Основной и завершительный этапы (3 - 4 классы)




Подготовительный этап

Цель обучения – пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые», ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели 1 раз в две недели в течение 15-20 минут проводится занятие с детской книгой (в структуре урока обучения грамоте).

Задача этого этапа – показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация). В этот период дети знакомятся по 4-5 темам детского чтения (сказками, стихами, загадками). Книги вслух читает учитель, но дети в них ориентируются – по иллюстрациям на обложке и внутри книги, пробуют читать фамилию автора.

^ Основные требования к книгам, используемым на этом этапе:

в жанровом отношении книги для чтения вслух должны содержать сказки, стихи, загадки, рассказы и охватывать традиционные темы (о Родине, о детях, о животных и растениях, о переключениях и волшебстве);

книги должны быть относительно новыми, неизвестными первоклассникам;

они должны быть доступны по содержанию (тема, идея, язык);

отбирать нужно те книги, которые нравятся самому учителю;

книги и художественные произведения должны быть невелики по объему (3-7 минут чтения вслух и 8-16 страниц);

книги для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре и содержать:одно произведение;

несколько произведений одного автора;

произведения разных авторов;

книги должны быть крупного формата, четко выраженными элементами, яркой понятной обложкой, яркими иллюстрациями и с малообъемными текстами, напечатанными жирным крупным шрифтом.

На подготовительном этапе занятие начинается с беседы, которая помогает настроить детей на восприятие произведения. Затем произведение читается вслух учителем. При этом следует добиваться, чтобы дети внимательно слушали, запоминали сюжет и героев, оценивали события, поступки героев. После этого в ходе беседы воссоздается содержание прочитанного, фиксируются чувства, читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено. Рассматривание книги ведется с целью отыскания прочитанного произведения. На этом этапе вырабатывается цепочка: содержание – иллюстрация – название – автор.

При рассматривании книги соблюдается следующий порядок:

рассматривание страниц обложки;

перелистывание книги;

рассматривание иллюстраций;

выделение названия и автора.

Структура занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе:

подготовительная беседа, настраивающая детей на восприятие книги (2-3 мин);

выразительное чтение учителем избранного художественного произведения (3-7 мин);

воссоздание прослушанного произведения, размышления, коллективное воссоздание прослушанного (4-6 мин);

рассматривание детской книги, в которой помещено прослушанное произведение с целью его отыскания (3-4 мин);

рекомендации к домашнему чтению (1-2 мин);

повторное чтение.

Повторное чтение учителем проводится после небольшой паузы, отделяющей первое чтение от следующего. Перед вторым чтением необходима целевая установка на слушание, т.е. учитель ставит конкретный вопрос, на который дети должны будут ответить. Если первое чтение включает только эмоции, то повторное предполагает анализ услышанного.

Чтение учителем наизусть используется при повторном чтении, чтобы проиллюстрировать образцы овладения текстом. Сказки следует рассказывать близко к тексту.

Работа над выразительностью речи предполагает изображение ситуаций с помощью мимики, жестов, движений, интонаций.

На подготовительном этапе обучения внеклассному чтению учет сводится к наблюдениям за каждым ребенком и еженедельным пометкам:

присутствовал на уроке;

принес нужную книгу;

принес книгу, но не по теме.

29.Начальный этап

Совпадает по времени со 2 классом. На этом этапе резко увеличивается количество детских книг (каждую неделю 3-4 новые книги). Обязательным становится самостоятельное чтение детей под наблюдением учителя. Отбор книг для чтения должен быть наиболее тщательным, так как предполагается самостоятельное чтение. На этом этапе можно использовать серии «Мои первые книжки», «Читаем сами», «Для самых маленьких». Тематика и жанры произведений остаются теми же, что и на подготовительном этапе.

Основные критерии при подборе учителем книг следующие:

крупный (4,5 мм) шрифт;

текст на странице должен занимать не более 50% площади (остальное – поля, иллюстрации);

книга должна быть доступной для понимания, но относительно новой по тематике;

книга для рассматривания должны иметь ярко выраженные элементы;

книги должны быть разнообразными по структуре.

Целью этого этапа является закрепление потребности ребенка самостоятельно прочитать приглянувшуюся книгу. Поэтому основным видом деятельности будет самостоятельное чтение под руководством и наблюдением учителя.

Самостоятельное знакомство с книгами предполагает, что они выставляются заранее и учащиеся проводят первичное знакомство до урока.

Определение темы урока предлагается выполнить самим учащимся по ряду книг, которые последовательно рассматриваются и сопоставляются.

Самостоятельное чтение сопровождается пометками в тексте, заданиями на доске или на индивидуальных карточках. Как проводить эту работу, объясняет учитель. Сильные и средние ученики, прочитав «обязательный» текст, продолжают чтение других произведений из книги по собственному выбору.

Повторное чтение не проводится. Оно допустимо лишь в том случае, если весь класс выражает желание услышать еще раз этот же текст. Тогда повторное чтение проводится после завершения беседы.

Выборочное чтение используется учащимися в процессе беседы в качестве подтверждения характеристик и оценок. Беседа может носить характер дискуссии или рассуждения. Она строится на основе текста и иллюстраций.

Структура урока начального этапа:

ориентировка в книгах (рассматривание) (5 мин);

чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (7 мин);

беседа - рассуждение о прочитанном (5мин);

самостоятельное рассматривание книги, которую предстоит читать (5 мин);

самостоятельное чтение «про себя» (10-12 мин);

беседа с целью проверки качества самостоятельного чтения и рассматривания (7-10 мин);

рекомендации по внеклассному чтению на неделю (1-2 мин).

На начальном этапе обучения учитывается:

внимание при рассматривании;

внимание при слушании;

внимание при самостоятельном чтении;

правильность выбора книги.

Оценка за работу на уроках может выставляться за выполнение как комплекса требований, так и одного из них.

 

Основной этап

Целью обучения на этом этапе провозглашается формирование читательских интересов, именно теперь дети должны убедиться, что мир книг – это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя.

Ведущая роль в уроке принадлежит детям. Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока, приносит прочитанные книги в класс и самостоятельно формируют из них выставку, принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг, выслушивая впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор.

В уроке внеклассного чтения основного периода выделяют три обучающих центра:

самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес;

обсуждение выделенных книг, обмен впечатлениями по поводу прочитанного. К беседе по книгам привлекаются все дети;

расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель.

Завершается такой урок сообщением домашнего задания, вывешиванием в «Уголке чтения» рекомендательного списка книг по теме, разъяснением цели чтения и ориентиров поиска книг по теме. Предлагая домашнее задание, учитель должен быть уверен, что в библиотеках, которыми пользуются дети, они найдут книги по объявленной теме.

Структура уроков основного периода:

составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший интерес (3-5 мин);

всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие все дети, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей читательской деятельности (20-25 мин);

расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель, выступая перед учениками как квалифицированный читатель и предъявляя им новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы (10-15 мин);

сообщение и цели следующего урока, рекомендации к внеурочной работе с книгами (2-3 мин).

На основном этапе обучения главными для наблюдения станут:

правильность выбора книги;

источник выбора книги;

прочитал книгу или нет;

вид и жанр выбранной книги.

 

Основной и завершительный этапы (3 - 4 классы)

Цели:

знание приемов выбора книги на тему и того, что помогает правильно её выбрать

определение содержания книги по её элементам

запись выходных данных книги на каталожную карточку

знание периодики

знание справочной литературы

Желательно завести с детьми читательские дневники в начале II полугодия 3 класса с целью подготовить учащихся к самоконтролю в летний период и в более старших классах. Форма записей в дневнике может быть любая. Можно в конце года провести конкурс на самый полный, информативный или иллюстрированный дневник. Дневник- это не только способ самовыражения детей и осознания прочитанного, но и одна из форм контроля со стороны учителя за самостоятельной читательской деятельностью учеников.

Изменяется (по сравнению со 2 классом) и каталожная карточка. Лучше всего в начале года заготовить с детьми 1/2 или 1/4 листа А4 в нужном количестве (около 30 на каждого) и лист - подложку с расчерченными линиями для записей и словами-подсказками. Каталожная карточка в В 4 классе на изнаночной стороне карточки дети должны учиться писать аннотацию к прочитанному произведению из книги; рисунок не обязателен. Если дети стабильно ведут дневники читателей, то в 4 классе (или начале 3 четверти 3 класса) можно не оформлять каталожные карточки, а всю работу выполнять в дневниках!

Структура урока основного и завершительного этапов:

1. Коллективное рассматривание книг, работа с выставкой.

2. Отчет учащихся о самостоятельном чтении - героях, авторе, содержании книг.

3. Дополнение, уточнение читательского опыта детей учителем.

4. Д/з - вывесить в уголке, в дневник писать только тему.

Н-р м.б Урок внеклассного чтения, по теме : Э.Успенский "Гарантийные человечки (3 класс)

Урок внеклассного чтения, в 3-В классе (программа 1-3) по теме: А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (4 класс)

Схема работы над произведением (авторский урок - 4 класс):

1. Работа с книгой (решение задач по ориентировке в книге).

2. Работа с выставкой.

3. Сведения о писателе.

4. Проверка знания содержания текстов.

5. Определение основных тем творчества писателя.

6. Проверка глубины понимания прочитанного.

7. Чтение учителем художественного произведения вслух, если это необходимо.

8. Подведение итогов.

9. Д/з.

Приемы проверки домашнего задания:

1. Иллюстрации к рассказу (к какому рассказу эта иллюстрация?).

2. Изготовление закладок, на которых есть животные.

3. Создание диафильмов.

4. Создание марки к творчеству писателя.

5. Найти в художественном тексте научно-познавательный материал, выписать на листках, карточках, красочно оформить, поставить вопрос.

6. Какие описания природы использует автор и для чего это делает? (сделать рисунок, написать ответ).

7. Оформление эмблемы к уроку.

8. Нарисовать эскиз памятника и уметь его защитить.

10. Найти интересный материал об авторе и оформить.

11. Письмо автору книги или герою (оформить на листке).

12. Заполнение католожных карточек.

13. Выучить стихи к любой теме урока, сочинить частушки.

14. Составление кроссвордов.

15. Использовать читальный зал библиотеке, давать задания:

• узнать значение какого-то слова или группы слов

• взять историческую научную справку

16. Учить диалоги, т.е. инсценирование отдельных эпизодов: кто мы, как звать, из какого произведения

17. Загадки, пословицы по теме.

Проверка знания содержания прочитанного:

1. Игра « Найди пару».

2. Создание музея сказки:

• выбрать помещение для будущего музея из тех сказок, где есть описание жилища

• найти описание места для помещения (лес, город, и т.д.)

• какие животные или птицы обитают около музея

• создание комнаты чудес - найти волшебные предметы

• галерея портретов (герои,которых нарисовали дети, отгадывает класс...)





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!