Периоды правления Швеции и России




Уже в начале 9 века в указе о ночном патрулировании Карла Великого содержатся правила обращения с огнём. Этот указ считается старейшим противопожарным документом. Вскоре после этого в европейских городах стали вводить различные инструкции пожарной безопасности. Начиная с 13 века города, как правило, стали иметь пожарные организации.

В середине 13 века во время правления Мауну, сына Эрика, стало формироваться законодательство. Эти законы касались как шведов, так и финнов, так как уже в то время и вплоть до начала 18 века Финляндия находилась под властью Швеции. Свод законов Мауну, сына Эрика, просуществовали в Швеции-Финляндии 400 лет, до 1734 года.

Закон ничего не говорил о прочистке труб, так как дымовые трубы стали строить только после утверждения данного свода. В законе говорилось, что домовладелец являлся главным ответственным лицом в деле пожарной безопасности. Свод содержал самые общие сведения о противопожарной защите и был малополезен для конкретных условий.

Король Густав Адольф II издал в 1619 г. указ, согласно которому города получили право устанавливать собственные правила. Соответственно, городские магистраты в Швеции начали вводить различные нормы и предписания для домовладельцев, которые касались, в числе прочего, обращения с огнём, а также состояния печей, дымовых труб, крыш, противопожарного оборудования и ухода за ними.

Большое значение имели ежегодные пожарные осмотры, которые обычно проводились раз в году, а в некоторых городах и чаще. Во время таких осмотров проверяли состояние зданий, крыш, печей и дымовых труб, а также наличие нагара. Неисправные печи и трубы ремонтировались в приказном порядке и в определённые сроки, а если ремонт не производился, то таковые подлежали сносу. Не существовало единой и общей модели для противопожарного законодательства. Поэтому городские противопожарные правила сильно отличались друг от друга и зависели, как правило, от местных условий и опыта. В Швеции только в 1874 г. противопожарное законодательство вытеснило городское.

Самый известный противопожарный закон в Швеции-Финляндии появился в 1734 г. Он включал в себя первые правила пожарной безопасности для сельской местности. Поскольку эти правила не были обязательными для всех случаев, то и соблюдались они нерегулярно. По этой причине развитие пожарного дела в сельской местности сильно отстало от городского.

Законодательно значимым явился указ 1856 года, в котором определялись основы городского строительства и который ускорил развитие противопожарной деятельности в городах. Впервые вопросы пожарной безопасности стали обязанностью самих городов. Указ также содержал довольно подробные инструкции противопожарного строительства и вменял обращать внимание на проблемы пожаров при городском планировании. При помощи этих схематических и структурных правил старались предотвратить разрушительные городские пожары.

Современное муниципальное самоуправление родилось, когда в 1865 г. появился указ о сельском муниципальном управлении, а в 1873 - указ о городском муниципальном управлении. Эти указы окончательно закрепили за коммунами и городами ответственность за пожарную безопасность. Обязанности сельских коммун были менее строгими по сравнению с городскими. Риск пожара в селе отличается от такового в городе: огонь в городе может угрожать всему населению, а в селе, как правило, пожар касается только одного двора. На практике противопожарная деятельность по-прежнему проводилась на добровольной основе, то есть отдельными добровольными пожарными командами.

Время независимости

ПОЖАРНЫЙ ЗАКОН 1933 ГОДА

Следующим шагом в развитии законодательства стал пожарный закон, который приняли спустя много лет после обретения Финляндией независимости, т.е. в 1933 г. Первый государственный пожарный закон нашей страны [Финляндии] вступил в силу в начале 1934 г. Первый проект данного закона приняли ещё в 1917 г., после чего подготовили множество поправок.

В отношении прочистки труб важным было то, что впервые появились правила, касающиеся как городов, так и сельских коммун, так как до этого для села не существовало общих правил о дымоходах и печах, а также их состоянии. И только закон 1933 года о регулярной и подконтрольной прочистке труб распространил своё действие на территорию всего государства. Прочистка труб стала предписанной законом и обязательной частью противопожарной деятельности.

Закон 1933 года гласил, что «печи и дымовые трубы необходимо чистить в соответствии с правилами и инструкциями данного закона или пожарной организации». Исполнительным разделом пожарного закона 1933 г. определялось, что «прочистка труб и дымоходов осуществляется регулярно и через определённые интервалы времени трубочистом, который допущен к работе решением пожарного комитета и находится под контролем начальника пожарной части». В том же разделе говорилось, что «в процессе прочистки трубочист должен проверять печи и дымоходы». Если трубочист замечал пожароопасную неисправность, ему следовало незамедлительно поставить в известность компетентному домовладельцу или смотрителю, а также своему начальнику. Закон также говорил о том, что пожарная организация должна давать точные распоряжения о прочистке.

До первого пожарного закона прочисткой труб в деревнях занимались городские и поселковые трубочисты, которые выезжали в деревни по заказу. Кроме того, прочисткой труб в сельской местности занимались нанятые страховыми фирмами трубочисты, а также трубочисты-частники, которые обходили деревню за деревней.

ПОЖАРНЫЙ ЗАКОН 1960 ГОДА

Следующее большое изменение в законодательстве о безопасности произошло в 1960 г., когда обновился пожарный закон. Закон определил, что «каналы вентиляционных систем необходимо прочищать от грязи и сажи», а «домовладельцы оплачивают прочистные работы».

Пожарный закон 1960 года установил, что «действующие печи и дымоходы следует прочищать согласно пожарному распорядку, но не реже одного раза в год», а «трубочист должен иметь необходимую квалификацию и получить доступ к выполнению своей работы». В остальном прочистка печей и каминов оставалась в муниципальном ведении.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ТРУБОЧИСТА

В 1975 г. пожарное законодательство получило новые изменения. В нём точнее и подробнее разъяснялись квалификационные требования трубочистам. Новый закон вменял «районному трубочисту или бригадиру сдавать профессиональный экзамен на соответствие занимаемой должности» с тем условием, что те районные трубочисты, которые находились в этой должности до 1976 г., не нуждались в переэкзаменовке.

Ещё одно значительное изменение заключалось в том, что раньше режим прочистных работ и плату за них устанавливали муниципальные и городские власти, а новый закон передал эти полномочия министерству внутренних дел. Изменение появилось вследствие того, что между муниципалитетами существовала разница в требованиях по прочистке печей и дымоходов, эксплуатация которых требовала особой осторожности. Эта разница была порой настолько велика, что для них не существовало пожарно-технических оснований. Похожая проблема существовала и в вопросе оплаты работы трубочиста. Новый закон устранил данные несоответствия.

УКАЗ О ПЛАТЕ ЗА ПРОЧИСТКУ И ЕГО ОТМЕНА

Указ о плате за прочистку был издан только в 1980 г., когда для всей страны был установлен единый тариф и даны обоснования для этого тарифа. Указ определял плату в 95 пенни за прочистку отдельного участка. Было также точно установлено, сколько участков каждой отдельной печи подлежит прочистке. Дымоходы также были условно разделены на участки для удобства тарификации. Кроме того, указ устанавливал размеры доплаты за визиты в дачные домики и специальные визиты, а также компенсации за так называемые «пустые» визиты. Была определена и минимальная плата.

Указ о плате за прочистку труб не продержался в силе и трёх лет и был отменён в 1983 г. Для этого существовало несколько причин. Указ устанавливал единую цену за прочистные работы и единые обоснования для этой цены. Нововведения по сравнению со старым указом были значительными во многих отношениях, особенно потому, что муниципалитеты потеряли право самостоятельно определять цены за работу трубочистов. Цены во многих местах резко взлетели. Поэтому в начале 1984 г. вернулись к старой системе ценообразования, когда муниципалитеты сами устанавливали тарифы за прочистку труб. Тем не менее, министерство внутренних дел сохранило за собой право определять основания для расчётов стоимости и частоты прочистных работ.

Изменение частично возвратило муниципалитетам право принимать решения в деле прочистки печей и дымоходов, так как муниципалитет стал самостоятельно назначать цены за работу трубочистов. Тем не менее, позднее последовало дополнение, согласно которому Центральный союз трубочистов и Союз муниципальных работников и служащих (позднее переименованный в Профессиональный муниципальный союз) совещались с Муниципальной делегацией по заключению договоров (позднее переименованной в Муниципальное учреждение по вопросам трудового ранка) о рекомендованных ценах на прочистные работы, о чём ставили в известность муниципалитеты. И Всё же рекомендация не являлась обязательной для исполнения. Муниципальным политикам было очень сложно увеличивать плату за работу трубочистам. Когда члены сельских муниципалитетов начинали обсуждать возможность увеличения платы за прочистку труб или налог на собак, это вызывало большую шумиху в прессе.

В 1999 г. Муниципальное учреждение по вопросам трудового ранка дало последнюю тарифную рекомендацию. Уже в 1995 г. это ведомство отказалось от практики точных рекомендаций цены в марках. После 1999 г. Центральный союз трубочистов давал муниципалитетам рекомендации по стоимости прочистных работ вплоть до 2003 г., когда Антимонопольное ведомство заявило, что данные рекомендации противоречат антимонопольному законодательству, и, поэтому, таковые давать запрещено. После этого союз перестал давать тарифные рекомендации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОЧИСТКУ ПЕРЕХОДИТ К ДОМОВЛАДЕЛЬЦАМ

Следующее значительное изменение в законодательстве о чрезвычайных ситуациях произошло в 1999 г., когда вступил в силу новый закон о спасательной деятельности. Закон определял, что собственники зданий и владельцы мест общего пользования ответственны, в том числе, и за то, чтобы через определённые промежутки времени производилась прочистка печей и дымоходов от сажи, а вентиляционных каналов и оборудования – от прочей грязи. До этого трубочист следил за тем, чтобы находящиеся в здании печи и дымоходы прочищались согласно действующим правилам.

Новое законодательство давало муниципалитетам возможность проводить прочистные работы тремя разными способами. Муниципалитет может следить за состоянием печей и труб самостоятельно (муниципальная система), заказывать прочистные работы в частных фирмах (система районного обслуживания) или разрешить собственникам или владельцам зданий во всём муниципалитете или его части договариваться о прочистке с частными фирмами. Если муниципалитет воспользовался муниципальной или районной системой, то он также может решить вопрос о плате за работу. Это изменение в законе стало результатом предложения Антимонопольного ведомства, которое, в свою очередь, воспользовалось моделью работы службы по вывозке мусора.

УНИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

В законе 1999 г. несколько ужесточили квалификационные требования к трубочистам, но, в целом, они не изменились по сравнению с предыдущим законом 1976 г. Теперь контроль за исполнением этой части закона стал сильнее, так как муниципалитеты не следили за этим, и большая часть районных трубочистов не сдавала профессиональных экзаменов.

Согласно закону трубочисту или другому лицу, ответственному за прочистные работы, следовало сдать экзамен на соответствие занимаемой должности. Этот пункт в законе 2000 г. уточнили так, что «обучающиеся профессии трубочиста, трубочисты-частники и муниципальные трубочисты обязаны сдать квалификационный экзамен». Согласно правилам переходного периода к новому закону, квалификационные требования были обязательны для исполнения в срок не позднее трёх лет с момента вступления закона в силу. Кроме того, «лица, которые работали муниципальными и частными трубочистами не менее пяти лет до вступления в силу нового закона, сохраняют право на проведение прчистных работ».

Обновлённый закон 1.11.2003 определил, что обязаны сдать все трубочисты, а именно: районные трубочисты, которые работали частными предпринимателями, их субподрядчики и работники частных компаний, занимающихся прочистными работами. Закон распространялся на всех районных трубочистов, которые были избраны на эту должность после 1.01.1976, и не коснулся тех районных печников, которые работали в этой должности до 1 января 1876 г. Последние сохранили свои права и на будущее, так как до 1.01.1976 закон не включал в себя требований по сдаче экзамена.

Старые работники, которые на момент вступления нового закона в силу работали в частных прочистных фирмах или находились в должности муниципальных трубочистов не менее пяти лет, имели право не сдавать квалификационный экзамен, если они оставались в прежней должности. Если же такой работник становился частным предпринимателем, то ему следовало сдать экзамен.

В начале 2000-х Закон о чрезвычайных ситуациях ужесточили: каждому районному трубочисту, который работал самостоятельно, вменялось в течение трёх лет сдать квалификационный экзамен. Это привело к тому, что в течение нескольких лет большинство трубочистов, многие из которых имели уже серьёзный опыт, сдали данный экзамен.

Согласно новому закону, все новые работники должны были сдать экзамен. Поэтому, если человек стал трубочистом 1.11.1995 или после того, ему было необходимо сдать экзамен до 1.11.2003, чтобы после этой даты он мог работать трубочистом в частной прочистной фирме.

Согласно закону «трубочист должен вести список объектов и в случае надобности бесплатно предоставлять спасателям информацию из списка». Эту информацию трубочист должен был хранить в течение 10 лет с момента выполнения работы.

В 2003 г. вступил в силу новый закон о чрезвычайных ситуациях. Главное изменение относительно прочистных работ заключалось в том, что их организация передавалась в ведение районной спасательной службы. В остальном закон ничего не изменил в работе трубочистов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ О ПРОЧИСТНЫХ РАБОТАХ

На основании закона о чрезвычайных ситуациях 1975 года МВД вынесло решение о графике прочистных работ и установило правила их проведения. Итогом стало то, что впервые в стране были установлены единый порядок выполнения прочистки труб.

График, установленные министерством, был весьма детальным. В зависимости от конструкции и размера печи и дымоходы прочищались 1-6 раз в год. Вместе с решением министерства была обнародавана инструкция, в которой определялись заявление на прочистку, исполнители работы и её содержание, дополнительные услуги и картотека выполненных работ. Кроме того, в инструкции говорилось о том, что трубочист производит прочистку топливников и тех поверхностей, которые соприкасаются с огнём, только в том случае, если есть договорённость с владельцем помещения.

Решение и инструкция министерства, похоже, оказались недостаточно ясными, так как уже через месяц оно отправило в губернские управления инструкции по применению. Они касались, в числе прочего, того, какие части дымохода отопительного котла подлежат прочистке, а также классификацию печей, особенно в тех случаях, которые вызвали неточности в истолковании.

Примеры графиков прочистки в 1980 г.

Раз в год прочищали:

- печи в дачных домиках

- открытые камины

- сушильные печи

- кирпичные отопительные печи

Два раза в год прочищали:

- нагревательные печи заводского изготовления

- отопительные камины

- камины, работающие на нефти

- кухонные плиты

- плиты в кафе

- кухонные отопительные плиты

- хлебопекарные плиты

- банные каменки и котлы

- кухонные котлы для приготовления корма для скота

Четыре раза в году прочищали:

- хлебопекарные печи в пекарнях

- кухонные плиты в ресторанах

- банные каменки и котлы в многоэтажных домах

- котлы в прачечных

Шесть раз в год прочищали

- печи в коптильнях

- печи для сжигания мусора

В 1983 г. МВД приняло очередное решение, которое определяло, какие части печей и дымоходов подлежат прочистке, а также график работ. Это новое решение включало в себя все пункты, которые содержались в указе о плате за прочистные работы, решении о графике работ и инструкциях о проведении и применении 1980 года.

Новое распоряжение было довольно подробным и содержало ясные правила об исполнителях работ, частях печей и дымоходов, подлежащих прочистке, графике и содержании прочистки, отчётных документах, а также более детальное данные о заявках на работу и счетах на выполненные работы. Распоряжение также содержало инструкции о решении конфликтов, если таковые возникли.

Самым большим изменением было то, что отныне стоимость прочистных работ определялась не указом, а муниципалитетами. Классификация печных частей для обязательной прочистки осталась почти без изменений, а в классификацию дымоходов внесли некоторые поправки. В соответствии с предыдущим решением трубочист прочищал топливники открытых каминов, каминов, работающих на нефти, тепловых конвекторов, котлов и банных печей только по отдельному договору с владельцем недвижимости. Самое большое изменение в графике коснулось частных дачных домиков, где печи и дымоходы раньше чистили раз в год, а теперь только раз в три года.

Примеры графиков прочистки в 1980 г.

Раз в год прочищали:

- нагревательные печи заводского изготовления

- отопительные печи

- фермерские сушильные печи

- кирпичные отопительные печи

Два раза в год прочищали:

- кухонные плиты

- плиты в кафе

- кухонные отопительные плиты

- хлебопекарные плиты

- хлебопекарные плиты с настилом

Четыре раза в году прочищали:

- хлебопекарные печи в пекарнях

- кухонные плиты в ресторанах

Шесть раз в год прочищали

- печи в коптильнях

- печи для сжигания мусора

Следующее изменение порядка прочистки произошло в 1999 г. в связи с новым законом о чрезвычайных ситуациях. В новом распоряжении МВД правила значительно упростились: сохранился график, а классификация частей, подлежащих прочистке, была упразднена. Котлы и банные каменки по-прежнему входили в обязательный список.

Упомянутые в распоряжении печи и дымоходы прочищали в соответствии с используемым топливом один или два раза в год. Сюда на входили печи и камины в частных дачных домиках, которые по-прежнему прочищали раз в три года. Дополнительно определялось, что если печи и дымоходы в здании не использовались более трёх лет или если их назначение изменилось, то трубочист должен был их проверить и, при необходимости, прочистить перед вводом в эксплуатацию.

Данные распоряжения вновь обновились в 2005 г., хотя по сравнению с предыдущим указом изменения были минимальны. В сущности, единственным изменением было то, что дымоходы печей, работающих на лёгком масле, также стали чистить раз в год.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРОЧИСТКЕ ВЕНТИЛЯЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И КАНАЛОВ

В связи с решением о прочистке печей и дымоходов 1983 года МВД вынесло соответствующее решение о прочистке вентиляционного оборудования. В нём определялись работники и их компетентность, части оборудования, подлежащие прочистке, и график работ. В 1988 г. последовало изменение, и муниципальные пожарные комиссии получили право по своему усмотрению выдавать лицензии на прочистку. Тем не менее, в 1991 г. МВД аннулировало данное право.

В 1995 г. МВД приняло новое 5-летнее постановление о прочистке вентиляционного оборудования. В нём определялись только части оборудования, подлежащие прочистке, и график работ, а о работниках и их компетентности не упоминалось.

Следующее изменение произошло в 2001 г., которое, тем не менее, было минимальным по сравнению с постановлением 1995 г. Это постановление, в свою очередь, потеряло свою силу в 2006 г. в связи с принятием нового закона 2003 года о чрезвычайных ситуациях.

С начала 2009 года не поступало никаких новых постановлений о прочистке вентиляционного оборудования и каналов.

Трубы и их конструкция

 

Исходная база для планирования

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: