Роберт Шуман
(36 из 68)
1. Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, шум моря, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают.
2. Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Однако есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.
3. Изобрели так называемую "немую клавиатуру"; попробуй немного поиграть на ней, чтоб убедиться в ее полной непригодности. У немых нельзя учиться играть. Но иногда полезно поиграть на ней.
4. Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них пример!
5. Изучи как можно раньше основные законы гармонии.
6. Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.
7. Тянуть и спешить - одинаково большие ошибки.
8. Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
9. Необходимо, чтоб пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию.
10. Старайся, даже если у тебя небольшой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли не минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
11. Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами.
|
12. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.
13. Играй всегда так, словно тебя слушает мастер.
14. Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала «пробеги» (проанализируй) его глазами.
15. Если ты выполнил повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не «насилуй» себя больше. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.
16. На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, так же как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
17. Ты не должен распространять плохие сочинения: наоборот, должен всеми силами препятствовать их распространению.
18. Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.
19. Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.
20. Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.п. это придаст твоей игре свободу и живость.
21. Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.
22. Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.
|
23. Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше чем ты.
24. У певиц и певцов можно кое-чему научиться, но не доверяй им во всём.
25. Свет велик. Будь скромен! Ты ещё не открыл и не придумал ничего такого, что не было известно до тебя. А если и открыл, то рассматривай это как дар свыше, которым ты должен поделиться с другими.
26. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьёт в тебе музыкальность.
27. Но что значит быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с усилием доигрываешь свою вещь до конца; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернёт тебе сразу две страницы,- остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкален, если в новой вещи приблизительно чувствуешь, что должно быть дальше, а в знакомом произведении знаешь это на память,- словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове и в сердце.
28. Но как можно стать музыкальным? Милое дитя, главное - острый слух, быстрое восприятие - даётся, как и всё, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Этого не достигнешь, если, отшельнически уединяясь, играть целыми днями механические упражнения; необходимо живое, многостороннее музыкальное общение: особенно важно иметь дело с хором и оркестром.
29. Не суди о произведении по первому впечатлению; то, что тебе нравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют изучения. Многое станет тебе ясным только в зрелые годы.
30. Если ты подбираешь на рояле маленькие мелодии, это очень мило, но если они являются сами по себе, не за инструментом, то радуйся ещё больше - значит в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны выполнять то, чего хочет голова, но не наоборот.
|
31. Начиная сочинять, проделай всё мысленно. Только когда вещь совершенно готова, попробуй сыграть её на инструменте. Если твоя музыка вылилась из души, если ты её прочувствовал, - она так же подействует и на других.
32. Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь часто сидеть как прикованный за инструментом, пытаясь излить в гармонии своё внутреннее я; и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя вовлечённым как бы в волшебный круг, чем менее ясным будет для тебя ещё в это время царство гармонии. Это самые счастливые часы юности.
33. Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижёров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать и сам. Это принесёт тебе ясность.
34. Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.
35. Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего.
36. Ученью нет конца.