ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учителя географии
Мазур Светланы Александровны
Минск 2016
Тема опыта
Дифференцированный подход к обучению на уроках географии как средство активизации познавательного интереса учащихся.
Актуальность опыта
В мире современных технологий, разнообразия и доступности информации, у школьников значительно снижена мотивация к учебной деятельности, так как образовательный процесс требует от учащихся определённых усилий, самостоятельности и усидчивости.
Увлекательный материал или нестандартная форма его подачи способны привлечь внимание, поэтому дифференцированный подход служит действенным средством активизации познавательного интереса учащихся на учебных занятиях. Особенно это актуально в 6-7 классах для обеспечения преемственности между первой ступенью общего среднего образования, где игра является ведущим видом деятельности, и второй, где образовательный процесс требует от учащихся большей доли самостоятельности и серьёзности подхода. Применять дифференцированный подход нужно на любой ступени обучения.
Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование дифференцированного подхода к обучению на уроках географии пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем глубже интерес учащегося к предмету, тем прочнее его знания.
Цель опыта
Обобщение опыта по внедрению дифференцированного подхода в образовательный процесс и подтверждение эффективности разноуровневых заданий как действенного средства активизации познавательного интереса школьника.
|
Задачи опыта
1. Изучить и обобщить опыт использования разноуровневых заданий на уроках географии.
2. Проследить влияние дифференцированного подхода на качество процесса обучения.
3. Показать эффективность дифференцированного подхода как средства активизации познавательного интереса учащихся.
Длительность работы над опытом
Над темой работаю в течение пяти лет.
Данная тема позволила мне разнообразить учебный материал, сделать его более доступным и понятным, заинтересовать даже самых пассивных учащихся и вовлечь их в учебную деятельность, а так же дала мне как педагогу возможность для творчества и самореализации.
Ведущая идея опыта
Дифференциация процесса обучения обеспечивает каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.
Кроме того, разноуровневый подход в обучении позволяет формировать у учащихся такие полезные качества как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, умение принимать решения.
Каждый учащийся должен иметь возможность применить полученные знания, умения, навыки, начиная от самого простого уровня и заканчивая развитием творческого потенциала. Это мощный стимул к овладению знаниями по предмету.
Суть опыта
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
|
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Важную роль в решении этой проблемы играет занимательность – прием, который, воздействуя на чувства, способствует созданию положительного отношения к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся.
Современные педагогические технологии требуют от учителя закономерно организованного процесса взаимодействия с учащимися, использования различных средств и способов для получения запланированного результата. Учитель должен помнить, что в этом случае на первое место выходит гуманная педагогика, когда учащиеся в процессе обучения добровольно стараются достичь лучших результатов и самостоятельно стремятся к ним.
Использование занимательных материалов на уроках географии способствует повышению интереса к предмету и развитию познавательной активности учащихся.
Связь обучения с жизнью, практикой, бытом является мощным средством повышения интереса школьников. Эти задания учат видеть и правильно объяснять повседневные явления. Так как в классе ученики разного уровня облученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого-физических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задания трех уровней:
|
1 уровень – объяснительно-иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебнике.
2 уровень – репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.
3 уровень – частично-поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации.
Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщении и закреплении знаний. При объяснении нового материала широко использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца. В 8 классе при изучении тем: «Глобальные черты рельефа», «Внутренние воды» предлагаю задания разного уровня сложности:
1. Выделить главные мысли изученного материала.
2. Дать характеристику явлениям, процессам, найти географические объекты на карте.
3.Сравнить физическую карту с климатической картой.
Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справиться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Домашние задания учащимся также предлагаю дифференцированные:
1. Составить сложный план рассказа (1 уровень).
2. В каждом образце выделить главную мысль (2 уровень).
3. Сделать конспект (лист опорного конспекта) по тексту параграфа (3 уровень).
В 9 классе при изучении темы «Евразия. Географическое положение» предлагаю следующие задания:
1. Найти крайние точки материка на карте (1 уровень).
2. Найти точки Евразии и определить их координаты (2 уровень).
3. Определить и сравнить физико-географическое положение Европы с другими материками или частями света (например, с Азией, по выбору ученика или учителя), пользуясь картами атласа (3 уровень).
При изучении темы «Население» в 10 классе предлагаю такие дифференцированные задания:
1. Определить преобладание городского или сельского населения на территории Республики Беларусь (1 уровень).
2. Объяснить, какие причины влияют на неравномерное расселение по территории Республики Беларусь (2 уровень).
3. Охарактеризовать демографическую политику своей местности (3 уровень).
После выбора посильного задания каждым учащимся предлагаю ребятам объединиться в группы для совместной работы. Изучив поставленные вопросы, представители групп выступают перед одноклассниками, ответы которых анализируются, дополняются, исправляются, конкретизируются.
В 10 классе, при изучении темы «Трудовые ресурсы», предлагаю
разноуровневые задания:
1. Рассмотреть возрастную пирамиду Республики Беларусь (1 уровень).
2. Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран на примере стран по выбору (2 уровень).
3. Проанализировать изменения в структуре занятости населения в отдельных странах мира. Составить прогноз предполагаемых изменений, которые могут произойти в дальнейшем (3 уровень).
Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.
Обученность ребят в работе с картой определяю также тремя уровнями:
- понимать карту (1 уровень);
- читать карту (2 уровень);
- знать карту (3 уровень).
К главным картографическим умениям отношу следующие:
8 класс:
1. Ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты, по топографическим знакам (1 уровень).
2. Измерять расстояния на местности (шагами, рулеткой) и на плане, карте (с помощью масштаба) (2 уровень).
3. Определять азимуты направлений и двигаться по заданному азимуту,
определять направления по карте и географические координаты объектов (3 уровень).
9 класс:
1. При изучении географии материков и океанов учу охарактеризовать по тематическим картам отдельные компоненты природы: рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир.
2. Сравнивать особенности компонентов на разных материках, на разных территориях внутри одного материка.
3. Составлять комплексное описание природы определенного региона по нескольким картам.
10 класс:
1. Переносить знания, полученные при изучении темы, на конкретные территории Республики Беларусь на контурной карте (1 уровень).
2. Давать оценку территории по картам с целью их хозяйственного использования (2 уровень).
3.Составлять прогноз изменений явлений, которые могут произойти под действием различных причин, делать выводы (3 уровень ).
При объяснении нового материала широко использую картины. Почему именно картины? В доказательство приведу слова А.С. Баркова, «Картина дает зрительный образ карты, она дополняет карту и географическое описание. То, что можно изложить на многих страницах словесного описания, гораздо
лучше и нагляднее изображается на картине».
При обсуждении явлений, изображенных на них, у школьников расширяется кругозор, возрастает познавательная активность, развивается воображение, а наглядность надолго остается в памяти.
При показе картин по теме: «Прилив и отлив», «Африканская саванна в сухое и влажное время года», «Горная и равнинная река» предлагаю учащимся ответить на вопросы разного уровня:
1. Описать изображенные объекты и явления (1 уровень).
2. Выделить главное и второстепенное (2 уровень).
3. Объяснить природные связи, сравнить их (3 уровень).
При объяснении и закреплении изучаемого материала учу использовать статистические таблицы. Такой вид деятельности способствует формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Самостоятельная работа с географической картой имеет огромное значение для развития познавательной активности школьников.
При изучении темы «Гидросфера» в 6 классе использую самостоятельную работу при определении географического положения реки.
1. На первом этапе работы учащиеся вместе со мной по плану описывают реку.
2. Затем, используя карту, описывают другую реку.
3. Ребята, хорошо усвоившие описание реки, применяя карту полушарий, находят сходство и различия двух рек.
Проверочная работа: «Характеристика рельефа материка» предлагаю учащимся следующие задания:
1. Описать по плану рельеф одного из материков(1уровень).
2. Дать сравнительную характеристику рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий(2уровень).
3. Составить прогноз по изменению форм рельефа в будущем и его
последствия(3уровень).
В 10 классе при выполнении работы: «Оценка особенностей географического положения Беларуси», ребятам предлагаю разноуровневые задания:
1. Найти местоположение Беларуси на физической карте (1уровень).
2. Определить по карте удаленность своего населенного пункта от различных географических объектов (ближайшего морского побережья, государственной границы, столицы) (2уровень).
3. Доказать благоприятность географического положения Беларуси (3 уровень).
Так появляется желание и стремление выполнить задание лучше и интереснее. В процессе выполнения учащимися подобных заданий, мне как учителю удаётся добиваться решения триединой цели: образовательной, развивающей (развитие навыков работы над текстом, творческой фантазии, речевой практики) и воспитательной (воспитание культуры устной и письменной речи, ответственности, самостоятельности, чувства коллективизма и др. положительных качеств личности школьника).
В 9 классе изучали материк Евразия по методике «Портфель ученика», описанной Брестским институтом усовершенствования учителей. Оформляли работу в виде папки с файлами и вставными листами. Содержание портфеля:
1. Титульный лист. 2. Мои знания о Евразии. 3. История исследования. 4. Топонимика географических названий. 5. Рекорды материка. 6. Это интересно знать. 7. Групповые проекты. 8. Мои творческие работы (сочинение, письмо другу, рисунки, кроссворды). 9. АБВГДейка. 10. Литературная страничка. 11. Кулинарный привет. 12. Рецензия родителей. 13. Самооценка. 14. Оценка учителя. 15. Литература.
Личностно-ориентированное обучение помогло ребятам раскрыться творчески, проявить фантазию, хотя работа требовала много усилий. Некоторые учащиеся готовили мультимедийные презентации о проделанной работе.
Ещё одним, наиболее часто используемым приёмом, способствующим развитию познавательного интереса учащихся, является работа с ребусами и кроссвордами, чайнвордами, кроссвордами - наоборот. Подобные задания так же способствуют усвоению определений, понятий, правил, запоминанию терминов. Их можно использовать для закрепления и повторения на обобщающих уроках. Очень интересными для учащихся являются кроссворды, когда их форма связана с темой повторения или кроссворды - наоборот. Они необычны тем, что даются уже заполненными, а учащиеся сами должны сформулировать к ним вопросы. Заполнение этого вида кроссвордов - один из видов проверки знаний. Такие задания могут составляться как учителем, так и самими учащимися.
Удачное использование занимательного и исследовательского материала не только оживляет урок, но и вызывает интерес учащихся к географии.
Важное место я отвожу информационным технологиям. Общаясь с ребятами на учебных занятиях, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать коммуникативные навыки и умения. Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Использование ИКТ на учебных занятиях позволяет разнообразить формы работы, сэкономить время, более эстетично оформить наглядный материал, оживить учебный процесс. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, Autoplay. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Сам факт проведения урока географии в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету.
Я убеждена, что задача учителя-географа – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.
Результативность
Работая по данной теме несколько лет, изучая и анализируя рассмотренные выше методики, убедилась в обоснованности и эффективности применения дифференцированного подхода на уроках. Например, в 9 классе изучали материк Евразия по методике «Портфель ученика», тогда как в другом классе, при изучении этой же темы, работа проводилась традиционным способом. Успеваемость в классе по теме, где не использовали такой дифференцированный подход, была значительно ниже. Сравнительный анализ полученных результатов по данным темам показал, что учащиеся усваивают и применяют усвоенные знания при дифференцированном подходе намного лучше.
Поэтому можно сделать вывод, что в сочетании с другими формами и методами работы на учебных занятиях, разноуровневый и интересный занимательный материал служат средством активизации познавательного интереса к предмету, а так же средством интенсификации учебной деятельности.
Использование дифференцированного подхода обучения дает следующие результаты:
1. Развитие личности:
- познавательное – развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
- коммуникативное – формирование коммуникативной компетенции;
- креативное – развитие творческих способностей.
2. Формирование конкретных географических навыков.
3. Устойчивый интерес к предмету на разных этапах обучения.
4. Повышение качества обучения.
5. Процесс овладения предметом приобретает для учащего личностный смысл.
6. Активное участие во всех школьных и районных предметных конкурсах.
Заключение
Таким образом, анализируя применение разноуровневого подхода на учебном занятии, можно прийти к выводу, что данный подход обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче и многогранной.
В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие учебный процесс более продуктивным. Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся.
Для раскрытия перед учениками значимости учебного материала очень важно в самом начале работы показать необходимость знаний по данной теме для сознательного усвоения материала по предмету.
Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки.
Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, мышления. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – лёгкой. Следовательно, перед каждым учителем постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых было бы возможно использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Увлёкшись интересным материалом, учащиеся не замечают, что учатся, они активно вовлечены в деятельность.
Апеллируя к высказыванию Конфуция «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму», можно утверждать, что урок с применением дифференцированного подхода – это оптимальный и дидактически оправданный опыт активного сотрудничества учителя и ученика на пути формирования всесторонне развитой личности школьника.
Литература
1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. – с. 352
2. Загвязинский, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высш.школа, 2008. – с. 391
3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии - 2: пособие для учителей. – 2-е изд. / Н.И.Запрудский. – Мн.: Изд-во Сэр-Вит, 2012. – с. 256
4. Конышева, А. Я. Современные методы обучения / А. Я. Конышева. – Минск, 2007.
5. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Минск: Университетское, 2007.
6. Лаврентьев, В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением: методические рекомендации для учителя. – 2005. - № 1. – с. 89 – 95.
7. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе. – 2005. - № 1. – с. 96 – 109.
8. Максаковский, В.П. Научные основы школьной географии. - Москва: Педагогика, 1982.
9. Обух, Г.Г. Методика обучения географии. - Минск: Аверсэв, 2001.
10. Полякова, Н. В. Перспективные школьные технологии. – 2005. - № 5. – с. 38 – 56.
11. Пуйман, С.А. Педагогика современной школы. – Минск: «ТетраСистемс», – 2011. – с. 109-117
12. Ц ыркун, И.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству / И.И. Цыркун, Е.И. Карпович. – Минск: БГПУ, 2006. – с. 311 – 380
Приложения
Кроссворд «Города мира»
1. Столица европейского государства, где установлен памятник Русалочке Андерсена.
2. Столица государства в западном полушарии, которое входит в «большую семерку».
3. «Вечный город», куда «ведут все дороги».
4. Столица страны восходящего солнца.
5. Город, где было построено первое в мире метро.
6. Мировая столица моды и духов.
7. Столица государства в центре Европы.
8. Столица высокоразвитого европейского государства.
9. Город, в котором проходит традиционный латиноамериканский карнавал.
10. Один из крупнейших городов Индии.
КОПЕНГА Г ЕН
ВАШИНГТ О Н
Р ИМ
Т О КИО
ЛОН Д ОН
П А РИЖ
М ИНСК
БЕРЛ И Н
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙ Р О
МУМБ А И
Блок разноуровневых заданий по теме
«Параллели, меридианы, градусная сетка»
1 уровень.
1. Как называется точка на земной поверхности, где пересекаются все меридианы; стоит ли она на месте; бывает ли меридиан северный и южный?
2. Самая большая окружность на Земле, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов, делит землю на северное и южное полушарии.
3. Линия, которая соединяет полюса, показывает направление на север-юг, под прямым углом пересекает экватор и параллели.
2 уровень.
4. Назовите элемент градусной сетки и дайте ему определение.
3 уровень.
5. Сколько на Земле меридианов? Почему вы так решили?
6. Сколько на Земле параллелей? Почему вы так решили?
4 уровень.
7. Какой из полюсов, по вашему мнению, открыли позже? Почему?
8. Для чего на карты наноситься градусная сетка?
9. Можно ли провести параллель через вашу комнату? Почему?
10. Можно ли провести меридиан через вашу комнату? Почему?
5 уровень.
11. Найдите на карте параллель и меридиан, которые не пересекают ни одного континента?
12. Определите, сколько меридианов будет проходить на мировой карте, если они будут проведены через 20º? Сколько можно провести параллелей?