Практические рекомендации
В домашней программе коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должен преобладать поведенческий аспект.
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
· проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
· помните, что чрезмерная подвижность, болтливость и недисциплинированность не является умышленными;
· контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
· не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
· стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
· избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
· реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и пр.);
· повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
· не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за поступок;
· выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
· для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
· уделяйте ребенку достаточно внимания;
· проводите досуг всей семьей;
· не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
· установите твердый распорядок дня ребенка и всех членов семьи;
· чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
· оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
· избегайте по возможности больших скоплений людей;
· помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
· организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
· придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля);
· не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном место после совершения поступка;
· чаще хвалите ребенка. Чувствительность к отрицательным стимулам очень низкая, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако восприимчивы к поощрениям;
· составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
· воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
· не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
· постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
· не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
· не давайте ребенку поручений, не соответствующих уровню его развития, возрасту и способностям;
· помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
· не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
· расскажите гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
ПОМНИТЕ, что вербальные средства (призывы, беседы) редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
· лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
· запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
· прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
· чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамье штрафников»;
· холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;
· внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».
В коррекции поведения ребенка особую роль играет методика «позитивной модели», которая заключается в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.
Кроме того, необходимо понимать проблемы своего ребенка. Исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности невозможно добиться не только в течение нескольких месяцев, но даже нескольких лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраниться и на протяжении всей жизни. Успешная реабилитация возможна при условии своевременного ее начала (в возрасте 5-10 лет) и комплексной коррекции.
Рекомендации Ю.С. Шевченко для родителей школьников:
· если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснения с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
· если 12-бетний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
· если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
· если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Рекомендации учителям
Гиперактивного ребенка
Школьная программа коррекции поведения гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию.
1. Изменение окружения:
· изучение нейропсихологических особенностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
· работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально, такой ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя (в центре класса, прямо у доски);
· оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
· изменение режима урока путем включения физкультминутки;
· разрешение гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
· предоставление ребенку возможности быстро обращаться к педагогу в случае затруднений;
· направление энергии гиперактивного ребенка в полезное русло (вымыть доску, раздать тетради и пр.).
2. Создание положительной мотивации на успех:
· введение знаковой системы оценок;
· чаще хвалить ребенка;
· расписание уроков должно быть постоянным;
· избегать завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;
· введение проблемного обучения;
· использование на уроках элементов игры и соревнования;
· большие задания разбивать на последовательные части и контролировать выполнение каждой из них;
· создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом по некоторым областям знаний;
· научить ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
· игнорировать негативные эмоции и поощрять позитивные;
· строить процесс обучения на положительных эмоциях;
· помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не пытаться сломить его!
3. Коррекция негативных форм поведения:
· способствовать элиминации агрессии;
· обучать необходимым нормам и навыкам общения;
· регулировать его взаимоотношения с одноклассниками.
4. Регулирование ожиданий:
· Объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
· Объяснить родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.