Элементы межпредметности на традиционных занятиях




Необходимо использовать элементы метапредметности и на обычных занятиях. Рассмотрим пример, связанный с изучением дисциплины «Русский язык». На уроках в 10–11 классах, направленных на формирование речевых компетенций, учитель обычно просит подростков подготовить публичное выступление на определенную тему. Предположим, что один из ребят должен сделать сообщение об эпохе Петра I. С этой целью школьник обращается и к историческим книгам, и к произведениям художественной литературы (например, к роману А.Н.Толстого «Петр I»). Он также может дополнить свое выступления показом репродукций картин знаменитых художников. В процессе такой работы школьнику предстоит отобрать необходимый материал, изучить тексты книг, выделив в них нужную информацию и т. д. Знания и умения, формируемые в процессе такой работы, являются универсальными, ведь подобного рода деятельность используется почти на всех дисциплинах, кроме того, приобретенные навыки пригодятся ребятам, когда они продолжат обучение в колледже или институте.

Большие возможности для формирования разных метапредметных умений предоставляет дисциплина «Иностранный язык». Программа по данному предмету предполагает использование разнообразных лексических тем (выше уже упоминалась методическая периодика, в которой материалы дисциплины «Английский язык» интегрируются с другими школьными предметами). Таким образом, получается, что в процессе работы над соответствующими текстами и упражнениями ребенок приобретает знания и по иностранному языку, и по другому предмету.

Обязательные лексические темы страноведческого характера тесно переплетаются с темами уроков истории и географии. Например, для английского языка это могут быть материалы по теме Великобритании. В процессе работы с соответствующими текстами ребята не только осваивают и закрепляют лексику и грамматические конструкции, но и узнают новую информации. Либо они вспоминают и закрепляют материал, если он уже был изучен на уроках по другим предметам. Изучая по французскому языку темумир животных, дети не только расширяют свои познания в иностранном языке и в биологии, но и учатся бережно относиться к братьям нашим меньшим.

Выполняя письменные задания и упражнения по иностранному языку, ребята могут использовать умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка. Педагоги должны обращать внимание школьников на элементы, свойственные как русскому, так и иностранному языку. В частности, это наличие синонимов и омонимов, использование префиксов и суффиксов при образовании новых слов и т.д.

При изучении иностранного языка следует давать читать ребятам произведения авторов – носителей языка. Пусть даже в некоторых случаях это будут лишь фрагменты из книг и адаптированные тексты. По прочтении произведений англоязычных (франко-, немецко-, испанско- или италоязычных) авторов нужно давать школьникам задания, подобные тем, которые они получают на уроках литературы. Например, изучающим английский язык можно дать роман Ш.Бронте «Джейн Эйр» и/или пьесу Дж.Б.Шоу «Пигмалион». В последнем случае можно предложить детям чтение по ролям, аналогично тому, как они делают на занятиях по литературе, когда работают над драматическими произведениями. В дальнейшем можно поставить с ребятами спектакль по этой и/или другим пьесам.

Изучение любого иностранного языка направлено на развитие коммуникативных компетенций. Сформированные на школьных занятиях навыки говорения, умения и вести диалог обязательно пригодятся учащемуся, когда он отправится в путешествие за границу или будет общаться с гостями из других стран.

Таким образом, современная школа предоставляет педагогу возможность использования разных вариантов метапредметности. И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельностьность не просто развивает универсальные учебные действия школьников, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.

 

 

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Программа развития универсальных ученых действий [Электронный ресурс] / А.Г.Асмолов. - Режим доступа: stanart.edu.ru/attachment.aspx?id=127, свободный. - Загл. с экрана.

2. Вяземский, Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем / Е.Е. Вяземский. - М.: Просвещение, 2012.

3. Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. - Режим доступа: https://www.ug.ru/archive/36681. свободный.

4. Громыко, Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретикопрактическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства/Ю.В. Громыко. - Минск: Технопринт, 2000.

5. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М., 2008.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu. ги/. свободный. - Загл. с экрана.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://standart.edu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: