РАЗВЕРТЫВАНИЕ ОТКРЫТОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ АНТАНТЫ И РАЗВЕРТЫВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 4 глава




3. Необходимо срочно придать частям подвижность, увеличив их перевозочные средства, командировав им авточасти, ибо находящиеся на мурманском фронте части слишком неподвижны, а значит, и наполовину годны для активной обороны, не говоря уже о нападении.

4. Самое главное—надо принять героические меры для организации продмагазинов с запасом хотя бы на месяц по числу людей 8—10 тысяч. Это самое главное, так как все запасы, которые можно было использовать на железной дороге у местных крестьян, иссякли.

Благодаря этим мерам мне удалось кормить фронт, около 3000 * человек, почти два месяца.

Заканчивая доклад, я прошу поставленные мною здесь вопросы провести в спешном порядке.

Чрезком Нацаренус

ЦГАСА, ф. 1, оп. 1, д. 474, лл, 37—38. Подлинник.

№ 210 ПИСЬМО В. И. ЛЕНИНА М. С. КЕДРОВУ

29 августа 1918 г.

т. Кедров! Вы мало сообщаете фактического. Присылайте с каждой оказией отчеты.

Сколько сделано фортификационных работ?

По какой линии?

Какие пункты ж.-д. обеспечены подрывниками, чтобы в случае движения англо-французов большими силами мы взорвали и разрушили серьезно такое-то (какое именно, надо дать отчет, и где именно) мостов, верст железных дорог, проходов среди болот и т. д. и т. п.

Достаточно ли обезопасили Вологду от белогвардейской опасности? Непростительно будет, если в этом деле проявите слабость или нерадение.

Привет!

Ленин

В. И. Ленин: Полн. собр. соч., т. 50, стр. 172.

–––––––––––––––

*. В документе цифра неразборчива, вероятно 3000.

2-Ю


№ 211

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КОМАНДУЮЩЕГО СЕВЕРНЫМ ФРОНТОМ Д. П. ПАРСКОГО НАЧАЛЬНИКУ ПОЛЕВОГО ШТАБА РЕВВОЕНСОВЕТА РЕСПУБЛИКИ Н. И. РАТТЭЛЮ ОБ ОПЕРАТИВНЫХ ПЛАНАХ И НЕОБХОДИМОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФРОНТА *


№ 435, г. Петроград

28 сентября 1918 г.

 


27-го прибыл в Петроград, где виделся с Позерном ** и условился обо всем необходимом. Относительно личного состава пока никаких недоразумений не встретил—пришли ко взаимному соглашению. Приступил к спешному комплектованию штаба фронта.

Высланный по моему распоряжению в Вологду заблаговременно офицер из штаба Петроградского района передал мне вчера частное письмо Гиттиса*** от 22 сентября, которое в копии целиком прилагаю****.

Из этого письма я вижу, что положение дел на вологодском и двинском направлениях весьма серьезно и требует принятия самых решительных мер. По-видимому, предшественники Гнттиса утеряли драгоценное время и теперь дело приходится поправлять срочно и с большим напряжением. По моему мнению, насколько могу судить сейчас, не побывав еще на месте, положение создается весьма опасное. Сделаю все, чтобы его поправить, а Революционный военный совет прошу оказать мне в этом всемерное содействие с тем, чтобы как Петроградский район (Военкомпет), так и флот и Ярославский округ непременно сделали бы все, что будет от них мною потребовано. Необходимо срочно и официально запечатлеть полное подчинение мне всех боевых сил и средств Петроградского района и Балтийского флота, иначе могут быть недоразумения, неувязки и тому подобное и в результате—потеря времени.

Насколько могу судить теперь, мне кажется, что план бывших союзников, наступающих против Северного фронта» сводится к следующему: удерживая неподвижно свой правый фланг в районе Кеми—Сороцкой и Сумского Посада,


–––––––––––––––

* О создании фронга см. сб. док. «Директивы Главного командования Красной Армии», док. № 53.

** Комиссар штаба Петроградского военного округа.

*** Командующий 6 армией.

**** См. ЦГАСА, ф. 6, оп. 4, д. 947, л. 244.

 

энергично наступать по Двине, а затем и по линии железной дороги Архангельск—Вологда, уступами с левого фланга, с целью овладеть Котласом, Вологдой и посредством дальнейшего распространения на восток действовать совместно с правым флангом чехословаков, наступающих в направлении Пермь—Вятка. Ближайшими целями, по всей вероятности, неприятелем ставится—овладение районом ст. Плесецкой (южнее ст. Обозерской), быть может, овладение г. Каргополем и г. Вельском, наконец, головной станцией Кот-лас.

Сил же у неприятеля немного, по моему подсчету их пока не более 15000 (считая и то, что охраняет Мурман и пункты беломорского побережья), но зато в его распоряжении находятся сильные судовые средства по р. Двине с весьма сильной артиллерией, которой мы до сих пор не могли ничего противопоставить (по-видимому, на Двине у пас неорганизованная речная флотилия). Сильный флот неприятеля, сосредоточенный в важнейших пунктах беломорского побережья, надежно охраняет эти пункты, в частности Архангельск, являющийся базой боевых действий неприятеля. Есть сведения о совершившихся будто бы новых десантах неприятеля, но сейчас о них определенно сказать ничего не могу.

В первую голову, по моему мнению, необходимо следующее: задержать во что бы то ни стало наступление неприятеля по Двине с тем, чтобы не позволить ему овладеть Котласом, до которого ему осталось пройти не более 150— 200 верст. Я нисколько не сомневаюсь в том, что неприятель стремится овладеть Котласом до замерзания вод. Средствами для задержания неприятеля в этом направлении, помимо сосредоточения необходимых сил, является немедленная организация и посылка на Двину особой речной флотилии из мелко сидящих минных судов и минирование русла Северной Двины. Полагаю возможным, что смелый морской офицер, располагая несколькими мелкими миноносцами и минными катерами, сумеет, быть может, подорвать хотя бы часть неприятельской речной флотилии с ее сильной артиллерией и тем лишит неприятеля его главного преимущества над нами. Сегодня я буду говорить об этом с начальником морских сил Балтийского флота, с представителями Петроградского района, потребую немедленного отправления на Двину одной из внутренних речных флотилий, которые должны быть уже организованы на р. Волхове и озере Ильмень.

Во время переговоров сегодня выяснилось, что эти речные флотилии, по крайней мере Волховская, уже более или менее организованы, почему могут быть взяты почти целиком.


Чрезвычайно может помочь делу речной и минной обороны Двины ЦВТУ (Центральное военно-техническое управление), расположенное в Москве и располагающее большими средствами. Необходимо, чтобы они нам помогли.

Одновременно с этим я предполагаю, пользуясь железной дорогой, возможно быстро сосредоточить столько сил, сколько могу собрать с тем, чтобы энергично атаковать неприятеля из района ст. Плесецкой в направлении на Архангельск, а также Селецкое—Сийское—по его тылу, загородившись небольшим заслоном со стороны г. Онеги. Для того, чтобы собрать необходимые силы, предполагаю воспользоваться подкреплениями от Позерна, я буду просить о том же Ярославский округ. В состав наступающих сил предполагаю назначить возможно большее количество броневых машин, чтобы поддержать наши слабо подготовленные войска.

Думаю также, что следует выслать Гиттису в Вологду энергичных и опытных агитаторов для рассылки их в войска и важнейшие пункты края.

Завтра утром предполагаю наспех закончить подбор сотрудников, из коих соорганизовать и спешно направить в Ярославль необходимый передовой эшелон штаба. Сам с начальником штаба и несколькими помощниками завтра же спешно выезжаю в Вологду, где сделаю все, что смогу, чтобы оживить и поправить дело. Оттуда через несколько дней отправлюсь в Вятку, чтобы организовать тамошние силы, дать необходимые указания и войти в непосредственную связь с левым флангом Восточного фронта. Затем по возвращении в Вологду снова буду видеть Гиттиса и оттуда выеду в Ярославль—Москву для личного доклада Революционному военному совету, если он будет там, обо всем виденном и сделанном. Весь этот маршрут потребует, вероятно, до 12 дней времени. Из Вологды и из Вятки пришлю особые дополнительные донесения.

Настоятельно прошу Реввоенсовет как можно скорее издать распоряжение о том, чтобы необходимые округа и учреждения пришли бы мне на помощь. Оттеняю особую важность направления наступления неприятеля на Котлас— Вятку и ту большую опасность, которую может это создать для нашего дела *.

Дм. Парский

ЦГАСА, ф. 6, оп. 4, д. 947, лл. 243, 245. Подлинник.

–––––––––––––––

Основные положения этого плана были объявлены директивой командования фронта № 1 от 1 октября 1918 г., опубл. в сб. док. «Из истории гражданской войны в СССР», т. 1, стр. 416—418 и сб. док. «Северный фронт», стр. 129—130.


№ 212

ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ЗАПАДНОГО РАЙОНА ОБОРОНЫ* А. В. НОВИКОВА ГЛАВКОМУ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ И ЗАДАЧАХ РАЙОНА


№ 1/н, г. Арзамас

30 сентября 1918 г.

 


Границы района и пространства

Согласно телеграмме начальника штаба Раттэля от15сего сентября № 70 (секретно) границы Западного района обороны указаны: 1) с Северным фронтом линия Гдов — Луга—Новгород—Валдай—Торжок—все пункты включительно для Северного фронта; 2) с Южным фронтом линия р. Сож—Чериков—Климовичи—Рославль—все пункты включительно для Западного района обороны. Лично же Главнокомандующим всеми вооруженными силами Республики 29 сего сентября было указано, что к району Западной обороны будет добавлен Петроград (исключительно).

При этом условии северная граница района Западной обороны должна быть проведена по линии р. Сестра—южный берег Ладожского озера—р. Чагодоща примерно до г. Устюжны.

В этом последнем случае протяжение района по меридиану около 1500 верст, по параллели (примерно линия Можайск—Витебск) около 500 верст; естественных рубежей, прикрывающих район с запада и могущих служить оборонительными линиями, не имеется. Только р. Днепр, текущая от г. Орши к югу, прикрывает район с запада. Но этот участок района, за отсутствием к востоку от р. Днепра развитой сети дорог, едва ли может стать театром крупных боевых действий.

Задачи района

На район возложена задача прикрыть Москву с запада от возможности захвата столицы Республики немцами. При этом Главнокомандующим было указано, что на имеющиеся в районе войска для указанной цели рассчитывать нельзя, так как они получат другое назначение. В качестве живой силы района нужно использовать имеющиеся части пограничной охраны и из местного населения, обученного военному делу, сформировать отряды. Отсюда следует, что количество

–––––––––––––––

* О создании района см. сб. док. «Директивы Главного командования Красной Армии», док. № 53.


живой силы для обороны района не может быть велико и точно учесть это количество в данное время не представляется возможным за неимением сведений о числе сформированных отрядов пограничной охраны. С другой стороны, и противник при сложившейся в данное время для него обстановке едва ли будет в состоянии бросить на восток значительные массы войск. По всей вероятности он прибегнет к действию по железным дорогам броневыми поездами, а по шоссе броневыми автомобилями и конницей.

Таким образом, в конечном виде задача района сводится к тому, чтобы затруднить противнику действия броневыми средствами по железным дорогам и грунтовым путям, задержать этим его продвижение на восток и выиграть время для сосредоточения в районе достаточного количества войск с других фронтов. Необходимое условие, чтобы бой за Москву произошел в районе западнее Москвы.

В помощь войскам района при решении этой задачи необходимо привлечь технические средства (броневые поезда и автомобили, средства авиации) и инженерное искусство.

Пути сообщения

Железные дороги. В части района к северу от Александровской железной дороги сеть этих последних довольно развита, причем большая часть дорог совпадает с направлением наступления немцев. Таких линий имеется четыре: 1) Петроград—Вологда, 2) Псков—Дно—Бологое, 3) Невель—Великие Луки—Ржев—Москва, 4) Орша—Смоленск—

Москва, с ве.твью от Смоленска на Витебск.

Продольных путей по меридиану имеется два главных: 1) Петроград—Дно—Витебск—Могилев и 2) Петроград— Лихославль—Ржев—Вязьма—Калуга и два второстепенных: а) Смоленск—Сухиничи, б) Смоленск—Брянск.

Кроме того, имеется путь, связующий Великие Луки со ст. Бологое, и железная дорога Старая Русса—Новгород—ст. Чудово.

Все эти пути могут служить для переброски резервов к угрожаемым пунктам (пути связи).

Важнейшими железнодорожными узлами являются: 1) Петроград, 2) Дно, 3) район Ново-Сокольники—Невель—Великие Луки, 4) Витебск, 5) Орша—это все на фронте района.

В ближайшем тылу: 1) Бологое, 2) Смоленск, 3) Брянск, не входящий в район обороны.

В глубоком тылу: 1) Лихославль, 2) Ржев, 3) Вязьма, 4) Калуга.

Шоссейными дорогами район довольно беден. Всего имеется шоссе: 1) Петроград—Луга — Псков, 2) Псков—


Новгород —Чудово, 3) Витебск — Смоленск—Москва, 4) Чериков — Климовичи — Рославль — Юхнов — Подольск. При этом последнее представляет единственный путь наступления немцев в пространстве района, лежащем к югу от Александровской железной дороги.

Инженерная оборона района

Из вышеизложенного видно, что для обороны района необходимо укрепить главным образом узлы железных дорог.

Первый сектор обороны: Петроград *—Дно—Бологое; укрепления в Дно, линия Гатчино—Тосно—Старая Русса; с редюитом этого сектора—Бологое.

Второй сектор: Ново-Сокольники—Невель, с частным редюитом Великие Луки.

Третий сектор: Витебск—Орша, с редюитом Смоленск.

Что же касается до шоссе и больших грунтовых дорог, то для обороны их достаточно будет на важнейших местах (узлы дорог, мосты, гати и т. п.) устроить небольшие узлы сопротивления.

На всех путях, как железных, так и грунтовых, необходимо все искусственные сооружения подготовить к уничтожению (взрыву).

В общем, все инженерные работы района выразятся: 1) в укреплении позиций (но отнюдь не сомкнутого типа) в районах указанных железнодорожных узлов; 2) в таком же укреплении важнейших пунктов на грунтовых путях; 3) подготовке всех искусственных сооружений на всех путях (железные и грунтовые дороги) к уничтожению.

Технические средства. Точный подсчет технических средств пока не представляется возможным подсчитать. Можно только указать на необходимость в первую очередь обеспечить железные дороги хотя бы наименьшим количеством броневых поездов. Таких нужно на главные направления (с запада на восток) не меньше четырех, на меридиальные направления— не менее двух. Всего на первое время шесть поездов.

Для инженерных работ при штабе района необходимо сформировать сильное инженерное управление, причем на каждый сектор обороны назначить в достаточном числе строительства.

Крайне необходимо подчинить району обороны все сформированные и формирующиеся части пограничной охраны. Формирование отрядов из местных жителей могут с успехом произвести местные губернские и уездные комиссариаты по

–––––––––––––––

* Укрепление Петрограда придется выделить в особую группу (примеч. документа).


военным делам. Число этих отрядов (minimum) определяется числом узлов обороны и резервами в редюитах.

Для скорейшего сформирования штаба района испрашивается разрешение включить в состав штаба личный состав ликвидационной комиссии штаба Западного участка отрядов завесы, оставшийся в Калуге для ликвидации.

Кроме того, необходимо оставить и включить в состав штаба района имевшиеся в штабе Западного участка отрядов завесы управления авиации и радио-телеграфа.

Приложение: схема*.

Начальник штаба района генерального штаба А. Новиков

ЦГАСА, ф. 6, оп. 4, д. 48, лл. 1—4. Автограф.

№ 213

ДОНЕСЕНИЕ ВОЕННОГО КОМИССАРА И ВОЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕТРОГРАДСКОГО ОКРУЖНОГО КОМИССАРИАТА ГЛАВКОМУ О КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОМ ВЫСТУПЛЕНИИ БЕЛОГВАРДЕЙЦЕВ В РАЙОНЕ ПСКОВСКОГО ОЗЕРА И ПРИНЯТЫХ МЕРАХ ПО ЕГО ЛИКВИДАЦИИ


г. Петроград

30 октября 1918 г.
20 час. 30 мин.


Сообщается сведение о положении дел в районе выступления белогвардейцев у Псковского озера.

23 октября белогвардейцы заняли Талабские острова и пытались высадить десант на восточном берегу Псковского озера, в районе дер. Егорьевщины, на двух барках и лодках, всего до 150 человек. Огнем сторожевого охранения завесы барки и лодки были отогнаны и возвратились на острова. На островах белогвардейцы арестовали местные советские власти, к ним присоединилось до 300 местных жителей. 26 октября 1 эскадрон особого конного полка Балаховича, входящего в состав 3 Петроградской дивизии, с командиром Пе-ремыкиным устроили в Елизарьевском монастыре (на восточном берегу Псковского озера против Талабских островов) празднество и пьяная часть эскадрона разоружила роту 16 Гдовского полка и в полном вооружении, захватив большую часть лучших лошадей эскадрона, направилась в Псков,

–––––––––––––––

* Схема в деле не обнаружена.


куда пришли 27 октября. По дороге к ним присоединилось до 500 человек белогвардейцев из центральной зоны. Перемыкин с несколькими преданными ему людьми до перехода арестовал членов коллектива коммунистов, которые доставлены им в Псков.

28 октября начальник Чудской флотилии Нелидов с четырьмя пароходами перешел на сторону белогвардейцев и вышел от мыса Раскопель. Пароход «София» с оставшимися верными матросами остался в Гдове и открыл огонь по уходящим пароходам, причем один из них сел на мель. Брат Нелидова с частью белогвардейцев, переправлявшихся на лодках, задержаны и доставлены в Гдов. По сведениям из Двинска, в Псков прибыл соединенный отряд, по-видимому, казаков, в черных папахах, около 500 человек всех родов войск с одним орудием.

Для ликвидации выступления приняты следующие меры: образован полевой революционный штаб в Луге с подчинением ему всей 3 Петроградской дивизии, Чудской флотилии и красноармейских частей Гдовского, Лужского и Псковского уездов и пограничной охраны. Указанные уезды и участки железных дорог объявлены на осадном положении. Из Петрограда в распоряжение революционного штаба направлены две роты с пулеметами, полтора эскадрона, артиллерийский взвод, пулеметный броневик. Дальнейшие сообщения последуют,

Военкомпет Богатин
Военрукпет Кирьянов

ЦГАСА, ф. 6. оп. 4, д. 947, лл, 344—347. Телеграфная лента.

№ 214

ПРИКАЗ РЕВВОЕНСОВЕТА СЕВЕРНОГО ФРОНТА В СВЯЗИ С НАЗНАЧЕНИЕМ КОМАНДУЮЩИМ 7 АРМИЕЙ Е. А. ИСКРИЦКОГО И О БОЕВОМ СОСТАВЕ АРМИИ


№ 089, г. Ярославль

1 ноября 1918 г.

 


§ 1

Начальник 2 Новгородской дивизии генерального штаба Искрицкий Революционным военным советом Республики назначен командующим 7 армией, штаб коей формируется в г. Петрограде и по сформировании переедет в г. Тихвин.

 


§ 2

Разграничительной линией между Северным фронтом и Западным районом установлена линия: Псков — ст. Дно— Валдай — Бологое — все пункты для Северного фронта включительно.

Разграничительной линией между 6 и 7 армиями остается граница между 6 армией и бывшей Олонецкой группой.

§ 3

В состав войск 7 армии входят: а) все войска бывшей Олонецкой группы, б) 2 Петроградская дивизия, в) Псковская дивизия и г) все войска, направляемые в Псковский район для ликвидации неприятельского выступления.

Революционный военный совет Северного фронта:

Глезаров, Доможиров 54

ЦГАСА, ф. 105, оп. 1, д. 20, л. 26. Заверенная копия.


ЮЖНЫЙ ФРОНТ

№ 215

ИЗ ДОКЛАДА-КОМАНДОВАНИЯ СКВО В ВЫСШИЙ ВОЕННЫЙ- СОВЕТ О СОСТОЯНИИ ВОЙСК, РАСПОЛОЖЕННЫХ ПО ГРЯЗИ-ЦАРИЦЫНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ*


29 мая 1918 г.

№ 60, г. Царицын


В течение 26 и 27 мая я, проезжая по Грязи-Царицынской железной дороге, ознакомился на местах со всеми начальниками более крупных войсковых отрядов, выставленных для охраны названной железной дороги. Из их подробных докладов выясняется нижеследующее.

I. Командный состав, за весьма редкими исключениями, совершенно не подготовлен к выполнению даже самых простых задач. Большинство из них вполне искренне хотят решить поставленную им задачу (охрана безопасности Грязи-Царицынской железной дороги), но все они решили ее в общем совершенно неудовлетворительно, в особенности начальники участков районов станций Филоново и Себряково: подчиненные им войсковые соединения в сущности сидят на самой дороге (к тому же в вагонах) или непосредственно у железной дороги. Таким образом, приняв во внимание современное несение службы войсковых частей, их безусловную не-

–––––––––––––––

* В настоящем и следующем (док. № 217) докладах военного руководителя СКВО А. Е. Снесарева главным образом акцентируется внимание на негативные стороны состояния войск округа. Необходимо учитывать, что это был период становления Красной Армии, перехода ее от отрядной системы, со всеми ее недостатками, к регулярной армии. А. Е. Снесареву, генералу старой армии, трудно было понять все особенности этого переломного периода строительства Советских Вооруженных Сил, поэтому некоторые его оценки в известной мере выглядят излишне резко и носят субъективный характер.


надежность в отношении сторожевого охранения, а в особенности почти полное отсутствие подготовленного командного состава, необходимо заключить, что о сколько-нибудь надежной охране Грязи-Царицынской железной дороги говорить не приходится.

II. Штабы в сущности также не организованы, как штабная служба вообще, так в особенности вопросы разведки и прочной связи или совсем не разрешены или разрешены крайне неудовлетворительно; например, в филоновском районе от отряда выставлено по одному направлению к стц. Алексеевской два авангарда: эскадрон в ст. Ярыженской, эскадрон в ст. Дурновской, причем никакой разведки в западном (едва ли не более опасном) направлении не высылалось. В себря-ковском районе конница для разведывания высылалась от главных сил лишь на четыре версты вперед, причем не доходила даже до своего авангарда на три версты (авангард был выставлен на семь верст). Вообще служба охранения, и в особенности разведка, поставлена крайне слабо.

О прочности связи и о ее налаженности говорить также не приходится: прочной, надежной связи не было.

III. Состав отрядов, численность их. Отряды организованы весьма различно, наименование отрядов совершенно не отвечает установившемуся вообще понятию. Так, например, существует 2 Донская «армия» Юргштадта *, состоящая всего из 750 штыков (из них 300 штыков в вагонах на ст. Филоново), двух эскадронов (всего 165 коней и сабель) и бронированного поезда с одним орудием и 6 пулеметами. 1 стрелковый полк насчитывает всего до 500 штыков, во 2 стрелковом полку—до 700 штыков. Затем в одном отряде имеется 4 орудия, в другом, почти равной численности,—ни одного орудия. По-видимому, при организации отрядов совершенно не придерживались определенного плана, а руководствовались какими-то частными соображениями, в результате которых и получилась полная импровизация.

В общем всего на охране Грязи-Царицынской [железной дороги], участков Царицын—Кривомузгинская и Царицын— Котельниково, а также в самом Царицыне не более 6000 штыков при нескольких орудиях и эскадронах. Пулеметов, ручных гранат, ружейных и артиллерийских снарядов совершенно недостаточно. Нет ни одного авиационного отряда.

IV. Распределение войсковых частей. При распределении войск несомненно имелась в виду необходимость защиты как самого Царицына, ставшего естественной базой снабжения всего Северного Кавказа, Астраханской губернии и западного побережья Каспийского моря до Баку включительно, так и его железнодорожных линий Царицын—Грязи (связь с

–––––––––––––––

* Так в документе.


Москвою), Царицын—Тихорецкая (связь с Северным Кавказом) и Царицын—Лихая. Из ознакомления на месте выяснилось, что местные организации ясно сознают огромную важность сохранения во что бы то ни стало железнодорожной связи Северного Кавказа с Москвой как для возможности получения для Москвы всего необходимого, так, в особенности, для доставки в голодающие великорусские губернии кавказского хлеба.

В общем войсковые части расположены так, что до ст. Алексиково Грязи-Царицынская железная дорога в сущности совсем не охраняется (имеются, правда, разные отряды, но без всяких задач), филоновский, себряковский и качалинский участки Грязи-Царицынской железной дороги совершенно не обеспечены от нападения разведывательных отрядов противника, в особенности, конечно, в ночное время, так как отряды или сидят на самой дороге (к тому же в вагонах), или расположены в непосредственной близости от нее. На линии Царицын—Лихая советскими войсками занят лишь участок до ст. Кривомузгинской (около 50 верст от Царицына), а в тихорецком направлении более-менее обеспечен участок от Царицына до Котельникова..

V. Состояние войсковых частей в общем совершенно неудовлетворительно: части не организованы, не обучены, без опытного командного состава, недисциплинированные настолько, что по откровенному признанию некоторых начальников они не могут никогда поручиться, что их части выполнят беспрекословно даже боевые приказания.

Некоторые начальники не уверены в том, что смогут заставить расположенные в вагонах войска высадиться из них. Как характеристику нравственного состояния войсковых частей могу отметить факт заявления таковых, расположенных на опаснейшем участке в районе ст. Кривомузгинской, что если их не сменят к указанному ими сроку, то они самовольно оставят свою позицию... Виденные мною на городской царицынской площади несколько легких и тяжелых орудий оказались в самом запущенном виде, дула орудий заржавлены, видимо, никакого нормального ухода за материальной частью нет... *

Замеченный конский состав также далеко оставляет желать лучшего в смысле его содержания... *

VI. Противник. Сведения о противнике ввиду отсутствия правильно поставленной разведывательной службы крайне неопределенны. В общем части противника (неизвестной численности и точно не установленного состава) занимают (по 40-верстной карте): стц. Алексеевскую, правый берег Хопра,

–––––––––––––––

* Отточие документа.


далее правый берег Дона до Калача, левый берег Дона на участке Калач—железнодорожный мост у Рычковского хутора, далее опять по правому берегу Дона. Таким образом, в районе ст. Качалинской противник простым артиллерийским огнем (расстояние до 4 верст) может прекратить всякое движение по Грязи-Царицынской железной дороге, а в районе ст. Кривомузгинской, уже овладевший переправами через Дон, он при небольших сравнительно силах самым серьезным образом угрожает уже самому Царицыну, в настоящее время являющемуся важнейшим транспортным узлом водных и железнодорожных путей всего района округа.

VII. Снабжение: а) патронами неудовлетворительное: у некоторых отрядов было всего по 120 патронов на людях и по 20 патронов в запасе, встречались отряды почти вовсе не снабженные патронами, запасы патронов в Царицыне еще не выяснены; б) шанцевого инструмента, телефонного имущества недостаточно, некоторые отряды совсем их не имеют; в) артиллерийских орудий мало, снарядов недостаточно; г) обозы в хаотическом состоянии; д) продовольствия — в общем достаточно: людям выдается по 2 фунта хлеба и до ¾ фунта мяса. В некоторых отрядах начинает ощущаться недостаток хлеба, по-видимому, вследствие недостаточной организованности.

VIII. Санитарная служба совершенно не организована и находится в самом хаотическом состоянии, не всегда есть даже первая помощь—фельдшер с его сумкой и необходимейшими медикаментами.., что, конечно, также не будет способствовать моральной устойчивости войск в боях.

IX. Вывод о военном положении. Таким образом, первейшей задачей является:

1) Устранить всемерно огромный недостаток, вернее полное отсутствие военных специалистов как для службы в штабах, так и во всех специальных родах войск.

2) Заново переформировать имеющиеся «армии» и «полки» в соответствующие полки, батальоны и роты, назначить настоящий, подготовленный командный состав, высадить всевозможные отряды из вагонов в лагери, в казармы, производить им усиленные занятия.

3) Проверить степень сознательности и подготовленности всех отрядов, упразднить ненадежные и явно не пригодные для боевых действий,

4) Всемерно поднять дисциплину войск.

5) Наладить организацию штабов; связи, разведки, так как при существующем состоянии можно ожидать лишь напрасных жертв.

6) Спешно приступить к организации частей новой армии.

Только по выполнении изложенного и можно будет рассчитывать на образование настоящих войск, смогущих с честью


выполнить все задачи, которые им будут поставлены. В настоящее же время несомненно как самому Царицыну, так и железным дорогам Грязи-Царицынской и Царицын-Тнхорецкой угрожает самая серьезная опасность и они совершенно не обеспечены от захвата их даже незначительными, но правильно организованными и дисциплинированными войсками противника.

X. Что касается наших взаимоотношений, то с членами окружного комиссариата у меня и чинов штаба округа таковые установились самые искренние и обеспечивающие вполне успешную совместную работу. Местными царицынскими организациями мы были также встречены тепло и, по-видимому, и с ними мы сумеем установить нормальные отношения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: