(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
1. Отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение о СЭЗ), иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации.
2. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.
3. Отношения в сфере особых экономических зон могут также регулироваться указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.
4. Цели создания и типы особых экономических зон в Российской Федерации
Цели создания ОЭЗ:
· развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
· разработка и производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
· развитие транспортно-логистической системы;
· развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
· На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
· 1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
· 2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
· 3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
|
· (п. 3 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
· 4) портовые особые экономические зоны.
· (п. 4 введен Федеральным законом от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
5. Условия создания особых экономических зон в Российской Федерации
1. Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
2. На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты.
3. На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
4. На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
|
5. На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
6. Соглашение о создании особой экономической зоны
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 76-ФЗ в статью 6 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после официального опубликования настоящего Федерального закона.
7. Размер территории и особенности пользования земельными участками ОЭЗ
8. Характеристика и цели создания промышленно-производственных ОЭЗ
Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.
Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.
|
Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту «Шеннон». Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах (в основном азиатских).
Логика образования ЭПЗ была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х гг. возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.
Характеристика ОЭЗ промышленно-производственного типа:
· размещение объектов промышленного назначения;
· площадь не более 20 кв. км;
· не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
· не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;
· срок существования не более 20 лет;
· капитальные вложения не менее 10 млн.?, в первый год – не менее 1 млн. евро.
На территории промышленно-производственной особой экономической зоны не допускается:
· размещение объектов жилищного фонда;
· разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
· переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
· производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
Органы управления ОЭЗ
· федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;
· наблюдательный совет особой экономической зоны.
Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно- производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.
Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности. Для целей Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.
История создания
На конкурс, на организацию промышленно-производственных зон, проводившийся с 2 по 28 ноября 2005 г., потупило 43 заявки. Две заявки на создание промышленно-производственных зон, представленные Оренбургской областью и Ханты-Мансийским автономным округом, были отклонены на первом заседании конкурсных комиссий, проходившем 2 ноября 2005 года. Причиной отклонения заявок послужило несоответствие предоставленной документации требованиям Правил оформления и подачи заявок на создание ОЭЗ.
28 ноября 2005 года на заседании конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов, победителями по созданию особых экономических зон промышленно-производственного типа признаны 2 региона - Липецкая область и Татарстан.
9. Характеристика и цели создания технико-внедренческих ОЭЗ
равительство Российской Федерации в последние годы активно работает над развитием национальной инновационной системы (далее - НИС) и ее инфраструктуры. Существенно расширена институциональная база (НИС) - принят ряд новых законов, постановлений Правительства Российской Федерации, других регламентов, которые призваны стимулировать инновационную активность участников рынка.
Основными документами, регламентирующими деятельность Правительства Российской Федерации в области управления инновациями, являются:
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года №Пр-576 (далее - Основы политики);
Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005года №2473п-П7 (далее - Основные направления).
Данными документами введены отдельные понятия и определения. Инновационная деятельность - выполнение работ и оказание услуг, направленных:
на создание и организацию производства принципиально новой или обладающей новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
на создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
на применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
Инновационная продукция - результат инновационной деятельности (в виде товаров, работ, услуг), предназначенный для реализации.
Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, осуществляющих предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.
К инфраструктуре инновационной системы относятся особые экономические зоны технико-внедренческого типа, кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды.