Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников




Евтодьева Алла Анатольевна - музыкальный руководитель «МБДОУ №15 «Центр развития ребенка - детский сад» г. Калуги, заслуженный учитель РФ (Калуга, Россия)

Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников

Пение для детей является одним из самыхлюбимых разделов музыкального занятия.Однако важно не просто петь, а петь правильно, чисто, красиво. Развить звуковысотныйслух, научить детей чисто петь, верно интонировать (без этого песня невозможна, без чисто спетой мелодии песня превращается в речевку) - задача довольно сложная. Сделать этоможно только применяя систему занятий и используя продуктивные методические приемыобучения.

Работу с детьми начинаем с распевания. Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное! Но надо всегда помнить, что относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену - наши дети плохо поют, нечисто интонируют или «поют» речитативом. Распевание необходимо для четкого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом.

Детям очень нравится петь. А распеваться? В данном случае важно их заинтересовать.

Перед распевкой выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Может ли летчик без подготовки поднять в небо самолет? Может ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогдаможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не тренирует свой голос?

Все мы выросли на «Музыкальном букваре» Н.А. Ветлугиной, в котором собран богатый материал, разработана замечательная методика. Но время не стоит на месте, работая творчески, мы находим новые пути и подходы в обучении детей пению, расширяем репертуар, используем инновационные методики.

Почему дети не любят распевание? Это скучно, неинтересно, монотонно и не всегда понятно. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а главное, нерезультативно.

А как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т.е. смысл распевания, как такового, пропадает.

Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как «Птичка и птенчики», «Качели», «Бубенчики» и т д. Н.А. Ветлугиной, их обязательно надо использовать, но этого недостаточно. Невозможно все пять лет обучения пению обходиться только этими распевками.

Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Может быть, задуматься о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. Такне воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным? Чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.

На занятиях музыкой я применяю игровое распевание. Оно включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Я взяла знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумала для них легкий, понятный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком, чтобы дети могли озвучивать знакомых героев, петь по ролям.

Наглядность и образность картинок помогает детям озвучивать героев в разных звуковых позициях. Контрастность образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немаловажно, играть в них.

Диапазон распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.

Проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

Дети озвучивают зарисовки из сказок, совершенно четко понимая, что Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор будут петь именно средним голосом, а куклы, Храбрый портняжка, Золушка и бабочка - только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде.

 

Иллюстрации к игровому распеванию:

 

 

Иллюстрации сделаны в формате А4 - чтобы детям было хорошо видно.

Такое игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное воображение, осознанное осмысление правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е чистое интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение сверстников.

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.

4. Развивает творческие способности, формирует навыки театральной деятельности, так как предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей.

Игровые распевки можно использовать и в других частях занятия, например, для закрепления голосом средних и высоких звуков.

Распевка «Дюймовочка и жук» может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики- жуки пригласят девочек-дюймовочек на танец, спев свои мини-партии в разных регистрах.

А распевки «Лиса и воробей», «Кот и мышка» и т.д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки «Грибы», «На лесной поляне» логически и гармонично перетекут в музицирование и т.д. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьмарезультативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.

Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя - повтор прочитанных сказок. Эти цветные картинки так и просятся в музыкальный уголок: «Театрализованная деятельность + пение!».

Распевка не должна подбираться необдуманно, хаотично. Она должна предвосхищать решение поставленной задачи в последующей песне.

Решите: какой проблемный момент вам необходимо сегодня отработать для пения - скачки или плавный подъем мелодии, распевка должна выполнять ту же функцию, иначе ее использование бессмысленно.

Если распевание будет результативным, то и пение будет плодотворным.

На музыкальных занятиях детей нужно учить осознанному и прочувствованному пению. И если это обучение будет игровым, наглядным, то успех не замедлит проявить себя, и дети сами получат не только пользу, но и радость от этих занятий.

После разогрева голоса и отработки его позиций в распевании мы обговариваем с детьми, что и высокий, и средний голос из распевок мы «переносим» в любую песенку, а низкий голос мы с собой в пение не берем, потому что его даже и не было в наших веселых распевках.

Качественное исполнение песен. Схема песни

Путем бесед с детьми, рассуждений, проб и ошибок, удачных и нелепых примеров приходим к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, только если выполнены ТРИ условия:

где:

- чисто спетая мелодия;  
- хорошая дикция;  
- выразительность исполнения.

 

 

Для малышей эта картинка будет более игровой и занимательной:

 

 

Если хоть одно условие из этих составляющих не выполнено, значит, песня «заболела»и нужно ее полечить. Разве можно обидетьПесню?Эта схема позволяет детям ОСМЫСЛЕННОпроанализировать любую песню и качество ееисполнения.Введение системы поощрительных значковстало очень популярно среди ребят, вызвалоу них большой энтузиазм.Желаниедетей заслужить эти награды стимулирует их старания, ведь так непросто преуспеть и в чистоте пения, и в дикции, и в выразительности исполнения.

Значок «Знайки» - книжечку – детиполучают за правильный ответ на трудный вопрос; ответ, требующий умения мыслить, за хорошую память и эрудицию(этот значок дается детям в любой части занятия, будь то слушание, пение, движения илидидактика).Каждый из них хочет получить большее количество значков (мы их делаем на компьютере и раздаем детям без возврата, то есть детимогут поделиться с родителями своими успехами, наклеить полученные знаки отличия в свойличный календарь).

Дети хорошо понимают, что «Орденчистого пения» можно заработатьтолько за правильно исполненную мелодию: со скачками, с высоко спетыми нотами,и что именно распевки помогают нам в этом.

Итак, мелодия спета. Достаточно ли этого? Дети сами приходят к выводу, что песня - это не только мелодия, в ней еще есть слова.

Какие же упражнения помогут нам отточить нашу дикцию? Конечно же, это упражнения для губ и языка, скороговорки; именно они научат нас четко и ясно говорить, не проглатывая окончания слов. Каждая буквочка - это отдельно завернутая конфетка, бусинка на большом ожерелье - и вот они покатились...

Справился? Получи «Орден четкой дикции» («А» или любая другая буква, ведь из букв состоят слова).

И в распевках, и в песнях я предлагаю детям самим определить, над чем предстоит более кропотливая работа в данном случае - над мелодией или дикцией? Дети слушают, рассуждают и мотивируют свой ответ.

Ну что же, с мелодией и словами справились. Готова ли песня? Конечно же, нет. Без выразительности песня скучна, неинтересна и безлика.

Песня должна быть спета сердцем, согрета нашим отношением к ней.

За особую выразительность в пении ребята получают «Орден чуткого и го- * рячего сердца».

Со среднего возраста дети знают термины: «мимика», «жесты». Что же нам помогает быть выразительными? Это особенно любимые детьми театральные этюды, в которых мимика, взгляд, жесты используются бесконечно многообразно.

И вот только тогда, когда все эти ТРИ ПРАВИЛА соблюдены, песня станет ПЕСНЕЙ, она порадует слух и взор и исполнителей, и слушателей.

Благодаря перечисленным методам и приемам у детей прекрасно развивается звуковысотный слух, что позволяет им легко петь соло, в дуэте, ансамблем, фронтальное же исполнение радует слаженностью и чистотой интонирования.

 

Видео «Игровое распевание»:https://www.youtube.com/watch?v=_wJH-0qsvXg&list=PLFCF612F9A28D7D8A&index=1

 

Схемы детских попевок – Тютюнниковой:

https://mistergid.ru/children/metodika/18664-Shemi-detskih-popevok-T.Tyutyunnikova.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: