Предложение – желание и возможность производителя создавать и предлагать к продаже определённое количество товаров.
Факторы предложения:
1. Цена
2. Затраты на производство
3. Климатические, географические условия
4. Наличие ресурсов
5. Конкуренция
6. Технологии
7. Субсидии и дотации
8. Налоги
9. Ожидание предпринимателя
Закон предложения:
При прочих равных условиях. Производители создают предлагают к продаже товаров больше при повышении цены на него и меньше при понижении цены.
Q=f (p)
P Кривая предложения
Q
Кривая предложения – линия, которая отражает соотношение между рыночной ценой и объёмом предложения данного товара.
Влияние не ценовых факторов на графике отражается сдвигом графика влево вниз при сокращении предложения и вправо вниз при росте предложения.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие, товарный дефицит, товарный избыток.
Рыночное равновесие – ситуация, при которой все произведённые и представленные на рынке товары находят своих покупателе (т.е. объём предложения совпадает с объёмом спроса)
Если объём предложения больше, чем объём спроса, то это товарный дефицит. Последствия товарного дефицита:
1. Не удовлетворённая потребность
2. Давление на цену в сторону повышения
3. Возрастают издержки общества на поиск и покупку товаров
4. Если в дефиците соц. значимые товары, то распределением их занимается государства. Что связано с увеличение нагрузки на налогоплательщика.
5. Возможное формирование чёрного рынка => увеличивается нагрузк на налогоплательщика.
Если объём предложения > объёма спроса – избыток товара (перепроизводство). Последствия:
1. Давление на цену в сторону понижения
2. Увеличение затрат на транспортировку
Рыночное равновесие желательная, но не идеальная ситуация, т.к. кто-то из потенциальных покупателей или продавцов оказывается за бортом.
Изменения факторов спроса и предложения будут изменять ситуацию равновесия и на графике точка равновесия будет иметь другие координаты.
Вывод: Равновесие можно фиксировать относительно определённого периода времени.
Ценовая эластичность спроса. Факторы эластичности спроса. Коэффициент ценовой эластичности и характер спроса.
Эластичность – реагирование одной переменной величины, на изменение другой переменной величины.
Ценовая эластичность – отражает изменения в объёме спроса на товар, при изменении цены данного товара.
Степень реакции покупателя на изменение цены товара измеряет коэффициент ценовой эластичности спроса, который показывает на сколько % изменился объём спроса при изменении цены на 1%.
Е= Q(%) Е – коэффициент ценовой эластичности
P (%)
0<E<1 – неэластичный
E>1 – эластичный
E=1 – спрос с единичной эластичностью
E=0 – абсолютно неэластичный
Факторы эластичности спроса:
1. Характер товара
2. Наличие товаров-заменителей
3. Период времени, необходимый для реакции
4. Наличие конкурирующих продавцов
5. Размеры доходов
6. Степень реакции; характер спроса отражается наклоном кривой спроса