Развитие как смена возрастов.




Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях.

Филогенез ( развитие вида ), изучает всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком. общие биосоциальные закономерности развития.

Антропогенез (СОЦИОГЕНЕЗ), или развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, это часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез, или индивидуальное развитие, — это человеческая жизнь с момента зачатия и до конца жизни. Пренатальная фаза (развитие эмбриона и плода) сильная зависимость жизненных функций от материнского организма.

Микрогенез, или актуальный генез, — самая короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.

Кроме уровневого аспекта «развитие» рассматривают как:

1: постепенную адаптацию ребенка к окружающей среде (следуя теории Дарвина).

2: развитие как созревание. (наиболее часто используемое знач.термина «развитие»). Но в таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и соответственно преуменьшается значение других сторон развития.

3: развитие как совершенствование. Это определение носит телеологический характер, ( телео - наличие цели ), целью здесь выступает лучшая, образцовая форма развития.

Целью развития считается полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я», проявление индивидуальности.

Действительно, рождение ребенка, физическое отделение его от организма матери есть, первое противопоставление себя природе. Начиная ходить ребенок становится ещё более независимым. Момент первого открытия «Я» - в раннем детстве и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения.

Детство и отрочество завершаются вторым открытием «Я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества — формирование идентичности, создание целостного «Я». Жизнь человека от рождения к своему финалу — процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. Этот процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.

развитие как смена возрастов.

Возраст:

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, и т.п.), отделяющих момент появления объекта до момента измерения. Это — количественное, абстрактное понятие, обозначающее локализацию объекта во времени. Определение возраста объекта называется датировкой.

Хронологический—это возраст отдельного человека, с момента зачатия и до конца жизни. Это есть личный факт жизни человека.

 

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Выделяют:

Биологический возраст

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и т.д. изменения, которые происходят в организме каждого человека. если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического и, наоборот.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим уровнем.

Здесь за основу взяты те изменения, которые происходят в психике каждого человека. Если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, и наоборот.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Факторы психического развития

Факторы психического развития определяют развитие человека: наследственность, среду и активность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: