УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
История славянской письменности
(блок «ОПД»; раздел «Классические языки. Федеральный компонент»;
основная образовательная программа специальности 031001(021700) Филология
специализация 021701 Русский язык и литература)
Самара
Составитель учебно-методического комплекса дисциплины: ведущий преподаватель дисциплины д.ф.н., проф. Л.Б.Карпенко
Рецензент:
УМК рассмотрен на заседании кафедры русского языка (протокол №10 от 5 июня 2006 г.)
Заведующий кафедрой
«_____» _____________ 2006 г. _____________________ Н.А.Илюхина
СОГЛАСОВАНО
Председатель
методической
комиссии факультета
«____» _____________ 2006 г. _______________________ Н.Т.Рымарь
Итоговый контроль на д/о проводится в виде зачета, на заочном отделении на основании выполненной домашней контрольной работы в виде реферата на одну из тем, предложенных по усмотрению преподавателя.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний
Коллоквиумы и контрольные работы
Предусматривается проведение двух коллоквиумов со студентами дневного отделения по разделам: «Источники изучения истории славянской письменности» (Тема 2 и Тема 3) и «Глаголическая проблема» (Тема 4 и Тема 5). Целью коллоквиумов является подробное изучение источников и истории формирования азбучной проблематики в славянской исторической филологии.
Примерный плана коллоквиума «Источники изучения истории славянской письменности».
1. Источники сведений о создании славянской азбуки Константином_Кириллом Философом.
2. «Сказание о письменах» Черноризца Храбра.
3. Свидетельство Черноризца Храбра в «Сказании о письменах» о трех этапах развития письма у славян
|
4. «Пространные жития» святых равноапостольных Константина-Кирилла Философа и Мефодия.
5. «Краткое житие» св. Константина-Кирилла Философа.
6. «Итальянская легенда», буллы римских пап.
7. Источники сведений о древнеславянских азбуках.
8. Классические памятники старославянской письменности (глаголические и кириллические рукописи).
9. Новые эпиграфические находки в Преславе и с. Равна
10. Славянские абецедарии, азбучные акростихи
Студенты заочного отделения выполняют домашнюю контрольную работу в виде реферата по заданию преподавателя по одной из тем лекционного курса. Объем контрольной работы – 10-12 страниц, работа сдается на кафедру за 10 дней до сессии.
Тематика рефератов
1.Источники изучения истории славянской письменности.
2.Источники изучения глаголической проблемы.
3.Источники изучения религиозно-философских взглядов Константина-Кирилла Философа.
4.Вопрос о существовании докирилловского письма у славян.
5.Проблема истолкования черт и резов.
6.Черноризец Храбр о трех этапах развития письменности у славян.
7.Сказание «О письменах» Черноризца Храбра как источник сведений о происхождении письма у славян.
8.Проблема истолкования древнеславянских наименований букв.
9.Вопрос о первоначальном составе славянского алфавита.
10. Глаголица и кириллица: проблема старшинства азбук.
11.Вопрос о содержательной основе глаголического алфавита.
12.Проблема истолкования глаголических начертаний.
13.История изучения азбучной проблемы в славянской филологии.
|
14.Глаголица с позиций семиотического подхода.
15.Традиции сакрализации письма.
16.Христианская символика глаголического алфавита.
Вопросы к зачету:
1. Вопрос о докирилловских знаковых системах, использовавшихся славянами («черты и резы», греческое и латинское письмо «без устроения»).
2. Проблема идентификации черт и резов (болгарская версия, гипотеза Б.А.Рыбакова и др.).
3. Исторические предпосылки возникновения славянской письменности.
4. Основные источники изучения истории развития письменности у славян.
5. История формирования азбучной проблематики.
6. Аспекты азбучной проблемы. Вопрос о первоначальном составе славянского алфавита.
7. Проблема старшинства древнеславянских азбук глаголицы и кириллицы.
8. Обоснование старшинства глаголицы в трудах ученых XIX в. (В.И.Григорович, П.И.Шафарик).
9. Современная аргументация старшинства глаголицы: новые данные памятников письменности.
10. Вопрос о происхождении и значении имен древнеславянских букв
11. Доказательства древности славянских наименований букв, построенных по акрофоническому принципу (Азъ, Боукы и т.д.).
12. Гипотезы о происхождении древних имен букв славянского алфавита (И.И.Срезневский, Н.С.Трубецкой, Э. Георгиев, К.Куев, Ф.Мареш, Н.В.Энговатов, Т.А.Иванова, Ю.С.Степанов, Л.Савельева) и их оценка.
13. Проблема истолкования содержательной основы глаголицы и ее начертаний.
14. Первые попытки объяснения глаголицы в сочинениях XVIII в. Версия И.Добровского о происхождении глаголицы из кириллического письма и ее оценка.
15. Объяснения происхождения глаголицы с позиций традиционного палеографического подхода (П.Й.Шафарик, Л.Гейтлер, И.Тейлор, И.В.Ягич, Ф.Ф.Фортунатов, А.М.Селищев, Ц.Тодоров, А.С.Львов, Е.А.Гранстрем и др.).
|
16. Опыты фонологического истолкования начертаний глаголицы в трудах болгарских лингвистов (П.Илчев, Б.Велчева и др.).
17. Опыт культурологического освещения глаголической азбуки. Версия В.И.Кипарского, Г.Чернохвостова. Гипотеза Ю.С.Степанова.
18. Оценка традиционных версий о содержательной основе начертаний глаголицы.
19. Понимание глаголицы как ценностной системы и ее интерпретация с позиций семиотического подхода.
20. Принципы раннехристианской эстетики.
21. Источники изучения религиозно-философских взглядов Константина-Кирилла.
22. Понимание символа и имени в византийской патристике.
23. Значение имен букв в свете символического богословия.
24. Понятие о символической матрице азбуки.
25. Семиотическая система «глаголического круга».
26. Календарная символика азбуки в модели «вселенского круга».
27. Религиозно-нравственное содержание «глаголического» круга».
28. Анализ традиционных вопросов кирилломефодиевистики
в свете христианской символики «глаголического круга» (проблема состава азбуки, проблема имен букв, проблема содержательной основы начертаний).
29. Вопрос о старшинстве глаголических почерков с позиций семиотического подхода.
30. Вопрос о типе Евангелия, переведенного Константином-Кириллом с позиций семиотического подхода.
Методические рекомендации преподавателю
Курс «История славянской письменности» разработан проф. Л.Б.Карпенко на основе ее монографий и учебных пособий: Карпенко Л.Б. Происхождение славянской письменности. Программа спецкурса. Издательство «Самарский государственный университет». Самара, 1996; Карпенко Л.Б. Сказание Черноризца Храбра о письменах. Самара. 1999; Карпенко Л.Б. Как создавалась славянская письменность. Самара, 2004; Карпенко Л.Б. Глаголица – славянская священная азбука. Самара, 1999; Карпенко Л.Б. Священная азбука Кирилла. Самара, 2004.
При подготовке данного курса необходимо учитывать, что целью его является приобщение студентов к истории возникновения славянской письменности, что предполагает активное обращение к старославянским памятникам, критическое осмысление обширной литературы по истории письма, истории «азбучной проблемы», по семиотике, христианской философии и эстетике, выработку навыков оценки многочисленных гипотез. Вопрос о содержательном начале азбуки глаголицы, созданной Кириллом, до сих пор сохраняет дискуссионность. Из вопросов азбучной проблематики он наименее отражен в славистической научной литературе, а тем более – в учебной литературе. Преподаватель должен быть подготовлен к ведению диалогов со студентами, к аргументированному изложению концепции, утверждающей самобытность глаголицы, реализующей принципы универсальной, «идеальной» графической системы, сочетающей свойства фонографии и идеографии.