Этика Аристотеля и современность




План

1.Этика Аристотеля и современность.

.Каковы основы функции морали в обществе.

.может ли быть эгоизм полезным и разумным. Над этим вопросом размышляют философы нового времени. что Вы думаете по этому поводу?


Этика Аристотеля и современность

этика аристотель добродетель мораль эгоизм

Аристотель считается «отцом» этики как практической философии, основывая ее цель как формирование добродетельного гражданина государства.

Учение Аристотеля об этике, состояло из определения добродетели как некой средней величиной между избытком и недостатком, при этом, выделялось 11 этических добродетелей, таких как: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость.

Аристотель дает понятие и о происхождении исследуемых им добродетелей:

а) обучение - мудрость, сообразительность, рассудительность;

б) привычки-нравы: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Данный вывод Аристотель смог сделать через сравнение добродетелей с пороками, так например, мужество определялось, как середина между безрассудной отвагой и трусостью, а благоразумие - середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса).

Таким образом, Аристотель признавая неотделимость добродетелей от порока, выводил на первый план личность человека, как некий регулятивный инструмент призванный найти ту самую «золотую середину», что должно было быть достигнуто, через внутренне осознание того, что высшее благо это то особое душевное состояние которое может возникнуть лишь после исполненного долга, или сознания и осуществления человеком своего назначения, а не в чувственных удовольствиях и материальных благах, то есть в духовном удовлетворении. Устанавливая при этом, что человек должен постоянно самосовершенствоваться как личность и духовное существо, в чем и заключается основная цель человека и только тогда он сможет постичь созерцательную жизнь.

При этом, Аристотель считал, что существенное значение имеет «свобода выбора» определяя ее как свобода выбора своего назначения и соответствующих поступков, и как следствие установление господства разума над чувственными влечениями. В вопросе о свободе воли Аристотель следует традиционному представлению о том, что несвободным является лишь то существо, которое находится во власти насилия и неведения. Поскольку для обретения добродетели, человеку необходимо обрести моральную устойчивость и нравственную принципиальность, то есть, кто живет по страсти не станет слушать рассуждения, то есть в центральное значение возводится нравственность отвергающая постыдные дела.

Аристотель признает абсолютное нравственное начало, но лишь существующее посредством относительных добродетелей. Подчеркивая специфику нравственности, Аристотель приходит к выводу, что поступок внешне (и по объективным последствиям) добродетельный не является таковым, если он не сопровождается соответствующим намерением.

Аристотель связывает добродетель главным образом с внутренним мотивом человека, считая, что нравственность зависит от знаний, но коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Поэтому Аристотель различает мыслительные добродетели, связанные с деятельностью разума, и этические, представляющие собой добродетели душевного склада, характера.

Аристотель считал, что для практического отыскания благодетели, необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительность, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека. Практичность, рассудительность позволяют ориентироваться в обстановке и делать правильный выбор для достижения нравственной цели (блага): добродетель создает правильную цель, а рассудительность - средства к ней. Рассудительность - добродетель той части души, которая производит мнения; для приобретения этой добродетели необходим опыт, поэтому молодые люди не могут быть опытными, рассудительными. Рассудительность предполагает изобретательность в нахождении средств для известной цели, но не сводится к ней. Изобретательность похвальна, если цель хороша; но если цель дурна, то это изворотливость. Мудрость же - это и научное знание, и постижение умом вещей по природе наиболее ценных. По словам Аристотеля, нелегко найти надлежащую середину в чувствах и поступках, гораздо легче стать порочным; моральное падение может быть различным, но обрести добродетель и правильно поступать можно только одним путем; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Порядочные люди одинаковы, дурные - разнообразны. Словом, мало совершенных людей, много посредственных; большинство людей склонны потакать своим слабостям.

Нравственный идеал. По Аристотелю, высшее благо в жизни человека - счастье, блаженство, которых можно достичь совершением правильных поступков. Следовательно, деятельность человека должна быть разумна и направлена на благо, откуда следует, что назначение человека - в разумной деятельности, сообразной с добродетелью. Таким образом, человеческое благо представляет собой деятельность души сообразно добродетели. Высшее благо, совпадающее с высшей формой деятельности и разумной добродетелью, есть счастье, блаженство.

Счастье как цель человеческой жизни самодостаточно; оно представляет собой деятельность, избираемую саму по себе. Существует три вида деятельности, избираемых сами по себе: развлечения, добродетельные поступки и созерцательная деятельность. Сегодня весьма актуально звучат слова Стагирита о том, что многие люди не щадят ни тела, ни денег ради развлечений и забав, в которых они видят цель жизни. Поэтому глупыми кажутся усердия и труд людей ради таких развлечений. Игры, продолжает мысль Аристотель, нужны детям для их развития, взрослым же они необходимы как вид отдыха; но отдых не есть цель, поскольку он необходим для восстановления сил и возобновления деятельности.

Таким образом, Аристотель считал деятельность разума высшей формой жизни и деятельности, ни с чем не сравнимой ценностью; свободное же от материи «чистое» мышление он рассматривал как верховное начало в мире - божество. В сфере верховного разума субъект и объект, мысль и предмет мысли совпадают, т. е. верховный разум есть мышление о мышлении. Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах, он должен стремиться к нему путем созерцательной деятельности, как к идеалу.

Однако несмотря на тот факт, что Аристотель в своем учении об этике центральное внимание отвел именно вопросу добродетелей, его значение имеет огромное значение и для современности, поскольку оно сформировало «вечные вопросы» этики: о природе и источнике морали и добродетели, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости и т. п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: