Философские взгляды А. Ф. Лосева




«Лучше страдание со смыслом, чем счастье без смысла». А.Ф.Лосев

Алексей Федорович Лосев родился 10 (22) сентября 1893 года. Русский философ и филолог, видный деятель советской культуры. Профессор, доктор филологических наук. Родился в Новочеркасске, где окончил гимназию, в которой находился храм в честь святых Кирилла и Мефодия — покровителей философии и филологии. Учился на отделении философии и классической филологии историко-филологического факультета Московского университета. В 1919 г. Лосева избирают профессором классической филологии Нижегородского университета, а затем действительным членом Академии художественных наук и профессором Государственного университета музыкальных наук. В начале 1920-х гг. расширяется круг философских интересов и общений Лосева: психологическое общество при Московском университете, религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, философский кружок имени Лопатина, Вольная академия духовной культуры, включая таких деятелей русского религиозного возрождения, как В.И. Иванов, H.A. Бердяев, П.А. Флоренский и других. С 1922 по 1929 г. Лосев преподавал эстетику в Московской консерватории, где общался с преподававшими там же известными музыкантами и математиками М.Ф. Гнесиным и С.Г. Нейгаузом, H.H. Лузиным и Д.Ф. Егоровым. Именно в это время у него выходит в свет цикл философских сочинений: "Античный космос и современная наука", "Музыка как предмет логики", "Философия имени", "Диалектика числа у Плотина", "Диалектика художественной формы", "Критика платонизма у Аристотеля", "Очерки античного символизма", знаменитая "Диалектика мифа".

Основная философская мысль А. Лосева выражена в его главной работе — "Философия имени". В ней он сделал своеобразный синтез феноменологии и платонизма. трактат «Философия имени» является не богословским произведением, а относится скорее к философии языка и лингвистике.
Учение о Божественных энергиях является общецерковным и полностью опирается на Священное Писание. Поэтому, когда говорится об энергетизме русской философии имени, его нужно строго отличать от богословского учения об энергиях Бога, ибо «Бог – не предмет науки, и богословие радикальным образом отличается от философского мышления: богослов не ищет Бога, как ищут какой-либо предмет, но Бог Сам овладевает богословом, как может овладеть нами чья-то личность» (Н.В. Лосский). Данное различие тем более нужно фиксировать потому, что эта философия и по интенции, и по теме, как никакая другая близка к богословию. Однако она лишь соприкасается с богословием и находит в нем опору, но никак не сливается с ним. Это важно подчеркнуть, так как сейчас начали раздаваться голоса в пользу некоего объединения богословия, философии и науки именно в связи с возобновившимся обсуждением проблемы имяславия. Хотя, конечно, подобная идея проводится в более широком плане, причем приоритет отдается науке, ибо, как считают некоторые ученые, современная наука вновь может подтверждать или опровергать данные духовного опыта. Имея в виду подобные тенденции, следует вполне серьезно отнестись к тому, что А.Ф. Лосев назвал свою работу «Философия имени», с целью дать именно философскую интерпретацию тому сложнейшему кругу проблем, которые раскрылись в связи и имяславскими спорами.1
В своем трактате Лосев выявил шестьдесят семь смысловых моментов слова, которые он свел затем в одну таблицу, в порядке восходящем от абсолютной тьмы «ничто» к свету смысла, тогда как лингвистические концепции в крайних случаях довольствуются только тремя и четырьмя моментами. Но даже тогда, когда фиксируется большее их количество, остается не проясненным начало, объединяющее эти моменты. О лингвофилософских изысканиях Лосева, нарисовавшего столь богатую смысловую картину слова, нужно сказать, что она остается недоступной никакому современному лингвистическому методу. Философия имени, по Лосеву, совпадала с диалектикой самосознания бытия и философией вообще, так как имя, понятое онтологически, являлось вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.

В своих философских работах, до запрета ЦК ВКП(б) заниматься философией, А. Лосев отрицательно относился к противопоставлению идеализма и материализма. Главная философская мысль — единство идеи и материи, духа и материи, бытия и сознания. Идея одухотворяет материю, материя создаёт плоть идеи, так сказать овеществляет дух. В своих поздних работах он предпринял попытку в определённой мере сблизить своё философское учение с марксизмом, но органического синтеза не получилось, потому что оказалось невозможным совместить стиль чистого философствования с жестко идеологизированной системой марксизма тех лет.

 

 

Список источников:

1. Султанов А.Х. Слово и термин: Пролегомены к философии имени: Монография. – М.: РУДН, 2007.- С. 145.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: