БПОУ ВО «БОРИСОГЛЕБСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
практического занятия № 21.
Специальность 33.02.01 «Фармация»; 34.02.01 «Сестринское дело»
ОДП 18. Химия
Практическое занятие по теме «Свойства углеводов - полисахаридов».
Тип занятия урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Форма проведения: практическое занятие.
Цель занятия.
Учебная: систематизировать знания обучающихся о составе, строении и распространении в природе сложных углеводов, их физических и химических свойствах на примере крахмала и целлюлозы; ознакомиться с качественной реакцией на крахмал, проводить опыты по распознаванию глюкозы и сахарозы среди многоатомных спиртов и альдегидов, продолжить формирование навыков практической работы с веществами и оборудованием, совершенствовать умения решать расчетные задачи.
Развивающая: уметь доказывать, анализировать, предвидеть свойства вещества по его строению; развивать логическое мышление
Воспитательная: продолжить формировать культуру общения через умение слушать, вести дискуссию, работу в парах (практическая работа)
В результате изучения темы студент должен знать:
· общую формулу и определения углеводов, их классификацию;
· состав и строение макромолекул крахмала и целлюлозы;
· биологическую роль полисахаридов, их распространение в природе
В результате изучения темы студент уметь:
· писать формулы углеводов
· проводить опыты по обнаружению крахмала в молоке, йогурте, крупах, белом хлебе
Межпредметные связи. ОДП.19 биология
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Организационная часть.
Начальная мотивация учебной деятельности.
3.Актуализация знаний и умений по теме.
|
Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
1 вариант: а) крахмал → мальтоза → глюкоза → этиловый спирт → этилат натрия;
2 вариант: б) целлюлоза→ глюкоза→ этиловый спирт→ бутадиен-1,3→ бутен -2
3 вариант: в) углекислый газ→ крахмал → глюкоза → этиловый спирт → уксусный альдегид
Изучение нового материала.
Инструктаж проведения опытов. Правила техники безопасности
1.Соблюдать правила пожарной безопасности при работе со спиртовкой
2.Не пробовать реактивы на вкус.
3.Выполнять только опыты, предусмотренные работой.
4.При попадании реактивов на кожные покровы смыть большим количеством воды
Реактивы: раствор медного купороса, раствора щелочи, спиртовой раствор йода,белый хлеб, картофель, мука, овсяная крупа, яйцо, вата, фильтровальная бумага, веточка растения.
Опыт 1. Действие йода на крахмал
Приготовьте крахмальный клейстер по следующей методике: в стакан с 20 мл воды, нагретой до кипения, добавьте 2 г крахмала, хорошо размешайте образовавшуюся суспензию до образования прозрачного коллоидного раствора — крахмального клейстера. Налейте в пробирку 2—3 мл охлажденного клейстера и добавьте несколько капель спиртового раствора йода. Отметьте изменение цвета. Нагрейте смесь в пробирке. Какие изменения наблюдаются? Данная реакция является качественной реакцией на крахмал.
Опыт 2. Сравнение растворимости крахмала и целлюлозы. Растворите крахмал и вату в холодной и горячей воде. Опишите происходящие изменения. Объясните результаты опытов.
|
Опыт 3. Идентификация органических соединений.
С помощью качественных реакций распознайте растворы: 1 вариант глюкозы и сахарозы; 2 вариант крахмального клейстера и глицерина,
3 вариант глюкозы и этанола,
4 вариант глюкозы и глицерина.
Оформление результатов, формулировка выводов.
6. Домашнее задание. ОИ.1. повторить с. 192-194-197, с.365 (11,12). СРС 87(МС), 89 (ФМ)
7. Литература. Основные источники: 1. Габриелян О.С.Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Дополнительные источники:
1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - М. Издательский центр «Академия», 2011.
2. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия: 10 класс, учебник – М.: Дрофа, 2002
3.Ерохин Ю.М. Химия: учебник для сред. проф. учеб. заведений- М. Издательский центр «Академия», 2003.
Интернет-ресурсы:
1. www.openclass. ru(Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
2.www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3.www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
4. _www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников)
5._www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
Преподаватель Т.Н. Мальшина
Теоретическое обоснование темы. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза. Физические свойства и нахождение в природе
Крахмал — белый аморфный порошок, не растворяется в холодной воде. В горячей воде он разбухает и образует коллоидный раствор — крахмальный клейстер.
Крахмал содержится в цитоплазме растительных клеток в виде зерен запасного питательного вещества. В картофельных клубнях содержится около 20% крахмала, в пшеничных и кукурузных зернах — около 70%, а в рисовых — почти 80%.
|
Целлюлоза (от лат. cellula — клетка), выделенная из природных материалов (например, вата или фильтровальная бумага), представляет собой твердое волокнистое вещество, нерастворимое в воде.
Оба полисахарида имеют растительное происхождение, однако играют в клетке растений разную роль: целлюлоза — строительную, конструкционную функцию, а крахмал — запасающую. Поэтому целлюлоза является обязательным элементом клеточной оболочки растений. Волокна хлопка содержат до 95% целлюлозы, волокна льна и конопли — до 80%, а в древесине ее содержится около 50%.