Итоги литературного процесса 1985-начала 2000-х годов




1. В литературе 1990-х - начала 2000-х годов разнообразие тем, стилевых исканий, творческих индивидуальностей. Одновременно работают писатели шести поколений: от 25 (С. Шаргунов) до 80 лет (А. Солженицын), отсюда разные точки зрения на современную жизнь. В 1990-е и в начале 2000 в литературу вступило два новых поколения писателей: О. Павлов, В. Пелевин, А. Варламов, С. Василенко – в 1990-е годы, «новые реалисты» – в начале 2000 годов. Доминирует стремление к обновлению – новая драма, новые реалисты, неомодернисты, в поэтических течениях идет процесс поиска новых форм и художественных способов.

2. Иерархичность литературы – четыре разных потока в литературном процессе: массовая литература, беллетристика (средний уровень), сложная литература (высокий уровень) и сетература (литература в сети интернет). Ученые спорят, что можно считать эстетическим критерием: элитарность? Сложность? Серьезность? В массовой прозе и отчасти беллетристике, а особенно в сетературе происходит размывание критерия художественности, и в критике возникают споры о том, что создают современные авторы: Роман ли? Стихи ли? Драма ли? Главное, что отличает настоящую литературу от массовой, это наличие проблематики духовно-нравственного уровня, дающей авторскую позицию, авторскую эстетическую картину мира.

3. Отношение искусства и реальности чрезвычайно усложнились, отсюда усложнение литературы 1990-х годов: «Изучение – единственный способ прочтения» (В. Новиков) – увеличилась роль критики, значение интерпретации произведений. Причины усложнения форм и способов отражения действительности - катастрофизм действительности рубежной эпохи в целом.

Литература предлагает разное отношение к усложнившейся реальности: 1. ужаснуться и отвернуться от реальности, признать отсутствие смысла бытия, логики жизни, отсюда только ироническое, пародийное отношение в реальности, игра (постмодернизм); 2. «принять добровольное страдание правдивости» (П. Басинский) и исследовать реальность, выстрадать новое обретение смысла жизни (реализм 1990-х и новый реализм начала ХХI века). 3.создание условно-метафорической реальности как новую форму познания действительности предлагает модернизм. Вместе с тем многие писатели и критики справедливо отмечают как тенденцию новейшей прозы, вытекающую из литературного развития 1990-х годов, отсутствие реализма, модернизма и постмодернизма, равно как и других «измов», в чистом виде. Типологическим художественным явлением рубежных эпох является стремление к синтезу разных видов искусств, взаимопроникновению и взаимодействию стилей, пестроте и многообразию жанровых, повествовательных и иных модификаций. И все-таки неискоренимыми и духовно, эстетически, художественно определяющими останутся два «ответа» на один вечный вопрос искусства «что есть жизнь»: жизнь есть страдание и жизнь есть игра. Именно неизбежность этих двух ответов предопределяет развитие реалистических и модернистских способов художественного освоения мира и в прозе конца ХХ-начала ХХI веков.

4. Отношение к прошлому: ХХ век обострил проблему традиции (художественной традиции, литературы, языка). Велись споры в критике и литературе 1990-х о роли литературы в новой реальности, о роли именно русской литературы, о соотношении традиции и новаций – закономерна актуализация жанра антиутопии. Жанр, позволивший наиболее плодотворно взаимодействовать всем формам отражения реальности в соотношении прошлого, настоящего и будущего.

5. Серьезный русский писатель 1990-х годов так или иначе ориентирован на саморефлексию и утверждение значимости статуса литературы. Мысль о сохранении личности в противоборстве с силами зла оборачивается апологией (прямой или опосредованной) словесного искусства. Даже у виртуозных стилистов со сложно организованным текстом – сочувствие к человеку (А. Немзер). Появляется духовная поэзия, православная проза, стремящиеся к созданию позитивной картины мира, к утверждению ценностной системы и представлений о мире и человеке. Это отражает потребность читателей искать в литературе ответы на вопросы: как жить? Как жить по совести в пестрой и запутанной реальности рубежной эпохи.

6. СВОБОДА и НРАВСТВЕННОСТЬ – главная конфликтная проблема в литературе ХХ и начала ХХ1 веков, так как произошло несколько переоценок ценностей в ХХ веке. Ценности – цели – действия – триада, в которой формируется личность человека. Ценности ИСТИННЫЕ воспитывает религия и культура, в первую очередь, литература. Лучшие произведения современной русской литературы верны традициям классики. Но необходимо прививать привычку к чтению, так как возникает вопрос: как воспитывать и просвещать, если книг не читают?

 

Итог:

Ю. Кублановский: «Русская литература должна остаться школой, духовно и эстетически окормляющей человека».

Вяч. Вс. Иванов: миссия России в расширении влияния начал русской культуры во всем мире! Ведь только в русской литературе –непосредственная связь художественного сознания с совестью!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: