Объект, предмет, цели, задачи и
Функции педагогики.
Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающему поколению накопленного обществом опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые в нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами знали и умели: как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охоты на диких зверей и т.п. Такая передача знаний и умений молодому поколению и была той деятельностью, которую теперь называют обучение.
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.
Объект и предмет педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не редко другой раб, только ученый.
Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.
Такое понимание педагогики сохранилось в плоть до середины XXв. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.[1]
Педагогика – это наука изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых – цель и результат исследования ее объекта и предмета.[2]
|
Педагогика - это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляются в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом Педагогическом лексиконе всё чаще употребляются новые термины – «андрогогика » (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» вести) и «антрополо́гия » (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести) [3]
Область внимания и влияния научной педагогики так же связана и с изучением, и с реализацией педагогических явлений и процессов. Возможные разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование – сфера обучения и воспитания, а предметом - закономерности процессов, происходящие в системе отношений, которые формируются в этой сфере.
Иначе существует педагогическая практика – сознательная или стихийная. Её объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом – способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обуславливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизациях в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человека.
|
Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются друг на друга, проверяются опытом, но в принципе различны: первые сосредоточены на изучении педагогических процессов, вторые – на их содержании и технологии. И те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда они предстают во взаимодействии, т.е. в единстве идеи и ее осуществления. В этом смысле, и правда, нет ничего практичнее хорошей теории, как нет ничего более продуктивного для науки чем хороший опыт.[4]
Так же в предмет педагогики входит такое понятие как Дидактика (др.- греч. поучающий) теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
педагогика наблюдение опыт беседа
Цель, задачи и функции педагогики
Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах. Основная цель педагогики -- всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.
Педагогическая наука занимается решением следующих задач:
1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности.
|
2. Определение целей образования и воспитания.
3.Разработка педагогических технологий реализаций целей (содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания)
4.Внедрение результатов педагогических исследований в практику.
Функции педагогики – своего рода производные от её задач: направления, сферы компетенции, необходимые для решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения. То есть, проще говоря, функции педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Функции педагогической науки: теоритическая, технологическая. К теоритической относят-
1.Описальный и объяснительный – изучение передового педагогического опыта, его трактовка.
2.Диагностический – выявление состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога, установление условий и причин, её обеспечивающих.
3.Прогностический – исследование педагогической действительности и построение на её основе модели образования.
К технологической относят:
1. Проективный разработка методических материалов, определяющих план педагогической деятельности, её содержание и характер.
2.Преобразовательный – внедрение достижений педагогической науки в практику.
3.Рефлексивный и корректировочный - оценка влияния научных исследований на практику обучения с последующей коррекцией научной и практической деятельности.
Вопрос | Варианты ответов | Правильно \ Неправильно Объяснение, почему правильно (неправильно) | Ссылка на учебник (автор, название учебника страница) |
1. Педагогика изучает и решает проблемы … | 1) воспитания; 2) обучения; 3) образования; 4) развития. | 1,3 - (Верно) 2,4 – (неверно) | 1. |
2.. Педагогика – наука, изучающая факты и закономерности … | 1) мышления; 2) развития; 3)социализации; 4) воспитания. | 2,4 – (верно) 1,3 – (неверно) | 1. |
3. Педагогическая отрасль знаний … | 1)возникла в эпоху Возрождения; 2) возникла в античный период истории; 3) является одной из самых древних, она практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества; 4) появилась в начале XVII столетия. | 3 – (верно) 1,2,4 – (неверно) | |
4. Объект познания в педагогике – это … | 1) человек, развивающийся в результате воспитания отношений; 2) процесс обучения; 3) процесс обучения и воспитания; 4) процесс развития. | 1 – (верно) 2,3.4 – (неверно) | 2. |
5. Предмет педагогики – это … | 1) воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека; 2) процесс обучения; 3) проблемы образования; 4) педагогический процесс. | 4 – (верно) 1,2,3 – (неверно) | 5. |
Список использованной литературы
1. Анисимов В.В Общие основы педагогики: учебник для вузов/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д Никандров. – М.: Просвещение, 2006.-574с.
2. Вигман С.Л Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-208 с.
3. Каменская Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 320 с.
4. Подласый И. П. Педагогика: учебник – М.: Юрайт – Издат, 2009.- 540 с.
5. Педагогика: учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009.-430 с.
6. Шевченко Т.В. Педагогика за 24 часа/ Т.В. Шевченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 286 с.
[1] Вигман С.Л Педагогика в вопросах и ответах с 4.
[2] Педагогика: учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого с 26.
[3] Вигман С.Л Педагогика в вопросах и ответах с 4.
[4] Педагогика: учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого с 28.