Участники делятся на две группы: родители и дети. На основании выполненных записей каждая группа составляет список своих прав. После того как подготовка списков завершена (в течение 5–10 мин, детям помогает ведущий), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять их друг другу. Каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной.
Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий направляет дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права.
«Театр»
Цель: развитие выразительности движений, коммуникативных возможностей, снятие страхов.
Участники делятся на две группы, которые получают задание при помощи мимики и жестов изобразить ситуацию из жизни («У зубного врача», «Контрольная работа в школе»). «Зрители» (незадействованные члены группы) должны угадать, что пытаются показать их товарищи.
Подвижная игра по выбору участников группы «Путаница»
Цель: создание позитивного настроения, развитие организаторских способностей, повышение самооценки.
Выбирается водящий. Остальные участники становятся в круг, протягивают друг другу руки, делая при этом несколько шагов вперед, и захватывают случайно попавшиеся руки. Водящий «распутывает путаницу».
Сказка «Цвет-предмет»
Цель: развитие внимания, ассоциативных связей, активизация мышления. Преодоление неуверенности в себе.
Участники становятся в круг. С помощью мяча ход переходит от одного игрока к другому. Ведущий называет цвет и передает ход, бросая мяч; тот, у кого оказывается мяч, называет любой предмет этого цвета и передает ход другому, задавая снова цвет.
Презентация
«Игра без правил »
Тема: «Хочешь, я скажу тебе, каким ты будешь...» (через десять лет, через год, через день – будешь красивым, уверенным в себе, сильным, добрым, у тебя будут хорошие друзья и т. д.).
Родителям не надо бояться запрограммировать своего ребенка на хороший жизненный сценарий. Однако давая позитивную установку, нужно не забывать о том, что слишком часто источник несчастья – в завышенных притязаниях.
«Скульптор и глина»
Цель: тактильный контакт, взаимопонимание, способность к самовыражению, творчеству.
Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Ребенок – «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора» – сделать из «глины» прекрасную статую; «скульптор» сам решает, как будет выглядеть эта «статуя» – как будет держать голову, в какой позе будет стоять. По завершении работы все рассматривают «статуи», пытаясь угадать, что слепил «скульптор».
После упражнения следует обсуждение:
• Что чувствовали?
• Понравилась ли форма, которую тебе придали?
Домашнее задание
Ведущий предлагает подумать, в какие игры из ранее предложенных участники хотели бы поиграть на последнем занятии.
Рефлексия «Связующая нить»
«Колокол»
Занятие 10. «Все вместе!»
Связующая нить
Тема: «Я желаю всем...»
Обсуждение домашнего задания
В ходе дискуссии выбираются наиболее понравившиеся 5–6 игр, которые и проводятся. Также выбирается понравившийся танец.
«Рисунок-подарок»
Каждый участник рисует какой-нибудь «подарок». После этого «подарки» дарятся друг другу так, чтобы никто не остался с пустыми руками.
«Общий рисунок»
Все участники совместно на большом листе бумаги рисуют один рисунок. Например, «Несуществующее животное».
Подведение итогов
Вопросы родителям:
• Изменились ли ваши взаимоотношения?
• Что нового в поведении ребенка вы заметили?
• Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?
• Что вы сами приобрели в процессе тренинга?
Вопросы детям:
• Попробуйте выразить несколькими словами впечатления от занятий.
• Что вам больше всего понравилось на занятиях?
• Что нового в поведении ваших родителей вы заметили за это время?
Общий вопрос:
• Что бы вы пожелали друг другу и себе?
Чаепитие
«Колокол»
Приложение 1
Домашнее задание к занятию 1
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Какой твой любимый цвет и почему? Какой нелюбимый цвет и почему?
2. Назови любимую сказку и сказку, которая тебе не нравится.
3. В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как... а не нравится...
4. Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?
5. Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?
Приложение 2
Домашнее задание к занятию 2
Заполните анкету.
Что меня огорчает в моем ребенке?
1. ________________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. ________________________________________________________
Что меня радует в моем ребенке?
1. ________________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. ________________________________________________________
Приложение 3