Разработка адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации (Электронный ресурс)
Тюмень 2016
Составители: методист центра воспитания и социализации Н.В. Фаизова, заведующая кафедрой педагогики и психологии, к.п.н. Ю.В. Шаркунова.
В методических рекомендациях представлены примерные направления работы педагогического коллектива и специалистов сопровождения по разработке адаптированной общеобразовательной программы для ребенка с ОВЗ.
Методические рекомендации будут полезны для педагогов и специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, психолого-медико-педагогических комиссий и других служб сопровождения, коррекции и реабилитации детей с нарушениями развития и трудностями в обучении.
Содержание
Положения Российского законодательства в области образования, касающиеся реализации адаптированной общеобразовательной программы. | 4 стр | |
Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ (инвалидностью) | 10 cтр | |
Особенности работы междисциплинарной команды при разработке и реализации Адаптированной образовательной программы | 14 стр | |
Структура адаптированной общеобразовательной программы | 24 стр | |
Описание методики «Таблица динамического наблюдения за обучающимся с ОВЗ по формированию универсальных учебных действий (УУД)» | 36 стр | |
Заключение | 49 стр | |
Основная литература | 50 стр |
|
Положения Российского законодательства в области образования, касающиеся реализации адаптированной общеобразовательной программы.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы одним из приоритетных направлений развития российского образования определила повышение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью. Система обеспечения качества образовательных услуг требует обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур регламентации деятельности образовательных учреждений при организации процесса образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Согласно ФЗ № 273 «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» (статья 79, п.1), а индивидуализация образования отражается в индивидуальном учебном плане (далее - ИУП), обеспечивающем освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23, статья 2 ФЗ № 273).
Статья 2 данного ФЗ содержит определение понятия «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».
|
Из этого следует, что адаптированная программа не обязательно должна содержать «коррекционную» составляющую, т.е. она не является аналогом коррекционной программы. Из ст. 60 следует, что адаптированная общеобразовательная программа может не предусматривать в отношении лиц с различными формами умственной отсталости достижение основного общего и среднего общего образования.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья (Приказ МОиН РФ № 1015 от 30.08.2013, п. 23)
В соответствии с частью 3 статьи 79 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
|
Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются:
- необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
- условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. (Приказ МОиН РФ № 1015 от 30.08.2013, п. 24)
С 1 сентября 2016 года во всех регионах России внедряются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО) и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС О у/о).
В рамках данных образовательных стандартов впервые нормативно закрепляются дифференцированные уровни образования для каждой категории детей с ОВЗ и у\о, вариативные условия организации их обучения, определяется объем теоретических знаний («академический компонент») и практических умений («жизненные компетенции») для каждого из вариантов образовательных программ.
Неоспоримым достоинством ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является определение образовательного процесса не только как процесса овладения академическими знаниями, умениями и навыками, но и как процесса развития жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ, а соотношение указанных компонентов варьируется в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
Специальные требования, закрепленные в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ необходимо учитывать при:
— разработке и реализации адаптированных основных образовательных программ начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ОВЗ;
— разработке и реализации Программы коррекционной работы обучающихся с ОВЗ;
— определении требований к условиям освоения обучающимся с ОВЗ адаптированной образовательной программы (АОП), разработанной на основе индивидуального учебного плана;
— определении требований к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
— объективной оценке соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организации при подготовке обучающихся с ОВЗ, осваивающих АООП НОО, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования (Приказ МОиН РФ № 1598 от 19.12.2014).
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться либо по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательном классе, либо в условиях образовательной организации (класса) для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программой, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013г. - образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Статья 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12.2012г.).
Необходимо помнить о том, что обучение детей с умственной отсталостью по адаптированной образовательной программе, созданной с использованием программы СКОУ VIII вида, не дает цензового образования и, согласно Статьи 60, пункта 10.13. ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, им выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных основных образовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. (Приказ МОиН РФ № 1015 от 30.08.2013, п. 28)
Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ (инвалидностью)
Как уже было сказано выше, проектирование адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) осуществляется в командном межведомственном (ПМПК-ППк) и междисциплинарном взаимодействии сотрудников образовательной организации – администрации, учителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов Службы психолого-педагогического и социального сопровождения.
В Таблице 1 в обобщенном виде представлены функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе.
Таблица 1