раскалывают» общество и сеют ненависть к другим странам и народам. Конечно, если всё это не является, чьим-то злым умыслом, скрытым в чёрном пиаре.

Наверное, поэтому мы постоянно слышим, как нас опять пытаются поставить на колени, а мы миролюбивые и кристально чистые только и успеваем отбиваться от «супостатов». Тем не менее, «проклятые американцы» вот уже совсем рядом размещают свои ракеты, а их разведывательная авиация и боевые самолёты постоянно летают вдоль наших границ. И нам кажется, что действительно это ненормальная ситуация. В общем, мир сошёл с ума и стоит уже на краю пропасти.

Теперь встаёт закономерный вопрос, а раньше, что было по-другому? Нет, всё было точно так же, даже пуще того, но не было столько тревог и агрессии в освещении подобных явлений. Здесь хочется отметить, что несмотря на миролюбивые инициативы СССР и договоры с США о взаимном сдерживании наступательных ядерных сил, авиация НАТО ежедневно вела интенсивную разведку вдоль союзных границ.

Правда, в воскресные и праздничные дни лётчики отдыхали, а в это время «работали» разведывательные корабли стоящих месяцами на якоре в нейтральных водах. Однако в будни, как по расписанию, один за другим появлялись самолёты-разведчики и часами барражировали вдоль рубежей Союза. Надо сказать, что это были целые летающие лаборатории на базе «Боингов» с экипажем 3-4 человека и группой операторов в 12-16 человек.

Боевые же самолёты НАТО, типа «тактический истребитель» в это же время подходили к границе порою на сотни метров и шли по её внешнему контуру. Общую картину на этом фоне дополнял стратегический самолёт разведчик США СР-71, который появлялся у границ СССР, с определённой периодичностью, вызывая озабоченность у расчётов противовоздушной обороны (это о западных рубежах).

Особенно дерзко вели себя истребители ФРГ «Торнадо» и шведские «Виггены», которые «ходили» всегда парами на предельно малых высотах буквально по самой кромке границы. Они, то и дело исчезали с экранов РЛС, а затем появлялись вновь и опять бесследно растворялись над водами Балтийского моря.

Не менее профессионально действовали у кордона тяжёлые самолёты-разведчики, так «Атлантик» барражировал на удалении - 5 км., «Орион» около - 15 км., а «РС-135 порядка - 40-50 км. Таким образом, в день могли работать в непосредственной близости у западной границы 1-2 пары истребителей НАТО и Швеции, а так же 3-4 одиночных самолёта-разведчика.

Естественно, что в готовность к открытию огня приводились все наземные приграничные средства ПВО, а на перехват поднимались в небо дежурные истребители. Однако страна в это время жила своей обычной жизнью и никаких тревожных вестей с границ не поступало.

Поэтому каждый рачительно делал своё дело, а так же активно велась борьба за мир и сокращение ядерных арсеналов. Ну а «защитники неба», как водится, находились всегда в «постоянной» боевой готовности к немедленному открытию огня по нарушителям воздушной границы и отражению внезапного удара по СССР.

Хотя здесь необходимо сказать о том, что для боевых самолётов и кораблей иностранных государств, находящихся в «нейтральных водах» ограничений никогда не существовало, не существует их и поныне. Поэтому они, так же как и мы, летали и будут (будем) летать вдоль границ своих потенциальных противников.

* * *

Теперь об истребительной авиации СССР, которая постоянно осуществляла перехваты и сопровождение иностранных боевых самолётов. Особое внимание, здесь конечно уделялось истребителям - разведчикам, которые в считанные секунды могли, пересечь советскую границу и остаться безнаказанными. По ряду причин это могло произойти и неумышленно, тем не менее, нарушение было бы всё равно зафиксировано.

Однако таких случаев практически не происходило, что говорит о высоком уровне подготовки боевой техники и самих пилотов НАТО и их союзников шведов, которые могли длительное время идти по самой кромке советской границы, повторяя каждый её выступ и углубление.

В это же самое время советские истребители следовали за ними чуть выше и правее, находясь в постоянной готовности к открытию огня в случае необходимости. Тем не менее, это могло быть лишь при нарушении боевыми самолётами НАТО государственной границы в воздушном пространстве СССР. Хотя были случаи, когда иностранный самолёт нарушитель границы «в отместку» за данный инцидент был уничтожен уже в «международных водах».

* * *

Подобные неординарные действия, так же как и уничтожение «пассажирских самолётов», средствами противоздушной обороны в 100% случаев можно смело отнести к «преступной халатности» тех воинских начальников и командиров, которые применяли по ним оружие. К большому сожалению, никто из них не был осуждён «международным трибуналом», за подобные действия, что может означать лишь одно: ящик Пандоры всё ещё открыт, а это касается каждого из нас, кто пользуется услугами авиационных компаний.

Ахиллесовой пятой в этом деле были не только вседозволенность и беззаконие тех, кто отдавал подобные приказы, но и «отсутствие возможности» у лётчика-истребителя или командира боевого корабля выйти на связь с пилотом, нарушившим государственную границу. Просто не было для этого установленных радиочастотных каналов и «чётких указаний» связываться в такой ситуации с кораблём, экипажем истребителя или пассажирским лайнером.

Однако, к средине восьмидесятых на командных пунктах ПВО и у лётных экипажей появились частоты самолётов зарубежных государств и разговорные таблицы на английском языке. Таким образом, иностранного лётчика (в том числе и пассажирского лайнера) можно было оповестить о нарушении государственной границы и передать ему приказ покинуть чужую территорию, а в случае не выполнения им команды предупредить об открытии огня или принуждении его к посадке.

* * *

Нынешние же клики журналистов о том, что вот наш лётчик «отогнал» американца от границы или же, пролетев «впритирочку» с ним, «напугал» его, являются не более чем «фэйк ньюс». Хотя в большей степени это относится к «злорадству», а так же к непрофессиональным и опасным действиям безрассудных пилотов. По сути это называется «бахвальством», нежели разумной инициативой, а уж тем более геройством.

Подобные трюки уже стоили жизни не одному экипажу в славное советское время. Однако престиж страны от этого ни сколько не повысился, а вот, потери лётчиков и боевых машин были ощутимыми.

Более того необходимо учитывать тот факт, что в случае нарушения правил перехвата или несанкционированного применения оружия, противная сторона тоже может ответить аналогичными действиями и неизвестно, кто тогда первым обратится в смертельный штопор. Выписывать же пируэты скоростному истребителю перед тяжёлым «безоружным» разведчиком с массой пассажирского «Боинга» - это просто не уважать свою профессию.

Поэтому не стоит, используя информационное пространство, подогревать такие настроения у военнослужащих. Ведь нашим лётчикам хорошо известны правила перехватов и международные требования к обеспечению безопасности при выполнении этих сложных задач.

Ну а теми, кто отдаёт такие приказы и выполняет их, пусть занимается военная прокуратура. Это её прямая обязанность, давать правовую оценку подобным действиям. Просто надо помнить о том, что даже малейшая искра может вызвать большой пожар военного конфликта.

Кодекс чести.

Для этого случая стоит напомнить о том, что ещё в 1972 году было подписано Соглашение между Правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним. В статье № 4 этого Соглашения не случайно прописаны следующие строки:

«Командиры экипажей самолётов каждой из Сторон должны проявлять «величайшую осторожность и благоразумие» при приближении к самолётам и кораблям другой Стороны…, и в интересах взаимной безопасности не должны допускать имитации атак путём имитации применения оружия…».

Дополнений в данном случае не требуется! Всё верно, более того, это было написано кровью наших пилотов. Повторять подобное нет никакого смысла и патриотизм тут вовсе не причём.

Однако нам точно станет лучше жить, если вся наша позитивная энергия будет направлена на борьбу с коррупцией, разрушающей страну, на улучшение социальных условий, искоренения бедности и наркомании, сохранению природных богатств и здоровой экологической среды. Одним словом за наше настоящее и будущее наших детей.

Ну а вопрос, кому, где летать или плавать тоже не должен вызывать особых затруднений, так как «нейтральные воды» находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств. То есть являются «международными».

Другое дело, «территориальные воды», а это 12 морских миль (22,2 км), вот они, «да», находятся под суверенитетом прибрежных государств, а точнее, за его государственной границей. Здесь конечно уже не полетаешь, но об этом и речи никогда не шло и не идёт. Правда, если эта граница была нанесена «незаконно» или «ошибочно», а такие случаи в практике тоже имели место.

Здесь стоит напомнить о том, что для советских бомбардировщиков, выполняющих боевые задачи в нейтральных водах у чужих берегов, на карте штурмана была проведена красная линия в 50 километров от береговой черты, пересекать которую строго запрещалось. Это было своеобразное табу, чтобы не превратиться за считанные секунды в решето и не оказаться потом на дне океана.

Более того, при отработке совместных задач с ВВС НАТО, на борту у советских ракетоносцев находились военные переводчики из числа офицеров. Таким образом, в случае необходимости, всегда можно было связаться по двухсторонней связи с боевыми самолётами зарубежных государств или их наземными пунктами управления. Эта важная деталь позволяла тогда избежать конфликтов в воздушном пространстве у границ Североатлантического блока.

* * *

Надо сказать что, используя своё законное право беспрепятственно находиться в «нейтральных водах», сегодня выполняют свои боевые задачи стратегические бомбардировщики и ядерные подводные лодки России. И всё это делается не для угроз, а с целью обеспечения собственной безопасности. Хотя подобная ситуация на первый взгляд выглядит парадоксальной, но такова реальность, а у неё уже свои законы.

А ведь бывало и так, что советские пилоты уничтожали в нейтральных водах не только военные, но и пассажирские самолёты, а тяжёлые ракетоносцы облетали на опасной высоте американские авианосцы с ядерным оружием на борту. Всё это было и никуда оно не ушло из нашей памяти, но мир всё же изменился, а в чём-то остался прежним и это надо учитывать!

Сдерживать эти преобразования всё равно, что препятствовать техническому прогрессу и желанию народов жить в безопасном мире, а это сегодня уже не возможно. Значит надо договариваться о правилах мирного сосуществования и, в первую очередь, о «не распространении ядерного оружия», как более опасного оружия на земле, хотя и нынешние «обычные» средства поражения становятся не менее опасными и разрушительными.

Справедливости ради надо сказать ещё о том, что Россия после распада СССР оказалась в затруднительном положении, так как практически лишилась своих «буферных зон», то есть окружающих её союзных республик и стран Восточного блока, входящих некогда в Варшавский договор. Более того, ситуация осложнилась и тем, что эти бывшие союзники и братские народы (за некоторым исключением) дружно устремились в Евросоюз и НАТО.

Однако пытаться остановить все эти процессы всё равно, что препятствовать соседу, ставить металлическую дверь в свою квартиру. Ведь существует законное право, которое позволяет государствам создавать оборонительные блоки, а суверенным странам быть их членами. И никто не вправе навязывать им иные условия.

Поэтому, чтобы обеспечить свою безопасность, остаётся только одно укреплять границы и совершенствовать оборонное оружие, обеспечивающее их защиту. И, конечно же, не стоит уповать на некий «искусственный интеллект» предвкушая, что мир уже завтра будет у наших ног. Нет, «целостный мир» всегда будет впереди нас, а мы будем неустанно следовать за ним, являясь частью его цивилизации.

Другое дело, восстанавливать дружеские отношения и утраченные связи со всеми бывшими республиками Советского Союза и странами социалистического содружества, а возможно и самим стать членом Североатлантического блока и играть там ведущую роль в укреплении безопасности ради всеобщего блага народов.

Всё же есть хороший опыт и авторитет Советского Союза, как одного из участников в создании Организации Объединённых Наций и значимого влияния в ней. Конечно, для этого нужна более взвешенная и разумная внешняя политика, обладающая позитивной энергией и большой притягательной силой. Тогда на деле будет лучше, чем находиться в постоянном противостоянии со всем миром.

Ведь на протяжение всей нашей истории не только Европа, но и весь мир не разрешил ни одного «значимого» военного конфликта без участия России, что позволяло ей защищать свои интересы и выстраивать более эффективные связи с другими государствами.

* * *

Теперь, вернёмся к самому началу повествования и ответим на главный вопрос: «Что же всё-таки означает - это короткое, но очень ёмкое слово «перехват», и с какой целью, он вообще осуществляется?»

И так, в случае появления в зоне ответственности соединения ПВО неопознанной воздушной цели, командир авиационного полка или его оперативный дежурный подымают в воздух истребитель-перехватчик с полным комплектом вооружения. На данный экипаж возлагаются следующие задачи:

- Первое - провести идентификацию воздушного судна, определив его тип и государственную принадлежность. Важным здесь является всё же вид самолёта, гражданский он или военный. Если гражданский - то какой это самолёт - транспортный, пассажирский или легкомоторный, если же он военный, то - боевой, транспортный или самолёт-разведчик.

Суть в том, что по каждому виду воздушных судов в случае нарушения ими государственной границы или коридоров полёта осуществляются различные действия. К примеру, огонь на поражение при пересечении границы можно открывать только по «боевым самолётам», а остальные следует лишь сопровождать или принуждать к посадке.

Хотя известны факты, когда советские военачальники вопреки всем международным нормам права и собственным приказам сбивали пассажирские самолёты. И как водится у нас, их ещё потом выдвигали на вышестоящие должности или представляли к правительственным наградам. Наверное, так делалось «назло врагам», однако всё это выглядело мерзко и недостойно великой страны и её народа.

- Второе - после идентификации воздушного судна, лётчик-истребитель производит его сопровождение, выполняя при этом все меры предосторожности в полёте. Кстати, к одной из этих мер, определённых международными правилами относится «фиксация расстояния», которое надлежит неукоснительно соблюдать при сближении с другим самолётом.

- Третье - в случае необходимости, пилот связывается с экипажем нарушителя и отдаёт ему соответствующие команды, предупреждая о факте нарушения им коридоров полёта или государственной границы, а так жео его ответственности за невыполнение данных требований. Обо всём этом он постоянно информирует свои наземные службы.

- Четвёртое - в случае явной необходимости (бедствия) лётчик-истребитель по команде с земли оказывает содействие экипажу, к примеру, в обходе им грозового фронта или вынужденной аварийной посадки на один из ближайших аэродромов.

При этом оба самолёта могут пересечь государственную границу, а потом, избежав угрозы выйти обратно за её пределы.В практике такие случаи имели место быть, и никто от этого не пострадал, не люди, не престиж государства.

- Пятое - в случае умышленного нарушения иностранными «боевыми самолётами» государственной границы России в воздушном пространстве открывать по ним огонь на поражение. Другие воздушные суда в аналогичных случаях, если они не представляют собою угрозы, а так же нарушителей режима полётов принуждать к посадке.

Все решения на применение оружия принимаются на «земле» и заблаговременно передаются пилоту по радиосети. В особых случаях, лётчик может сам принять решение, на открытие огня, исходя из поставленной ему боевой задачи.

Вот «примерно» такой алгоритм действий и профессиональный «кодекс чести» лётчика-истребителя, нарушать который никак нельзя, а тем более, кому-либо подталкивать пилота к неправомерным действиям.

В завершение необходимо сказать о том, что правила полётов и перехвата воздушных судов касаются в равной степени всех государств мира, а значит «всех» экипажей гражданской и военной авиации и никаких особых преференций никому не предписано.

Примечание:

В оценке данных обстоятельств использованы предыдущие произведения автора: «Прерванный полёт», «Дерзость», «Приказано огня не открывать».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: