адаптированной общеобразовательной программы




Адаптированная образовательная программа (АОП) - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Общая структура АОП ребенка с ОВЗ полностью соответствует АООП НОО ОО. При этом в АОП конкретно прописываются те компоненты, которые определяют специальные условия обучения и воспитания, необходимые конкретному ребенку и индивидуальные планируемые результаты.

АОП обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию лиц с ОВЗ (п. 28 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

АОП начального общего образования (АОП НОО) разрабатывают на основе рекомендованного ПМПК варианта реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной образовательной программы (АООП) по группе ОВЗ.

Примерные АООП составлены для 8 групп обучающихся с ОВЗ:

• слепых;

• слабослышащих и поздно оглохших;

• с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);

• с расстройством аутистического спектра (РАС);

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

• с задержкой психического развития (ЗПР);

• слабовидящих;

• глухих.

АОП НОО включает три раздела:

• целевой;

• содержательный;

• организационный.

Целевой раздел АОП НОО

Целевой раздел включает:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты реализации АОП НОО;

• систему оценки достижения планируемых результатов.

В пояснительной записке отразите:

• вариант реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

• принципы и подходы к формированию АОП НОО;

• психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ, для которых разработана АОП НОО;

• особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, для которых разрабатываете АОП НОО.

Начало пояснительной записки скопируйте из примерной АООП.

Например, в АОП для обучающихся с РАС вы пропишите, что цель АОП - «удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми» (АООП для обучающихся с РАС).

Укажите в пояснительной записке рекомендованный ПМПК вариант реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Вариант 1: для обучающихся с ОВЗ, не имеющих нарушений в интеллектуальной сфере и способных получить начальное общее образование, соответствующее по содержанию образования нормативно развивающихся сверстников в те же сроки: 1-4-е классы.

Вариант 2: для обучающихся с ОВЗ, не имеющих нарушений в интеллектуальной сфере, но по объективным причинам вынужденных получать начальное общее образование, соответствующее по содержанию и качеству образованию нормативно развивающихся сверстников, в пролонгированные сроки: 1-5-й классы.

Вариант 3: для обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере (легкую умственную отсталость), что не позволяет им получить начальное общее образование, соответствующее по содержанию и качеству образования нормативно развивающихся сверстников даже в пролонгированные сроки.

Вариант 4: для обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере (глубокую умственную отсталость) и не способных получить образование, соотносимое по содержанию и итоговым достижениям с содержанием образования нормативно развивающихся сверстников даже в пролонгированные сроки (1-6-е классы) (приложения 1-8 к ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ).

Каждый из вариантов представлен во всех примерных АООП.

Психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ, для которых разработана АОП НОО, и их особые образовательные потребности скопируйте из примерной АООП НОО.

После пояснительной записки зафиксируйте планируемые результаты.

Если рекомендовано обучение по первому варианту, планируемые результаты будут такими же, как в ООП НОО для нормативно развивающихся сверстников. Перенесите в текст АОП НОО блок планируемых результатов из целевого раздела ООП НОО.

Если рекомендовано обучение по второму и третьему вариантам, скорректируйте планируемые результаты ООП НОО для нормативно развивающихся сверстников с требованиями примерной АООП и оформите их аналогично первому варианту.

Если рекомендовано обучение по четвертому варианту, то вместо АОП НОО разрабатывают специальную индивидуальную программу развития (СИПР), в которой планируют только те результаты, которые объективно могут быть достигнуты обучающимся в рамках освоения СИПР.

Принципы разработки и подходы к содержанию АОП НОО «скопируйте» из примерной АООП.

Дайте психолого-педагогическую характеристику конкретной группы обучающихся с ОВЗ и пропишите их особые образовательные потребности.

Психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ составляет консилиум образовательной организации на основании заключений ПМПК.

 

Систему оценки достижения планируемых результатов оформите аналогично разделу «система оценки достижения планируемых результатов» в целевом разделе ООП НОО для нормативно развивающихся сверстников.

Содержательный раздел АОП НОО

Содержательный раздел АОП НОО включает:

• рабочие программы;

• программу формирования УУД;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

• программу формирования экологической культуры и ЗОЖ;

• программу коррекционной работы.

 

Рабочие программы разрабатывают для учебных предметов и коррекционно-развивающих курсов (п. 2.8 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ).

В рабочие программы входит:

• пояснительная записка, где конкретизируйте общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

• общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса;

• описание места учебного предмета, коррекционно-развивающего курса в учебном плане;

• описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

• личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса в соответствии с требованиями по группе ОВЗ;

• содержание учебного предмета, коррекционно-развивающего курса;

• тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

• описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

Рабочие программы в АОП НОО шире по составу компонентов, чем рабочие программы ООП НОО для нормативно развивающихся сверстников. Все остальные программы аналогичны по структуре ООП НОО для нормативно развивающихся сверстников.

Если содержательный раздел разрабатываете для обучающихся по третьему и четвертому вариантам, то:

вместо программы формирования УУД составляйте программу базовых учебных действий;

вместо программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся - программу нравственного развития, воспитания обучающихся.

Пример учета примерной АООП при разработке программы УУД

В примерной АООП для обучающихся с РАС по третьему варианту программа формирования УУД заменена программой базовых учебных действий. Чтобы оформить эту программу в содержательном разделе АОП НОО, берут формулировки УУД, данные в примерных АООП по первому варианту, и корректируют их с учетом индивидуально-личностных особенностей обучающегося (п. 2.9.4 приложения 8 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ).

Например, УУД «работать с несколькими источниками информации» оформляют как базовое действие «использовать информацию в решении бытовых проблем».

Пример учета примерной АООП при разработке программы духовно­-нравственного развития

Для обучающихся с РАС по первому и второму варианту разрабатывают программу духовно-нравственного развития, а по третьему и четвертому вариантам - программу нравственного развития.

Оба вида программ направлены на формирование социальных компетенций и моделей поведения обучающихся. При этом по третьему и четвертому вариантам результаты планируют с учетом интеллектуальной недостаточности обучающихся (п. 2.9.9 приложения 8 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ).

Например, личностный результат «демонстрирует способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства» получит формулировку: «умеет находить прекрасное в окружающей жизни; испытывает потребность в доступных видах художественной деятельности».

Программа коррекционной работы в содержательном разделе АОП НОО

Программа коррекционной работы нужна, чтобы решать индивидуальные проблемы в обучении, связанные с особенностями физического и (или) психического развития лица с ОВЗ.

В отличие от коррекционно-развивающих курсов учебного плана АОП НОО, которые охватывают всех обучающихся, программу коррекционной работы разрабатывают для конкретных обучающихся с ОВЗ, но при этом согласуют ее с коррекционно-­развивающими курсами по тематике и содержанию.

Пример согласования программы коррекционной работы и коррекционно-­развивающего курса

Если в учебный план АОП для глухих обучающихся включен коррекционно-­развивающий курс «Музыкально-ритмические занятия», то в программе коррекционной работы предусматривают музыкально-ритмические занятия. Эти занятия уже предназначены не для всех, а для отдельных обучающихся. Подобного рода занятия проводят по необходимости или организуют вместо них внеурочное мероприятие, на котором такие музыкально-ритмические занятия проводят в игровой форме, например, «Осенний хоровод».

Чтобы отразить в тексте АОП НОО программу коррекционной работы, оформите ее отдельным разделом, в котором пропишите:

• индивидуальные коррекционные занятия;

• внеурочные мероприятия;

• меры по повышению мотивации к школьному обучению;

• психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся.

Организационный раздел АОП НОО

В организационный раздел включают:

• учебный план;

• условия реализации АОП НОО.

Учебный план АОП НОО разрабатывают в соответствии с вариантом примерной АООП. Учебный план состоит из частей:

• обязательной;

• формируемой участниками образовательных отношений.

Состав обязательной части зависит от варианта.

По первому варианту состав обязательной части такой же, как в учебном плане ООП НОО для нормативно-развивающихся сверстников, то есть включают те же обязательные образовательные области и предметы.

В остальных вариантах учитывают рекомендации примерной АООП к составу образовательных областей и учебных предметов.

Пример выбора учебных предметов

В Учебный план АОП НОО для обучающихся с НОДА по второму варианту включают предметную область «Филология», а по третьему варианту - «Язык и речевая практика».

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися с НОДА по второму варианту изучается, а по третьему - нет.

Количество учебных занятий в рамках АОП НОО по предметным областям за четыре учебных года не может составлять более 3039 часов, за пять учебных лет - более 3821 часа, за шесть учебных лет - более 4603 часов.

Общий объем недельной нагрузки рассчитывают с учетом СанПиН ОВЗ (п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26).

Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, отражают в основном блоке учебного плана и в блоке внеурочной деятельности.

В основном блоке учебного плана формируемая часть состоит из курсов по выбору участников образовательных отношений. Такие курсы организуют для:

• углубленного изучения обязательных учебных предметов;

• удовлетворения особых образовательных потребностей, в том числе этнокультурных.

Соотношение обязательных предметов и курсов по выбору аналогично соотношению в учебном плане ООП НОО для нормативно развивающихся сверстников.

В блоке внеурочной деятельности формируемую часть составляют:

• коррекционно-развивающие курсы;

• внеурочные мероприятия.

Коррекционно-развивающие курсы разрабатывают с целью коррекции индивидуальных психофизических недостатков развития обучающихся с ОВЗ. По каждой конкретной группе ОВЗ состав курсов разный. Например, для слабослышащих и позднооглохших организуют курсы по развитию слухового восприятия и технике речи.

На коррекционно-развивающие курсы отводят не менее 5 часов в неделю из максимальных 10 часов, которые предусмотрены для внеурочной деятельности (п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15).

Часы внеурочной деятельности, в том числе часы, отведенные под коррекционно-развивающие курсы, не учитывают в максимальной недельной аудиторной нагрузке на обучающихся.

Формы внеурочной деятельности определяются ОО самостоятельно. Это могут быть:

• общественно-полезные практики;

• проекты и исследования;

• экскурсии;

• посещение театров, музеев

• походы;

• веселые старты;

• соревнования.

Конкретное содержание строят по направлениям, заявленным в примерной АООП согласно варианту.

Общее время на внеурочную деятельность за весь период освоения АОП НОО также зависит от варианта. Так, для детей с РАС по первому варианту объем внеурочной деятельности может составить до 1350 часов; по второму-четвертому - не менее 1680 часов и не более 2380 часов (п. 2.9.10 приложения 8 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ).

При планировании внеурочной деятельности используйте возможности организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения - организации отдыха детей и их оздоровления, тематические лагерные смены, летние школы и т. д.

Часы внеурочной деятельности реализуют как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни. Это следует из пункта 8.4, таблицы 1 СанПиН 2.4.2.3286-15.

При описании в организационном разделе условий реализации АОП НОО разбейте их по блокам:

• кадровые;

• финансовые;

• материально-технические;

• информационно-методические;

• требования к организации образовательной деятельности (п. 2.9.11 ФГОС ОВЗ).

В составе кадровых условий отразите:

• образование и стаж работы по специальности;

• наличие квалификации по занимаемой должности;

• наличие документа о повышении квалификации в соответствии с занимаемой должностью (п. 3.4.1 ФГОС ОВЗ).

 

Дополните общие сведения информацией о должностных обязанностях специальных педагогов: тифлопедагога, учителя-логопеда, учителя- дефектолога, а также тьюторов или ассистентов (помощников) обучающихся, привлеченных к реализации АОП НОО. Охарактеризуйте объем их задач и укажите, в какой части АОП НОО эти задачи реализуются.

В составе финансовых условий отразите структуру и объем расходов на реализацию АОП НОО (п. 3.5.1 ФГОС ОВЗ).

Примерные АООП содержат рекомендации по определению нормативных затрат на оказание государственной услуги. В них учтены: кадровые, материально-­технические условия реализации АОП НОО и санитарно-гигиенические требования.

В составе материально-технических условий отразите оборудование помещений (п. 3.6.4 ФГОС ОВЗ):

• учебных;

• для занятий изобразительным искусством;

• библиотек с рабочими зонами, читальными залами и книгохранилищами.

Укажите наличие и оборудование:

• актового зала;

• спортивных залов;

• помещений для питания обучающихся;

• помещений медицинского назначения.

Опишите, если есть, специальные развивающие зоны на территории образовательной организации, предназначенные для обучающихся с ОВЗ.

В составе информационно-методических условий отразите:

• технологические средства: компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты; дайте перечень этих средств;

• культурные и организационные формы информационного взаимодействия, например, баннеры организаций-партнеров на сайте, регулярные совещания, конференции;

• компетентность участников образовательного процесса в решении учебно­-познавательных и профессиональных задач с ИКТ, например, долю работников, прошедших специальную подготовку, Ф. И. О. работников, имеющих дипломы победителей или призеров методических конкурсов по вопросам ИКТ-технологий в образовании;

• перечень учебников и учебных пособий, используемых для выполнения рабочих программ учебного плана (п. 3 6 1 ФГОС ОВЗ).

В составе требований к организации образовательной деятельности отразите:

• режим образовательного процесса;

• наполняемость класса;

• наличие безбарьерной среды;

• требования из примерной АООП к специальным учебникам, учебным принадлежностям (п. 3.6.1 ФГОС ОВЗ).

В описании всех условий реализации АОП НОО ориентируйтесь на примерную АООП, где представлен необходимый состав условий по каждому варианту реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

 

(© Материал из Справочной системы «Образование» vip.1obraz.ru)

 

 

Описание методики «Таблица динамического наблюдения за обучающимся с ОВЗ по формированию универсальных учебных действий (УУД)»

 

Запрос на разработку критериев и методов оценки динамики ребенка с ОВЗ в процессе образовательной деятельности остается одним из основных запросов педагогов на методическую поддержку.

В описании специальных требований к ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования большое внимание уделено не только освоению предметного материала, но и формированию универсальных/базовых учебных действий.

Следует отметить, что значительная часть требований к личностным, метапредметным и предметным результатам не может быть в полном объеме применена к учащимся с ОВЗ в силу специфики их индиви­дуального эмоционального и познавательного развития.

В связи с этим одной из главных задач, стоящей перед педагогическим коллективом, является задача по разработке Таблицы динамического наблюдения за обучающимся с ОВЗ, позволяющая без специальной про­фессиональной подготовки объективно оценить актуальные проблемы ученика, выявить его ресурсы и эффективность оказанной ему помощи.

Этот разработанный диагностический инструментарий, обозначенный для краткости «Таблица УУД», позволит педагогам (учителям начальных классов и специалистам сопровождения) коллегиально оценить личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД для детей с ОВЗ в начальный и конечный период действия АОП и определить приоритетные цели в работе с такими детьми.

 

Цели тестирования:

- выявление уровня сформированности универсальных учебных дей­ствий ученика с ОВЗ;

- использование результатов тестирования для разработки АОП;

- определение эффективности и оценка динамики сформированности УУД ребенка с ОВЗ по окончанию действия АОП.

 

Преимущества использования Таблицы УУД:

- Таблица УУД позволяет выявить индивидуальные потребности и специальные образовательные условия ученика с ОВЗ, необходимые для освоения им АООП НОО, в том числе, определить специалистов психолого-педагогического сопровождения, актуальные направления коррекционной работы и формы проведения коррекционных занятий;

- оценка (количественная и качественная) актуальных проблем ученика, выявление его ресурсов, определяющих способность ребенка к дальнейшему обучению, развитию и социализации, позволяют группе специалистов, работающих с ребенком, коллегиально определить цели АОП;

- технологичность «Таблицы УУД» позволяет осуществить комплексный подход с участием всех специалистов при формулировании целей в обучении и воспитании детей с ОВЗ, при выработке единой стратегии работы с ребенком и взаимодействия с родителями/законными представителями;

- простота освоения методики (не требует специального обучения);

- соответствие вариантов ответа по каждому навыку уровню сформированности данного навыка, что значительно облегчает составление АОП;

- возможность добавления комментариев, приведение примеров реа­гирования при описании навыка для ребенка позволяет конкретизи­ровать цели при составлении АОП;

- возможность менять шаг бальной оценки, например, при незначительных достижениях, уменьшить шаг до 0,5;

- наглядное отображение результатов тестирования в виде схемы по­зволяет быстро оценить уровень развития навыков ребенка, определить эффективность и оценить динамику результатов проведенной работы во время повторных тестирований.

 

Ограничения по использованию «Таблицы УУД»: «Таблица УУД» не яв­ляется стандартизированной методикой тестирования. Внешние условия, поведение человека, проводящего тестирование, и многие другие факторы никак не регламентируются в руководстве теста.

 

Оцениваемые сферы:

Все требования к овладению УУД детей с ОВЗ подробно описаны во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Однако, для организации на­блюдения и анализа возникающих трудностей у обучающегося с ОВЗ, а также для оценки результативности оказываемой помощи было выделено 18 основных умений/навыков, наиболее важных для обучения и социализации таких детей. Все они представляют большинство личностных, регулятивных и коммуникативных УУД. Познавательные универсальные учебные действия в «Таблице УУД» не представлены (за исключением навыка обобщения, генерализации) ввиду того, что учитель в процессе текущего контроля успеваемости может оценить уровень сформированности познавательных УУД.

 

18 основных умений/навыков условно разделены на 4 сферы:

- учебная деятельность;

- поведение (социализация);

- коммуникация;

- внеурочная деятельность.

Выделенные УУД составили основу «Таблицы динамического наблю­дения», которую могут использовать как учителя начальных классов, так и специалисты сопровождения (психолог, логопед, дефектолог, тьютор).

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места).

3. Самостоятельность (степень участия взрослого, тьютора).

4. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям.

5. Умение ориентироваться в пространстве класса, школы.

6. Умение организовать учебное пространство.

7. Умение принимать учебную задачу.

8. Умение сохранять учебную задачу.

9. Способность добиваться результата.

10. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок).

11. Восприятие оценки учителя и одноклассников (отметка, похвала, порицание).

12. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков.

13. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

14. Использование коммуникативных средств.

15. Умение вести диалог.

16. Умение задавать вопросы.

17. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание.

18. Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг).

 

Требования, предъявляемые к проведению тестирования:

Таблица УУД заполняется совместно всеми специалистами, работающими с ребенком в рамках АОП, дважды: перед началом разработки данного документа (при завершении адаптационного периода после начала учебного года) и по окончании его действия. В Таблицу заносятся результаты непо­средственного наблюдения учителем, специалистами сопровождения за поведением ребенка в различных ситуациях и на разных занятиях при взаимо­действии со взрослыми и сверстниками. Возможно промежуточное заполнение «Таблицы УУД» перед проведением динамического ПМПк.

Необходимо учитывать, что ребенок может проявлять разные степени сотрудничества с разными людьми. Наблюдения за ребенком в разных ситуациях с разными взрослыми и сверстниками позволяет определить вариативность в его поведении, которая может объяснить вариативность в результатах теста.

Фиксирование результатов тестирования:

Каждый из 18 параметров Таблицы имеет 5 вариантов ответов, отра­жающих уровень сформированности данного навыка. Владение каждым навыком оценивается по шкале от 0 до 1, 2, 3 или 4, ранжированных по степени самостоятельности проявления навыка, частоты возникновения трудностей, а также вариантов оказания взрослыми помощи ребенку. При необходимости возможно уменьшение шага оценки до 0,5 баллов.

4 балла - навык сформирован на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием; 0 баллов - полное отсутствие данного навыка у ребенка.

Все пункты методики описаны в одном ключе и включают: № п/п и название навыка, 5 вариантов ответов об овладении ребенком данным навыком, где каждому варианту ответа присвоено свое значение баллов ((Н4), примеры реакций (при необходимости).

Для каждого навыка существует 3 шкалы баллов, где левая шкала - критерии оценки в баллах от 0 до 4 по каждому варианту ответа, средняя шкала - результаты первичного тестирования в баллах, правая шкала предназначена для результатов повторного тестирования в баллах того же ребенка по окончанию действия АОП.

После первичного наблюдения за ребенком все данные тестирования учитель и все специалисты сопровождения заносят в свои «Таблицы УУД», проставляя соответствующие значения баллов по каждому навыку в среднюю шкалу, а после коллегиального обсуждения учитель заполняет окончательный вариант «Таблицы УУД».

В таблице 1 представлен пример заполнения Таблицы УУД на примере навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

 

Таблица 1

Пример заполнения «Таблицы УУД»

13. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми   Баллы начало Баллы конец
Вместе с другими планирует и участвует в совместных мероприятиях (совместная игра, соревнования, др. совместная деятельность) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием.      
При планировании совместной деятельности соглаша­ется на предложения других, но во время деятельности эпизодически начинает выполнять действия без ориен­тации на партнеров.      
При планировании совместной деятельности наста­ивает на своем, не учитывает интересы и пожелания других. В случае отказа принять его требования, может избегать совместной деятельности.      
Эпизодически (самостоятельно или с помощью взрослого) включается в совместную деятельность, но быстро теряет интерес.      
Избегает совместной деятельности. Может бурно реа­гировать (описать как именно) при попытках включения его в совместную деятельность.      

 

Для представления объективной картины уровня сформированности у ребенка каждого навыка рекомендуется при заполнении АОП в разделе «Особенности формирования УУД» приводить конкретные примеры реагирования в тексте выбранного варианта ответа, так как они могут представлять важную информацию для определения индиви­дуальных планируемых результатов обучающегося с ОВЗ.

 

Пример формулирования варианта ответа для конкретного ребенка: 13.

Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми - «Эпизодически с помощью взрослого включается в совместную дея­тельность (игры на перемене, игры в игровой комнате) со взрослым и одним-двумя детьми, но максимальная продолжительность совместной деятельности составляет 5-10 минут».

При проведении тестирования считается, что лучше недооценить навыки ребенка, чем переоценить их. При завышенных планируемых результатах, они могут оказаться слишком трудными для ребенка, что может способствовать закреплению негативного поведения во время занятий.

 

Повторное тестирование и визуальное отображение динамики ре­зультатов работы с ребенком:

Результаты повторного тестирования заносятся в ту же таблицу, при этом ячейки закрашиваются другим цветом. При проведении промежу­точного динамического ПМПк в бланк «Таблицы УУД» можно добавить еще 1 столбик.

 

Использование результатов обследования для разработки АОП

Структура Таблицы УУД подразумевает, что отдельные пункты те­стирования будут преобразованы в индивидуальные планируемые результаты ребенка с ОВЗ с сохранением тех же формулировок. Однако определение планируемых результатов из множества навыков, по которым ребенок с ОВЗ мог показать либо их отсутствие, либо низкий уровень их сформированности, является достаточно сложной задачей.

Поэтому на заседании ПМПк образовательной организации все специалисты, участвующие в реализации АОП, коллегиально определяют приоритетные планируемые результаты ребенка в области формирования УУД на период действия этого документа, стратегии их достижения и способы оценки достижения планируемых результатов.

Важно обсудить совместно с родителями предложенные планируемые результаты в области формирования УУД, чтобы понять, что все разделяют обоснованные ожидания от дальнейшей работы по развитию ребенка.

После определения целей команда специалистов коллегиально согласует, как будут выглядеть планируемые результаты достижения ребенка.

При разработке АОП выбирается не более 5-6 целей на основе результатов тестирования. Чрезмерное количество целей осложняет не только сам процесс достижения планируемых результатов, но и сбор данных по окончанию действия данного документа. Рекомендуется также делать упор на базовые навыки, которые связаны с развитием речи, а также на навыки, способствующие эффективному обучению, развитию и социализации ребенка с ОВЗ в будущем.

 

 


ТАБЛИЦА ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

 

Ученик: Класс:
Учитель: Специалисты ССШ:
Дата начала наблюдений: Дата конца наблюдений:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) (оценивают только в школьных ситуациях ши во время проведения школьных мероприятий) Баллы
баллы начало конец
1. Мотивация к учебной деятельности
С удовольствием ходит в школу на большинство уроков, сформирована учебно-познавательная мотивация      
Демонстрирует единичные протестные реакции (описать какие именно) в ситуации обучения в классе, но продолжает выполнять задания      
Иногда демонстрирует протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать на каких именно) или при выполнении определенных заданий (описать каких именно), отказ от вы­полнения заданий      
Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать на каких именно), отказ от выполнения определенных заданий (описать каких именно)      
Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать какие именно), отказывается от выпол­нения заданий на большинстве уроков      
2. Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места)
Примеры дезадаппшвного поведения: - выкрикивает с места, кричит, бегает по классу, выбегает из класса, сползает под стол, бросает вещи на пол и пр. - проявляет физическую агрессию (бьет, кусает и пр.) по отношению к учителю, сверстникам; - проявляет вербальную агрессию (ругается, сквернословит, обзывается и пр.) по отношению к учителю, сверстникам;
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) (оценивают только в школьных ситуациях ши во время проведения школьных мероприятий) Баллы
баллы начало конец
- проявляет аутоагрессию (кусает себя, бьет, рвет волосы и пр.); - специально ломает, портит предметы в классе, школе, у одноклассников или учителя
Соблюдает нормы и правила поведения, как в школе, так и в общественных местах на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием      
Соблюдает установленные нормы и правила поведения в школе. Изредка нуждается в незначительной по­мощи со стороны взрослого. В незнакомой ситуации способен ориентироваться на модель поведения дру­гого человека: «Посмотри, как ведет себя мальчик. Веди себя так же».      
Самостоятельно соблюдает правила поведения в структурированной ситуации (урок). В неструктуриро­ванной ситуации (перемена, столовая, экскурсия и пр.), непредвиденная смена помещения или педагога, нуждается в контроле со стороны взрослого      
Соблюдает школьные нормы и правила поведения только при постоянном контроле со стороны взрослого      
Не соблюдает большинство правил поведения (например, выбегает из класса, не соблюдает очередь и пр.) в школе и в общественных местах даже при постоянном контроле взрослого      
3. Самостоятельность (степень участия взрослого, тьютора)
Способен действовать самостоятельно на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием      
Способен действовать самостоятельно. Поддержка взрослого необходима в новых (каких именно), незна­комых ситуациях      
Нуждается в сопровождении тьютора только в некоторых ситуациях (описать каких именно) и на некото­рых уроках (описать на каких именно)      
Нуждается в постоянном присутствии тьютора на всех уроках и в течение всех режимных моментов, но некоторые действия ребенок способен выполнить самостоятельно (описать какие именно)      
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) (оценивают только в школьных ситуациях ши во время проведения школьных мероприятий) Баллы
баллы начало конец
Нуждается в постоянном сопровождении и помощи тьютора (максимальная степень участия тьютора)      
4. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям
Легко адаптируется к изменениям в классе, в школе (порядок уроков, место классе и пр.) на уровне, ожи­даемом для сверстников с типичным развитием      
Демонстрирует негативные реакции (описать какие именно) на конкретные единичные изменения (ка­кие). (Например, хочет сидеть на определенном месте в столовой и пр.)      
Иногда демонстрирует негативные реакции (описать какие именно), на изменения (какие), легко успокаивается      
Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие), но легко успокаивается      
Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие) в классе, в школе, с трудом успокаивается      
5. Умение ориентироваться в пространстве класса, ш


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: