родителям гиперактивного ребенка.




Практические рекомендации

 

В домашней программе коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должен преобладать поведенческий аспект.

 

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

· проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

· помните, что чрезмерная подвижность, болтливость и недисциплинированность не является умышленными;

· контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

· не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

· стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

· избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

· реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и пр.);

· повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

· не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за поступок;

· выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

· для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

 

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

· уделяйте ребенку достаточно внимания;

· проводите досуг всей семьей;

· не допускайте ссор в присутствии ребенка.

 

3. Организация режима дня и места для занятий:

· установите твердый распорядок дня ребенка и всех членов семьи;

· чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

· оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

· избегайте по возможности больших скоплений людей;

· помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

· организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

 

4. Специальная поведенческая программа:

· придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля);

· не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном место после совершения поступка;

· чаще хвалите ребенка. Чувствительность к отрицательным стимулам очень низкая, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако восприимчивы к поощрениям;

· составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

· воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

· не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

· постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

· не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

· не давайте ребенку поручений, не соответствующих уровню его развития, возрасту и способностям;

· помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

· не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

· расскажите гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

 

ПОМНИТЕ, что вербальные средства (призывы, беседы) редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

· лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

· запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

· прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

· чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамье штрафников»;

· холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

· внеочередное дежурство по кухне и т.д.

 

Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».

 

В коррекции поведения ребенка особую роль играет методика «позитивной модели», которая заключается в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.

 

Кроме того, необходимо понимать проблемы своего ребенка. Исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности невозможно добиться не только в течение нескольких месяцев, но даже нескольких лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраниться и на протяжении всей жизни. Успешная реабилитация возможна при условии своевременного ее начала (в возрасте 5-10 лет) и комплексной коррекции.

 

 

Рекомендации Ю.С. Шевченко для родителей школьников:

· если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснения с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

· если 12-бетний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

· если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

· если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

 

 

Рекомендации учителям

Гиперактивного ребенка

Школьная программа коррекции поведения гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию.

 

1. Изменение окружения:

· изучение нейропсихологических особенностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

· работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально, такой ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя (в центре класса, прямо у доски);

· оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;

· изменение режима урока путем включения физкультминутки;

· разрешение гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

· предоставление ребенку возможности быстро обращаться к педагогу в случае затруднений;

· направление энергии гиперактивного ребенка в полезное русло (вымыть доску, раздать тетради и пр.).

 

2. Создание положительной мотивации на успех:

· введение знаковой системы оценок;

· чаще хвалить ребенка;

· расписание уроков должно быть постоянным;

· избегать завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;

· введение проблемного обучения;

· использование на уроках элементов игры и соревнования;

· большие задания разбивать на последовательные части и контролировать выполнение каждой из них;

· создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом по некоторым областям знаний;

· научить ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

· игнорировать негативные эмоции и поощрять позитивные;

· строить процесс обучения на положительных эмоциях;

· помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не пытаться сломить его!

 

3. Коррекция негативных форм поведения:

· способствовать элиминации агрессии;

· обучать необходимым нормам и навыкам общения;

· регулировать его взаимоотношения с одноклассниками.

 

4. Регулирование ожиданий:

· Объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

· Объяснить родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: