Группа 4 «Мастер по обработке цифровой информации»
ПЛАН УРОКА № 41
Тема: Общественно-политическая жизнь и «культурная ревоюция» в СССР
Тема урока: Политическая система в СССР
Задачи урока:
- сформировать у обучающихся представление о политической системе в СССР;
- создать условия для развития познавательного интереса обучащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с конспектом;
- содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
План
Основные тенденции политической жизни. Нарастание репрессий.
Большой террор”.
Сущность сталинского режима
Основные тенденции политической жизни. Нарастание репрессий
Ведущей тенденцией общественно-политической жизни 30-х гг. было укрепление репрессивно–бюрократических порядков и личной власти Сталина. Нарастание недемократических тенденций в жизни нашего общества после 1917 г., было длительным процессом, прошедшим ряд стадий. Важные шаги в этом направлении были сделаны уже в первые годы большевистского правления, особенно” в период “военного коммунизма”.
XVII съезд. Говоря же об укреплении личной власти Сталина, следует подчеркнуть, что он стремился, с одной стороны, усилить повиновение народа, с другой стороны, подавить определенную оппозицию в самой партийной верхушке. Существование недовольства политикой Сталина выявилось на XVII съезде партии в начале 1934 г. Убийство Кирова, показательный процесс над «троцкистами», усиление репрессий.
В этой атмосфере 5 декабря 1936 г.съезд Советов утвердил новуюКонституцию СССР. Советский Союз был провозглашен социалистическим государством рабочих и крестьян. Его политической основой объявлялись Советы, экономической — общественная собственность. Конституция говорила о широких демократических правах граждан — свободе печати, слова, собраний, демонстраций и т.п., но никаких гарантий этих прав Конституция не давала.
Большой террор”.
Непрерывно усиливавшиеся после убийства Кирова репрессии достигли своего пика в 1937 –1938 гг. К этому времени у Сталина созрела идея всеобщей чистки руководящих кадров, “кадровой революции”. Исполнителем намеченной линии стал новый глава НКВД Н. Ежов (поэтому потом период террора называли “ежовщиной”).
В феврале–марте 1937 г. состоялся пленум ЦК ВКП(б), на котором Сталин выдвинул тезис о непрерывном “обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму”. Он доказывал, что вся страна, партия, в том числе руководящие кадры переполнены замаскировавшимися “врагами”, “троцкистскими двурушниками”, “шпионами” и т.д. Таким образом обосновывалась необходимость массовых репрессий.
Сущность сталинского режима
В отечественной и зарубежной литературе существует чрезвычайное разнообразие точек зрения на характер общественной системы в СССР, сложившейся в 30-е гг. Коммунисты считают, что это был социализм, их противники говорят о тоталитаризме. Возможен следующий подход: главная черта этой системы —максимальное господство государства над всем обществом. Основа системы — огосударствление экономики — концентрация всех ресурсов в руках государства, которое в свою очередь находилось под контролем партийного руководства.
С этим неразрывно связано формирование репрессивно–бюрократических порядков. Личная власть Сталина и была наиболее концентрированным выражением: этого политического режима.
Характеризуя атмосферу в стране в тот период, было бы упрощением указывать только на бедность и террор. Следует иметь в виду, что в результате сталинской модернизации миллионы людей стали грамотными, часть наиболее неимущих получила кое какие блага. Для одних — это время энтузиазма, огромных успехов страны. Для других — время бедствий, полуголодного существования, лагерей.
Подводя итог по данному вопросу нужно отметить главное. Общественно-плитическая жизнь советского общества в тот момент, это, прежде всего, тоталитаризм в политической жизни – однопартийная система, сращивание государственного и партийного аппарата, полное отсутствие реальных свобод и насилие мощного репрессивного аппарата.
Домашнее задание: составить конспект и письменно ответить на вопросы:
1. Как Вы считаете, с чем связано усиление репрессивно-бюрократических порядков в 30-е годы?
2. Почему 1937-1938 гг. известны нам как годы «большого террора»?
3. В чем заключалась классовая борьба с точки зрения Сталина?
4. Как Вы считаете, можно ли данный период в истории СССР назвать как эпоха тоталитаризма? Почему?
5. Какие изменение происходили в социальной и экономической сфере в СССР на фоне усиления репрессий со стороны власти?
Домашнее задание отправить в виде фотоотчета на адрес электронной почты:
Uthlf.2020@mail.ru
Выполненные работы оцениваются исходя из следующих критериев:
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | отлично | |
70 ÷ 90 | хорошо | |
50 ÷ 70 | удовлетворительно | |
менее 50 | неудовлетворительно |
Преподаватель Т.А.Герда