Речевая карта обследования ребенка с ФФН
I. Анкетные данные ребенка
Фамилия, имя ___________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________
Дата поступления в группу ________________________________________
Откуда поступил _________________________________________________
Жалобы родителей _______________________________________________
_____________________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________
_______________________________________________________________
II. Анамнез
От какой беременности ребенок ____________________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) ______________________
_____________________________________________________________
Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) _______________________________________________
_____________________________________________________________
Когда закричал _________________________________________________ Асфиксия (красная, синяя, белая) __________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный) ______________________
Вскармливание:
а) когда принесли кормить _________________________________________
б) грудное или искусственное ______________________________________
Выписался из роддома на ___ день, если задержался, то почему _____
______________________________________________________________
III. Раннее физическое и психическое развитие
Начал держать голову ____ (N к 2 мес.), сидеть ____ (N к 6 мес.)
стоять с помощью опоры _____(N к 8-9 мес.), ходить ___ (N к 1 году)
Гуление ___(N в 2-3 мес.), лепет ___ (N в 5-6 мес.), первые слова ___(N к1 году), первые фразы __(N к 1,5- 2 годам), фразовая речь __ (N к 3 годам)
Перенесенные заболевания:
а) до 1 года _____________________________________________________
_____________________________________________________________
б) после 1 года ___________________________________________________
______________________________________________________________
Ушибы, травмы головы ___________________________________________
_____________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие _________________________________
_____________________________________________________________
IV. Речевая и социальная среда
Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения____________________
______________________________________________________________
Наличие в семье двуязычия (билингвизм); какой язык преобладает в общении _____________________________________________________________
С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой …) ______
_____________________________________________________________
Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста __________________
_______________________________________________________________
V. Объективные медицинские данные о состоянии здоровья
Неврологический статус (невропатолог) _____________________________
Состояние слуха (отоларинголог) ___________________________________
Состояние зрения (окулист) ________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог) ______________________________
Общее состояние здоровья (педиатр) _______________________________
_____________________________________________________________
VI. Разговорно-описательная беседа
(цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)
Как тебя зовут? _______________________________________________
Сколько тебе лет? _______________________________________________
Где ты живешь? _________________________________________________
С кем ты живешь? ________________________________________________
Как зовут маму, папу? ____________________________________________
_____________________________________________________________
Есть ли у тебя брат (сестра)? ______________________________________
_____________________________________________________________
Кто работает в твоей семье? А кто учиться? ________________________
_____________________________________________________________
С кем ты дружишь в детском саду? ________________________________
______________________________________________________________
Помогаешь ли ты взрослым дома? __________________________________
_____________________________________________________________
Что ты умеешь делать? ___________________________________________
_____________________________________________________________
Какая у тебя любимая сказка? О чем она? ____________________________
________________________________________________________________
______________________________________________________________
Другие сведения об окружающем мире ____________________________
_____________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Моторная сфера
1. Состояние общей моторики ____________________________________
_____________________________________________________________
2. Состояние мелкой моторики ___________________________________
_______________________________________________________________
3. Ведущая рука _________________________________________________
(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)
Вывод: ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Состояние психических процессов
1. Внимание _________________________________________________
________________________________________________________________
(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности …)
2. Память:
а) запоминание предметов (слов) ___________________________________
_____________________________________________________________
б) добавление предмета в линейный ряд ___________________________
________________________________________________________________
в) уменьшение предметов в линейном ряду __________________________
________________________________________________________________
г) заучивание слов при 1, 2, 3, 4 – кратном повторении ________________
3. Зрительное восприятие:
а) узнавание предметов в неполном изображении ______________________
_____________________________________________________________
б) узнавание предметов в условиях наложения ________________________
_____________________________________________________________
в) силуэтное изображение ________________________________________
______________________________________________________________
4. Восприятие цвета, оттенков ___________________________________
_____________________________________________________________
5. Восприятие формы _________________________________________
________________________________________________________________
6. Пространственные представления______________________________
______________________________________________________________
(справа ___, слева ___, впереди ___, сзади ___, выше ___, ниже ___ дальше __, ближе __, в центре ___)
7. Временные представления____________________________________
________________________________________________________________
а) части суток ___________________________________________________
_____________________________________________________________
б) времена года __________________________________________________
_____________________________________________________________
г) дни недели __________________________________________________
________________________________________________________________
8. Мышление _________________________________________________
______________________________________________________________
а) обобщение словом ____________________________________________
______________________________________________________________
б) исключение «4-го лишнего» ___________________________________
______________________________________________________________
в) складывание разрезных картинок ________________________________
______________________________________________________________
г) восстановление сюжета (серия картинок) ___________________________
_______________________________________________________________
д) понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки») _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
9. Математические представления _______________________________
_____________________________________________________________
а) прямой счет ___________________________________________________
_____________________________________________________________
б) обратный счет _________________________________________________
_____________________________________________________________
в) простейшие арифметические действия _____________________________
_____________________________________________________________
10. Работоспособность (снижена, достаточна…) _____________________
________________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
IX. Обследование артикуляционного аппарата
Губы ___________________________________________________________
(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)
Зубы __________________________________________________________
(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)
Челюсти ________________________________________________________
(норма, прогения, прогнатия)
Прикус _________________________________________________________
(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса)
Твёрдое нёбо __________________________________________________
(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое нёбо__________________________________________________
(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)
Язык __________________________________________________________
(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)
Подъязычная связка ________________________________________
(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)
Кончик языка __________________________________________________
(норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)
Позиция языка в полости рта ________________________________
(правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении) __________________________________
Вывод: _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
X. Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы __________________________________________________________
_____________________________________________________________
(достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку» …; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма) ____________________________________________________________
Язык ___________________________________________________________
_____________________________________________________________
(подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация (отклонение языка в сторону), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание), изменение цвета; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма)
Саливация_______________________________________________________
(норма, повышенная …)
Состояние дыхательной и голосовой функций ________________________
_______________________________________________________________
а) тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное) _______________________________________
в) характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …) _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Выразительность речи ____________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая…)
Выразительность речи ____________________________________________
(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая…) _____________________________________________________________
_______________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________