ЧТО ТАКОЕ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ




Игровая терапия – это форма общения между детьми и профессиональным детским психологом во время увлекательной свободной игры.
На таких занятиях дети сами выбирают игровой сюжет, в котором выражается их понимание жизни, переживания и затруднения.
По ходу игры происходит особый разговор – о чувствах, которые испытывает ребенок и другие люди, о намерениях, желаниях и границах личного пространства каждого человека.

Игровая терапия - это метод психологической работы с детьми.
В основе этого метода лежит игра ребёнка, так как именно она является для ребёнка естественным языком выражения чувств и переживаний, способом исследования окружающего мира и себя. Взрослым гораздо привычнее рассказывать о своих трудностях, но для детей это является сложной задачей.
Дети ещё не овладели речью и способностью к рефлексии для подобных бесед. Поэтому для работы с детьми психологи обращаются к игре, рисованию, работе со сказками.

В игровой терапии существуют разные направления, разные подходы. В нашей брошюре мы будем говорить об игровой терапии, центрированной на ребёнке. Её также называют недирективной игровой терапией.

Эффект от терапии происходит за счёт следующих моментов:

1. Терапевт выстраивает с ребёнком доверительные отношения, принимает ребёнка таким, какой он есть. Это помогает ребёнку стать более уверенным в себе, преодолеть свои трудности.

2. В ходе встреч с психологом ребёнок обращается к свободной игре, сам выбирает, во что ему играть и как. Это помогает ребёнку стать более инициативным, даёт пространство для самовыражения.

3. В ходе терапии ребёнок сталкивается с определёнными ограничениями и правилами, которые позволяют ребёнку научиться самоконтролю и развить чувство ответственности.


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ,
ЦЕНТРИРОВАННОЙ НА РЕБЁНКЕ


Существуют научные исследования эффективности игровой терапии, центрированной на ребёнке (для краткости мы будем использовать англоязычную аббревиатуру ССРТ), которые проводились с 1940 годов и проводятся до сих пор. Работа Sue C. Bratton, Dee Ray, Tammy Rhine, Leslie Jones (2005 год), объединяющая результаты большинства исследований в этой области, показывает, что ССРТ является эффективным методом психологической работы с детьми и говорит о её наибольшей результативности среди разных подходов в игровой терапии. Исследование Yung-Wei Lin (2011 год) показало, что ССРТ является эффективным методом работы с детьми, в особенности с детьми от 3 до 8 лет. Кроме того, в данной работе говорится о том, что результативность метода повышается, когда родители более активно включаются в сотрудничество с терапевтом.
ССРТ подходит для детей, принадлежащих к самым разным культурам и социальным группам. Исследования показывают, что ССРТ успешно используется для помощи детям с широким кругом поведенческих, эмоциональных и социальных проблем. В целом, ССРТ относится к числу методов психологической работы с детьми, неоднократно подтвердивших свою результативность и эффективность в ходе научных исследований.
Средним, оптимальным количеством встреч с игровым терапевтом - от 18 до 22 встреч.


КОГДА СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К ИГРОВОМУ ТЕРАПЕВТУ

Как родителю понять, что стоит обратиться к психологу?
В каких случаях игровая терапия, центрированная на ребёнке, может помочь?
Игровые терапевты помогают детям с самыми разными эмоциональными проблемами, трудностями в поведении, общении с детьми и взрослыми, детям, пережившим тяжёлые жизненные ситуации.

К игровому терапевту обращаются в следующих случаях:

· У ребёнка есть страхи, высокая тревожность или ребёнок очень стеснительный, зажатый, замкнутый.

· Ребёнок часто дерётся, конфликтует с окружающими (агрессивность).

· Ребёнок очень возбудимый, гиперактивный.

· Ребёнок трудно адаптируется к детскому саду, школе или к другим новым ситуациям в его жизни.

· У ребёнка трудности в школе.

· Ребёнок испытывает проблемы в общении со сверстниками (не может ни с кем подружиться, его/её обижают в школе).

· Ребёнок часто болеет или же врачи говорят о возможности психосоматических заболеваний.

· У ребёнка заикание, тики, энурез.

· У ребёнка элективный мутизм (избирательный отказ от речи: ребёнок может общаться, но в определённых ситуациях не использует речь вовсе).

· Ребёнку трудно пережить травмирующее событие в его жизни.

· Ребёнок испытывает трудности адаптации и переживания своей болезни.

· У ребёнка ЗПР, расстройства аутистического спектра.

· В семье есть трудности в отношениях ребёнка или родителей, ребёнка и братьев или сестёр.

Если вам кажется, что у вашего ребёнка есть психологические трудности, вы беспокоитесь о его эмоциональном здоровье, обратитесь к специалистам.


КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ВСТРЕЧЕ И ЗАНЯТИЯМ С ПСИХОЛОГОМ


Итак, вы решили обратиться к игровому терапевту. Что важно сказать ребёнку перед встречей с психологом?
Накануне встречи с игровым терапевтом скажите малышу, что он пойдёт к психологу - тёте / дяде, которая очень любит играть и общаться с детьми.
У неё есть много игрушек в специальной комнате, с которыми можно будет играть.

Что делать, если ребёнок спрашивает, зачем идти к психологу?
Не стоит говорить ребёнку, что вы идёте к психологу из-за определённой проблемы (например, "ты меня совсем не слушаешься и вечно дерёшься, поэтому мы идём к психологу"). В игровой терапии, центрированной на ребёнке, мы стараемся фокусироваться на личности ребёнка, а не только (и не столько) на его трудностях.

Однако можно сформулировать проблему достаточно широко, например: "я знаю, что тебе не всегда бывает хорошо дома / в детском саду / в школе, и иногда этому можно помочь, если у тебя есть специальное время и место для особой игры".

Если ребёнок будет тревожиться из-за похода к психологу или задавать вопросы, можно подробнее рассказать ему о том, что будет происходить.

Подобная тревожность возникает из-за неопределённости предстоящего события. Поэтому опишите последовательность ваших с ребёнком действий, чтобы у ребёнок знал, что будет происходить. Расскажите, как именно вы поедете к игровому терапевту (на машине, автобусе, пойдёте пешком). Как будете знакомиться с психологом, как ребёнок будет играть с игрушками, беседовать. А после поедете домой / в детский сад / в гости и т.п.

Когда ребёнок более чётко представляет, что и в какой последовательности будет происходить, его тревога уменьшается.


КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ ПО ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ


Занятия обычно длятся от 40 до 60 минут и проходят в специально оборудованной игровой комнате. В этой комнате есть самые разнообразные игрушки (куклы, машинки, игрушечная мебель, кубики, солдатики, набор доктора и многое другое), музыкальные инструменты, материалы для творчества, песочница с сухим и мокрым песком.

Занятия проходят один на один с психологом. Однако поначалу некоторые дети чувствуют себя не совсем уверенно в присутствии незнакомого человека. В этом случае родителю лучше побыть в игровой комнате вместе с ребёнком.

Во время занятия ребёнок сам выбирает, в какую игру он будет играть, чем заниматься. Игровой терапевт сопровождает игру ребёнка. Это значит, что терапевт очень внимателен к ребёнку и его игре, он описывает происходящее, чувства ребёнка и его действия (это называется техникой отражения).

Терапевт не критикует ребёнка, не оценивает его, а принимает любые его чувства и личность. Терапевт играет с ребёнком, если ребёнок пригласил его, но "режиссёром" игры является ребёнок. Если ребёнок хочет сделать или делает то, что запрещено правилами игровой комнаты, терапевт говорит ребёнку о правиле и предлагает альтернативу запрещённому действию.

В игровой комнате ребёнок может играть с игрушками, рисовать, лепить, играть в песочнице.
Ребёнок играет сам (тогда терапевт только сопровождает игру) или вместе с терапевтом. Иногда ребёнок за одно занятие пробует много разных игр, а иногда в течение нескольких встреч возвращается к одному и тому же сюжету.

Иногда дети рисуют или делают поделки в игровой комнате. Такие рисунки или поделки они могут оставить в игровой комнате или принести домой, могут показать родителям после занятия.

Так как важным принципом игровой терапии, центрированной на ребёнке, является принятие ребёнка таким, какой он есть, игры, рисунки и поделки ребёнка не оцениваются терапевтом как хорошие или плохие, красивые или некрасивые.
Поэтому если ребёнок показал вам рисунок или поделку, сделанную в игровой комнате, вместо реплик "молодец!", "очень красиво!" (оценочные фразы) опишите, то, что видите. Например, " я вижу, ты здесь нарисовала облака, а тут домик, к домику ведёт тропинка". Такой "описательный" способ реакции на рисунок не является оценкой и в то же время показывает ваш интерес и внимание.

Когда занятие заканчивается, ребёнок и терапевт выходят к родителю. Родителю лучше не спрашивать у ребёнка: "Как дела? Хорошо поиграл сегодня? Тебе понравилось?". И уж тем более нельзя спрашивать у терапевта "ну как он себя сегодня вёл? как у нас успехи?"!

Почему это важно? Потому что игровая терапия для ребёнка - это всё равно что психологическая консультация для взрослого. Занятие - особое время для ребёнка, которое принадлежит только ему. На занятии ребёнок в игровой форме делится своими переживаниями и чувствами, как взрослые делают это с помощью речи.
Важно уважительно относиться к этим переживаниям: ребёнок должен понимать, что он ходит в игровую комнату не ради родителей. Что он по-настоящему может играть там именно так, как хочет он.

Если ребёнок захочет, он обязательно поделится с вами своими впечатлениями от игровой комнаты и от игры. Важно, чтобы взрослые внимательно выслушали рассказ и не оценивали критически ни рассказ, ни его содержание.

Конечно, родителю нужно знать, как продвигается терапия. Для этого существуют специальные встречи родителя с терапевтом, на которых можно обсудить волнующие вопросы.

В игровой терапии между ребёнком и терапевтом устанавливаются доверительные отношения. Обычно дети с большим удовольствием ходят на занятия.

Игровому терапевту и родителю важно сотрудничать в ходе терапии. Поэтому назначаются встречи-консультации в промежутках между занятиями ребёнка. Обычно такие встречи проходят один раз в 3-5 недель, ребёнок на них не присутствует.
На встречах терапевт рассказывает о ходе терапии, о тех изменениях, которые он отмечает. Родитель тоже делится своими наблюдениями, рассказывает об изменениях в поведении ребёнка. Обсуждаются другие вопросы, связанные с ситуацией.

Завершение курса терапии - важная часть. Ребёнку нужно время на то, чтобы попрощаться с терапевтом и игровой комнатой. Поэтому игровой терапевт предупреждает об окончании курса за несколько занятий. Прерывать игровую терапию без процедуры завершения может быть очень болезненно для ребёнка. Поэтому даже если вы по тем или иным причинам хотите прервать терапию, необходимо сообщить об этом вашему специалисту, обсудить ситуацию и дать ребёнку возможность попрощаться с терапевтом и игровой комнатой, завершить процесс.


КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ С РЕБЁНКОМ
В ХОДЕ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ


Во-первых, это всё то, что связано с проблемой, по поводу которой родители обратились к специалисту.
Важно понимать, что психологические проблемы не всегда исчезают быстро. Родителю стоит обратить особое внимание на динамику того, что происходит с проблемой ребёнка.
Здесь будут важны детали. Например, частота проявления (раньше дрался каждый раз, как приходил на детскую площадку, а за последнюю неделю был один день без драк); интенсивность проявления (раньше во время истерик ложился на пол и кричал, а теперь просто кричит); то, в каких ситуациях возникает проблема (возможно, круг ситуаций сузится).

Необходимо отметить, что в определённый период терапии проблема может усилиться на некоторое время. Это неизбежный кризис, после которого обычно начинается улучшение.

Но кроме того, что связано с самой проблемой, вы увидите и другие изменения. Ребёнок в ходе занятий игровой терапией обретает веру в себя, становится более спонтанным. Он узнаёт больше о своих чувствах и о чувствах других людей, учится ответственно управлять своими чувствами. Ребёнок учится преодолевать трудности и воплощать свои идеи, становится более самостоятельным; учится принимать решения и брать на себя ответственность.
Эти и многие другие изменения, которые говорят нам о психологическом благополучии ребёнка, вы сможете постепенно увидеть в процессе игровой терапии.


КАК ВЫМОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИЁМЫИГРОВОЙ ТЕРАПИИ ДОМА


Приёмы игровой терапии могут быть очень полезны при общении с детьми и совместной игре с ними.
Вот некоторые из них.

1. Время ребёнка.
Было бы здорово, если бы родитель (или другой взрослый, который хочет играть с ребёнком) мог бы погрузиться в процесс игры. Параллельно с игрой трудно делать что-то по работе, по дому, это мешает включённости. Поэтому лучше выделить время (пусть хоть 5 или 15 минут) исключительно на игру с ребёнком.

2. Ребёнок-режиссёр.
Не бойтесь отдать инициативу в игре ребёнку. Будьте ведомым, а не ведущим. В игре у ребёнка есть возможность проявить себя, экспериментировать. Поэтому спросите у него, что вам стоит сделать в игре, что должен сказать ваш персонаж, как вам себя вести в игре. Для этого можно использовать "шёпот конспиратора": шёпотом спросите у ребёнка, что вам стоит дальше сказать или сделать.

3. В ходе игры словесно описывайте, комментируйте игру.
В игровой терапии одним из основных способов работы психолога является отражение (описание) действий и чувств.
Это позволяет ребёнку почувствовать себя принятым, почувствовать ваше внимание, интерес к его игре и к нему самому.
Как комментировать игру: описывайте то, что вы видите в игре ребёнка ("о, похоже они отправились в путешествие по железной дороге", "ребята строят дом", "принцессы устроили званый бал").

4. Установление ограничений.
Родители в повседневной жизни часто сталкиваются с необходимостью объяснять ребёнку правила поведения и запрещать что-то. Такие правила и запреты могут вызывать у детей протест, приводить к конфликтам. В игровой терапии существует способ установления правил и ограничений (автор Г. Лэндрет). Этот способ помогает ребёнку принять их и избежать конфликта.
Он описан в трёх шагах.

1) Сначала назовите желание ребёнка, его чувства и действия, которые ребёнок хочет совершить или уже совершает. Покажите, что вы понимаете чувства и потребности ребёнка ("Тебе сейчас очень хочется поиграть и совсем не хочется отправляться в кроватку").

2) Сформулируйте правило или запрет ("Сейчас тебе пора спать").

3) Предложите ребёнку альтернативу, то действие, которое он мог бы совершать вместо запрещённого. Это действие - другой, возможный сейчас способ реализовать желание ребёнка ("С игрушками сейчас уже нельзя играть, но мы сможем почитать сказку перед сном / мы поиграем в кораблики, пока ты будешь мыться").

Иногда бывают ситуации, в которых мы не можем предложить никакую альтернативу, нет другого, приемлемого способа, с помощью которого ребёнок мог бы удовлетворить свою потребность. В таком случае очень важно назвать эту потребность, показать понимание ребёнка, разделить его чувства. Психологи Адель Фабер и Элейн Мазлиш в такой ситуации предлагают вместо предложения альтернативы подарить желаемое ребёнком в фантазии ("я бы хотела стать волшебницей и вернуть время на час назад, чтобы ты смог ещё поиграть перед сном").

5. Чего следует избегать.
В игре избегайте критики и похвалы. Помните, что игра - место для свободного самовыражения ребёнка, где он может сам выбирать игровой материал, сюжет, придумывать, чем закончится игра. Критика и похвала мешают ребёнку проявить себя. Помните, что в игре ребёнок может проигрывать свои проблемы и переживания, может разыграть что-то, что запрещено ему в реальности или волнует его. Важно дать ребёнку возможность без критики проиграть волнующие ситуации.

6. Наслаждайтесь игрой и совместным времяпрепровождением
с ребёнком, ведь это так здорово!

Текст подготовлен Чайкун С.А. для брошюры "Что такое игровая терапия (книга для родителей)".
Брошюра издана Автономной некоммерческой организацией по оказанию услуг в области психологического консультирования и коррекции "Институт игровой психотерапии", город Москва, 2015 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: