Темперамент. Характер. Способности




ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по курсу «ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов I курса (английский факультет)

Разработана: доц. Вержибок Г.В., канд. психолог. наук

Семинар 1. Предмет психологии (самостоятельно)

1. Психология как наука. Психика и психическая деятельность

2. Предмет, задачи и принципы психологии

3. Структура психологии, ее отрасли

4. Методы психологии, их связь с методами других наук

Рефераты:

1. Современное состояние и проблемы психологической науки

2. Взаимосвязь педагогики и психологии как наук

3. Развитие наблюдательности у будущих педагогов

4. Значение психологических знаний

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х тт. М., 1996.

3. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1998.

4. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.

5. Стюарт-Гамильтон Я. Что такое психология. СПб., 2002. «Маст. психол-и».

6. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998.

 

Семинар 2. Психика и сознание

1. Теория психического отражения. Психика и нервная система

2. Различия психики животных и сознания человека

3. Формы поведения животных: инстинкт, навык, интеллектуальные формы поведения

4. Предпосылки происхождения и развития сознания

Рефераты:

1. Возможности разумного поведения животных. Думают ли животные?

2. Эволюция человека: врожденное и приобретенное

3. Соотношение сознательного и бессознательного

4. Сознание как высшая ступень развития психики

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. «Маст.психол-и».

2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения //Собр. соч. Т. 1. М., 1982.

3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М, 1993.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1981.

5. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. М., 1990.

6. Шарден П.-Т. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь. М., 1987.

 

Семинар 3. Деятельность

1. Понятие о деятельности и ее целях. Структура деятельности

2. Иерархия потребностей. Мотивация как проявление потребностей личности

3. Способы освоения и выполнения деятельности

4. Виды деятельности и их развитие у человека: общение, игра, учение, труд

Рефераты:

1. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе

2. Психологический анализ привычек людей

3. Уровень притязаний как фактор отношения человека к деятельности

4. Способы психологической защиты

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000. «Маст. психол-и».

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. «Маст. психол-и».

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

6. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М., 2001.

 

Семинар 4. Личность

1. Общее представление о личности. Соотношение понятий: человек – индивид – личность – индивидуальность

2. Структура личности: основные подходы в психологии

3. Активность и направленность личности: потребности, интересы

4. Формирование и развитие личности. Наследственность и социум в развитии личности

Рефераты:

1. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии

2. Самооценка и проблема устойчивости личности

3. Самовоспитание личности

4. Гендерная психология: мужчина и женщина

Литература:

1. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.

3. Петровский В.А. Личность в психологии. Р/Дону, 1996.

4. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

5. Фернхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001. «Маст. психол-и».

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2001. «Маст. психол-и».

 

Семинар 5. Индивидуально-типологические особенности личности.

Темперамент. Характер. Способности

1. Типы и свойства темперамента. Личность и проявления темперамента в деятельности

2. Структура и типология характера

3. Определение способностей, их видовая и уровневая характеристика

4. Развитие способностей и формирование личности

Рефераты:

1. Возрастные особенности проявления темперамента. Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с различными темпераментами

2. Возрастные особенности становления черт характера. Проблема перевоспитания характера

3. Факторы и условия ускоренного развития способностей человека

4. Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с различными индивидуально-типологическими характеристиками

Литература:

1. Анастази А. Дифференциальная психология: индивидуальные и групповые различия в поведении /Пер. с англ. М., 2001. «Кафедра психол-и».

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. «Маст. психол-и».

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002. «Маст. психол-и».

4. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.

6. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: