ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по курсу «ПСИХОЛОГИЯ»
для студентов I курса (английский факультет)
Разработана: доц. Вержибок Г.В., канд. психолог. наук
Семинар 1. Предмет психологии (самостоятельно)
1. Психология как наука. Психика и психическая деятельность
2. Предмет, задачи и принципы психологии
3. Структура психологии, ее отрасли
4. Методы психологии, их связь с методами других наук
Рефераты:
1. Современное состояние и проблемы психологической науки
2. Взаимосвязь педагогики и психологии как наук
3. Развитие наблюдательности у будущих педагогов
4. Значение психологических знаний
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х тт. М., 1996.
3. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1998.
4. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.
5. Стюарт-Гамильтон Я. Что такое психология. СПб., 2002. «Маст. психол-и».
6. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998.
Семинар 2. Психика и сознание
1. Теория психического отражения. Психика и нервная система
2. Различия психики животных и сознания человека
3. Формы поведения животных: инстинкт, навык, интеллектуальные формы поведения
4. Предпосылки происхождения и развития сознания
Рефераты:
1. Возможности разумного поведения животных. Думают ли животные?
2. Эволюция человека: врожденное и приобретенное
3. Соотношение сознательного и бессознательного
4. Сознание как высшая ступень развития психики
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. «Маст.психол-и».
2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения //Собр. соч. Т. 1. М., 1982.
3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М, 1993.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1981.
5. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. М., 1990.
6. Шарден П.-Т. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь. М., 1987.
Семинар 3. Деятельность
1. Понятие о деятельности и ее целях. Структура деятельности
2. Иерархия потребностей. Мотивация как проявление потребностей личности
3. Способы освоения и выполнения деятельности
4. Виды деятельности и их развитие у человека: общение, игра, учение, труд
Рефераты:
1. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе
2. Психологический анализ привычек людей
3. Уровень притязаний как фактор отношения человека к деятельности
4. Способы психологической защиты
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000. «Маст. психол-и».
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. «Маст. психол-и».
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.
6. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М., 2001.
Семинар 4. Личность
1. Общее представление о личности. Соотношение понятий: человек – индивид – личность – индивидуальность
2. Структура личности: основные подходы в психологии
3. Активность и направленность личности: потребности, интересы
4. Формирование и развитие личности. Наследственность и социум в развитии личности
Рефераты:
1. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии
2. Самооценка и проблема устойчивости личности
3. Самовоспитание личности
4. Гендерная психология: мужчина и женщина
Литература:
1. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.
2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
3. Петровский В.А. Личность в психологии. Р/Дону, 1996.
4. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
5. Фернхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001. «Маст. психол-и».
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2001. «Маст. психол-и».
Семинар 5. Индивидуально-типологические особенности личности.
Темперамент. Характер. Способности
1. Типы и свойства темперамента. Личность и проявления темперамента в деятельности
2. Структура и типология характера
3. Определение способностей, их видовая и уровневая характеристика
4. Развитие способностей и формирование личности
Рефераты:
1. Возрастные особенности проявления темперамента. Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с различными темпераментами
2. Возрастные особенности становления черт характера. Проблема перевоспитания характера
3. Факторы и условия ускоренного развития способностей человека
4. Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с различными индивидуально-типологическими характеристиками
Литература:
1. Анастази А. Дифференциальная психология: индивидуальные и групповые различия в поведении /Пер. с англ. М., 2001. «Кафедра психол-и».
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. «Маст. психол-и».
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002. «Маст. психол-и».
4. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
6. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.