Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике




Проектирование образовательных программ в инновационном учебном заведении.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов Под руководством с.т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми.

На рубеже XIX и XX вв. в отечественной методике начальной математики и естествознания формируется новый подход, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия. Наблюдения и эксперимент при этом составляют основную и обязательную черту преподавания. После появления в России в 1925 г. перевода книги В. Х. Килпатрика учебное и социально-педагогическое проектирование получило широкое распространение как специфическая форма педагогической деятельности.

Постановлением в 1931 г. метод проектов был осужден, так как «не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов», и в течение более полувека в России этот метод как самостоятельный не использовался. Однако в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и метод проектов в XX в. приобрели большую популярность.

В 70-е гг. XX в. проектировочный компонент был выделен в структуре деятельности педагога (Н. В. Кузьмина). Терминологический аппарат педагогики пополняется понятиями «педагогическое проектирование», «проектировочная деятельность учителя», «педагогический проект». Объектом проектирования в данном случае выступают идеальные средства: содержание, методы и формы педагогической деятельности

Уже с первых шагов применения проектов в обучении было замечено, что стимул цели обладает значительной силой, и если он подкрепляет стимул действия, напряжение и интерес к познанию усиливаются.

Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике

Инновационное профессиональное учебное заведение, интегрирующее начальное, среднее и высшее профессиональное образование, как подчеркивает Н.Г. Худолий, ориентировано на мировые тенденции интенсификации профессионального образования. В модели разработаны позиции, раскрывающие, что высокую способностью инновационного профессионального учебного заведения регулировать профили и уровни подготовки специалистов.

Опираясь на исследование А.И. Бондаревской, мы подчеркиваем в модели целостность образовательной среды, которая достигается, когда в ней созданы благоприятные условия для оптимального функционирования и развития субъектов педагогического процесса; внутренние условия для развития интеллектуальных и психических возможностей, для саморазвития обучающихся; микросоциальная среда, характеризующаяся гуманистическими отношениями, творческой деятельностью, комфортным психологическим климатом.

Основная идея, на которой строится опытная работа в инновационном учебном заведении, состоит в том, чтобы дать возможность каждому обучающемуся выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, участвовать в образовательном процессе дискретно с возможностью прервать обучение на любом уровне, а затем продолжить его с учетом реального наличного уровня образования. Для того чтобы обучающийся мог свободно продвигаться в данной образовательной среде, по заключению Т.Ю. Ломакиной, Г.А. Фирсова и других специалистов, необходимы согласование, стыковка, с одной стороны, уровней профессионального образования, а с другой - содержания их педагогической деятельности, в частности, образовательных программ разных уровней профессиональной подготовки.

В целях реализации части программы, направленной на структурирование учебного процесса на интегративной основе, определены конкретные действия. Осуществляется некоторое «сжатие» учебного процесса и его уплотнение, учебно-годичный срок обучения на всех этапах обучения. По вузовскому унифицированы формы и оценки подготовки учащихся и студентов. Внесены изменения в учебные программы: разрабатываются и осуществляются межпредметные связи, тем самым достигается координация, осуществляется комбинация, т.е. происходит объединение нескольких тем из разных предметов.

Итак, опытная работа по формированию личности современного специалиста-профессионала показала рациональность интеграции всех уровней профессионального образования, обеспечивающей целостность, единство образовательной среды в учебном заведении, организуемой на следующих позициях:

§ каждый субъект образовательной деятельности обладает индивидуальным потенциалом, проявление и развитие которого зависит от созданной в учебном заведении образовательной среды, обусловливающей творчество, активность, самостоятельность;

§ в образовательной среде, созданной как полиморфный мир творчества, где контакты, взаимодействия осуществляются на принципах терпимости и гуманности, предполагая взаимное доверие, признание и уважение чужих ценностей, манер и форм поведения, корректность и гуманность, проявляется, формируется и развивается личность с обширной информацией, гибким мышлением, устойчивым убеждением;

§ целостность образовательной среды обусловливает активное сотрудничество, взаимодействие субъектов педагогического процесса, творчество, самостоятельность, активность студентов, что обеспечивает развитие высоких профессиональных качеств будущих специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: