Эстетический идеал в любом произведении наиболее ярко и лаконично демонстрирует позицию автора. Через эстетический идеал творец показывает все явления жизни, подчеркивая его значимость для мастера.
Какими же бывают формы эстетического идеала в литературном произведении?
Во-первых, это неперсонифицированный эстетический идеал - все образы одного произведения, который автор показывает через сюжет, конфликт, идейный пафос творения.
Во-вторых, это непосредственно персонифицированный идеал, который автор реализует в положительном герое. Такой герой не должен быть статичным, это очень важно с точки зрения художественной эстетики.
В-третьих, это изображение автором безобразного в произведении, так называемый "принцип от противного". Такой идеал используется писателями в сатирических произведениях, и передается читателю через смех, являющийся выразителем авторского идеала. В подобных произведениях проявляется теория бесконфликтности, когда лучшее сталкивается с хорошим.
Кроме этого, эстетические идеалы делятся также и на эстетические категории. Давайте более детально рассмотрим все пять этих категорий.
Возвышенное. Категория эстетического идеала, где основой являются идеи бесконечности, а именно Бог, Вселенная, душа. Эти явления вызывают у читателя возвышенные чувства, превышающие меру человеческого рода. Здесь эстетический идеал является высшей мерой явлений и предметов.
эстетический идеал искусство кино
Низменное. Название категории говорит само за себя - низменное, то есть то, что лежит за пределами нравственных норм поведения человека, ниже меры человеческого рода вообще. Здесь происходит эстетическое отрицание пороков человека.
Комическое. Отношение в произведении к жизни, рождению. В давние времена, а именно в Древней Греции, существовали так называемые "коммосы", в них авторы высмеивали недостатки (как духовные, так и телесные) людей высоких сословий, таким образом пытаясь отогнать от этих уважаемых людей нечистую силу. Основа смеха в таких произведениях лежала между сущностью и видимым, низким и высоким, ложным и истинным.
Безобразное. Это то, что никоим образом не соответствует мере рода человеческого, такая эстетика складывались многими столетиями. Что же она выражала в себе? А выражала она отрицательные эмоции человечества: страх перед различными природными стихиями, отвращение к порокам, злу, страх перед неизбежным хаосом. Безобразное в эстетическом идеале особенно проявилось в эпоху модернизма, стало своеобразным мерилом равновесия между смертью и жизнью, вселенной и хаосом. Бодлер считал, что сквозь тлен и безобразие творец просто обязан видеть прекрасное, ведь искусство бессмертно.
Трагическое. Эстетическое отношение к страданиям человека и смерти. Одновременно может быть тесно связано как с возвышенным, так и воплощаться в форме безобразного. Идеал в этой эстетической категории формируется в различной символике похоронных обрядов.
Заключение
У каждого вида искусства есть свои материалы для создания и воплощения художественного образа. Материал как ничто иное определяет саму специфику искусства, а виды искусства можно условно разделить на временные, пространственные и пространственно-временные. Философия современного искусства также тесно связана с этими понятиями. Современный эстетический идеал - это, в первую очередь, самое прекрасное, что соотносится с мерой человеческого рода, и свое наивысшее воплощение он находит именно в искусстве. Ведь искусство являет миру основное значение прекрасного - духовное наслаждение красотой, не требующее ничего взамен, полностью бескорыстное. Цель эстетического идеала - наиболее ярко и ясно раскрыть позицию автора произведения искусства, будь то художественное произведение, кино, музыка, театральная постановка или что-то другое. Эстетический идеал в искусстве - это одна из основ эстетического воспитания как подрастающего поколения, так и уже сформировавшегося мышления и мировоззрения взрослого человека. Благодаря таким идеалам в полной мере проявляется духовная культура человека, его понимание прекрасного, развивается эстетический вкус. Кроме того, эстетический идеал развивает творческие способности вносить прекрасное в саму жизнь, строить ее, как говорил Карл Маркс "…также и по законам красоты" [1, с.94].
Общество неуклонно развивается, переходит от одного общественного этапа своего развития к другому, что способствует к становлению и развитию нового духовного мира, и в этом мире зарождаются совершенно новые эстетические идеалы. Такие перемены несомненно приводят к всестороннему обогащению художественной изобразительности, появлению новых стилей и форм в искусстве. На этих стилях, в свою очередь, основываются новые идеалы общества. Творец берет темы для своего творчества из жизни, и они также предопределяют его идеалы. Как правило, художник изображает в своих работах тех людей, которые хорошо ему знакомы.
В последние годы реалии сталкивают человека с новыми ситуациями, которых ранее были ему неизвестны. Их художественное решение и теоретическое обобщение ставят перед ним совершенно новые задачи. Одной из самых актуальных задач сегодня является поиск прообраза прогрессивного эстетического идеала, способного глубоко проникнуть в сознание людей.
В данном случае помочь в осуществлении этой задачи может как богатый опыт тесного международного сотрудничества в области искусства, так и опыт непосредственно национального художественного искусства. Показательным в этом плане можно считать отношение народных мастеров к проблеме "положительного героя" в искусстве, а также в человеческой философии. Некоторые люди искусства полагают, что художественная изобразительность может жить без идеального героя, но без эстетического идеала - нет.
Современный эстетический идеал в искусстве характеризуется новаторскими поисками духовности и выразительности, поисками способности выразить идеал современного общества. Сегодня, в отличие от искусства прошлых лет, мастера пытаются пробудить интерес к богатому духовному миру личности, повысить чувствительность к демонстрации внутреннего психологического мира, как можно шире показать связи такой демонстрации с эстетическими потребностями современного человека. Федор Михайлович Достоевский всегда утверждал, что писать произведение нужно ясным и понятным языком, чтобы его, в первую очередь, понимал читатель, зритель или слушатель. [7, с.68].
Творец, который находится внутри "котла", в самом центре событий настоящего времени, создает идеалы, соответствующие основным потребностям этого времени, потребностям целой эпохи, мечтаниям и чаяниям человека. И этот идеал, созданный гением или простым мастером, через самые разнообразные формы художественного творчества влияет на нравственный мир человека, делая его выше и чище в плане духовности.
Список использованной литературы
1. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.42.
2. Спаркс Н. Дневник памяти. АСТ, Транзиткнига, 2005.256 с.
. Гете И.В. Об искусстве. М.: Наука, 1975.337 с.
. Голубев А. Формула красоты. М.: Советская Россия, 1967.136 с.
. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: от Возрождения до Канта. СПб.: Пневма, 2002.592 с.
. Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2-х т. М.: Госполитиздат, 1955. Т.2.943 с.
. Достоевский Ф.М. Об искусстве. М.: Искусство, 1973.
. Литература и язык: современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006.
. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1989. Т.2.636 с.