Сущность, значение, роль высшего образования.




 

Образование – процесс и результат целенаправленного овладения социально значимым опытом человечества.

Цель образования – приобщение человека к достижениям цивилизации, передача и сохранение её культурного достояния.

Профессиональное образование состоит из:

1. Начального профессионального образования.

2. Среднего профессионального образования.

3. Высшего профессионального образования. (Две ступени: бакалавриат и магистратура)

Согласно формальному определению, содержащемуся в ряде государственных документов Российской Федерации, высшее профессиональное образование – это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

Вуз – прежде всего образовательное учреждение, которое оказывает самые разнообразные услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой высококвалифицированных работников. Это выражается в реализации так называемых образовательных программ, о которых речь пойдет далее. В то же время высшее образование традиционно в гораздо большей степени, нежели любое другое профессиональное образование, связано с личностным ростом человека, становлением его индивидуальности. В этом плане оно несколько шире рамок образования сугубо профессионального. И наконец, высшие учебные заведения – это сфера организации и осуществления научных исследований, объем и значимость которых являются одним из основных критериев при определении статуса вуза.

Высшие учебные заведения представлены тремя основными видами: университеты, академии и институты. Согласно характеристикам, содержащимся в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», все эти учреждения в первую очередь выполняют вполне традиционную для высшего образования функцию реализации соответствующих образовательных программ, которая дополняется выполнением научных исследований. В то же время университет в отличие от академии и института обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки. А институт в отличие от двух остальных видов высших учебных заведений может и не являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Институты могут быть не только самостоятельными учреждениями, но и структурными подразделениями других высших учебных заведений.

Задачи высшего образования (напрямую связывая их реализацию с развитием и совершенствованием общества в целом) следующим образом:

1. обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан, способных удовлетворять не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления им возможности приобретать соответствующую квалификацию (включая профессиональную подготовку), сочетающую знания и навыки высокого уровня; использовать для такой подготовки курсы и учебные программы, постоянно адаптируемые к современным и будущим потребностям общества;

2. предоставить возможность получения высшего образования и последующего обучения на протяжении всей жизни; обеспечить учащимся оптимальные возможности выбора и придать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования в рамках этой системы; предоставить возможность для индивидуального развития и социальной мобильности с целью воспитания в духе гражданственности и подготовки к активному участию в жизни общества, к расширению мировоззрения в условиях глобализации, а также с целью создания эндогенного* потенциала и укрепления прав человека, поддерживающего развитие демократии и всеобщего мира в духе справедливости;

3. развивать и распространять знания путем исследовательской деятельности и в качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, обеспечить это общество необходимыми знаниями, чтобы содействовать его культурному, социальному и экономическому развитию, поощряя и развивая исследования в сфере естественных наук, технологии, социальных и гуманитарных наук, а также развивая творческую деятельность в сфере искусства;

4. содействовать пониманию, интерпретации, сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия в сфере культуры;

5. защищать и укреплять общественные ценности, воспитывая молодежь в духе приверженности к тем ценностям, которые составляют основу демократического общества, критически, но непредвзято анализируя стратегические направления и перспективы развития гуманизма;

6. развивать и совершенствовать образование на всех его уровнях, в том числе подготавливая преподавателей.

В начале XXI в. выявилась не только беспрецедентная социальная востребованность высшего образования, но и осознание его решающего значения для социально-культурного и экономического развития России и отдельных регионов.

Университет обычно выполняет четыре основные функции – социальную, культурную, научную и профессиональную.

Социальная функция – непосредственное участие университета в определении путей развития региона, изучение его социальных проблем и на этой основе корректировка структуры содержания учебного процесса, а также осуществление экспертизы проектов, предлагаемых для реализации, с точки зрения выявления их объективной необходимости для общества.

Культурная функция – обеспечение возможностей для реализации творческого процесса. В связи с этим в комплекс университетского центра входят не только учебные помещения, но и все объекты социокультурного назначения (спортивные сооружения, театр, музеи, картинные галереи и т.д.), которые, в свою очередь, создают возможность привлекать дополнительные средства на развитие данного комплекса и являются элементами базы учебно-воспитательного процесса, выступая в роли подразделений или филиалов университетских факультетов и кафедр.

Научная функция – фундаментальные исследования, проводимые в университете, сориентированы главным образом на решение проблем данного региона. Университет малого города, как правило, не может вести исследования по всем направлениям (хотя он выступает в роли собственно университета только в той части, в которой ему удается организовать научно-исследовательскую работу). Наиболее доступными для него являются проблемы, связанные с социокультурной региональной проблематикой.

Профессиональная функция – концентрация в университе всей совокупностью фундаментального знания: теологии, философии, математики; гуманитарных и естественно-научных, технических и технологических знаний, а также трансляция этих знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: