ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ СТИЛИ»




ВВОДНЫЙ УРОК.

Предмет «Региональные певческие стили» включает в себя изучение региональных и стилистических особенностей музыкально – поэтического фольклора разных регионов России.

Национальная народная культура складывается из совокупности местных традиций. Обладая целостностью, монолитностью, она в то же время объединяет разнообразные, порой резко контрастные явления. И для того, чтобы понять образный смысл русских песен и инструментальных наигрышей, важно определить характерные местные свойства каждого произведения, а также его место и роль в музыкальном фольклоре того региона, где оно бытует или бытовало в прошлом.

Поскольку народное искусство базируется на конкретной жизненной основе и является её художественным отражением, на него воздействуют разнообразные внешние факторы – условия жизни народа, которые необходимо учитывать для точного понимания процессов образования и бытования местных традиций.

· Исторические факторы, такие, как миграция населения, смешение восточных славян, а позже русских с другими племенами и народами. Образованию и сохранению особых местных феноменов в народном искусстве способствует длительная обособленность той или иной группы населения. Например, яркие локальные стилевые черты наблюдаются в пении семейских Забайкалья и казаков-некрасовцев.

· Окружающая природа оказывает сильное эмоциональное воздействие. Явное отличие наблюдается в пении жителей степей от песен, звучащих в лесной полосе, искусство северных районов не может быть похожим на фольклор местности с тёплым климатом, в горах голос звучит иначе, чем в степи, а в лесу не так, как в открытом поле.

· Условия исполнения сильно влияют на исполнение. Например, в южных регионах было принято петь на открытом воздухе, на Севере – напротив – пели чаще в избе, на посиделках. У поморов существуют даже особые «утушные» хороводы, которые водятся внутри помещения.

· Бытовой и хозяйственный уклад влияют на формирование системы жанров фольклора. Так, в земледельческих районах важную роль играют песни, связанные с крестьянским календарём, а на Севере более развита сказительская эпическая традиция.

Местные свойства народной традиции обнаруживают себя по различным признакам, называемым музыкально-этнографическими. К ним относятся отличительные особенности обрядов, сопровождавшихся пением, а также привычные для данного района условия исполнения песен.

· К первой группе признаков относятся особенности местного инструментария, т.к. они определяются условиями бытования инструментов. Например, Владимирские рожки ограниченно распространены, преимущественно в местности, где поля и луга чередуются с перелесками. В лесостепной полосе на юге России (Белгородская, Воронежская области) пастухи играют на двойной жалейке. В северных городах играли на гуслях и т.д. Есть некоторые музыкально-этнографические признаки, свойственные многим, если не большинству территорий с русским населением и не характерных лишь для одного ограниченного района. Например, кадрили, получившие почти повсеместное распространение, совершенно не типичны для большинства сёл в Воронежской, Белгородской, Курской областях.

· Вторая группа признаков относится к сфере музыкальной стилистики. Каждая местная «школа» использует целый арсенал характерных, излюбленных средств музыкальной выразительности. Ритм, мелодика, лад, многоголосная фактура, строфическая структура определяют стилевое своеобразие напевов. Например, в песенном фольклоре донских казаков отмечается своеобразный орнаментальный подголосок – «дишкант». На юге России впечатляющим признаком местной стилистики является активная ритмика – пунктирные фигуры, острые синкопы, применение целотонных ладов в пределах ув.4. для ладообразования северных песен более типична опора на ум.5, ум.4. В южнорусских песнях с движением песенные строфы исполняются обычно без перерыва, они не разделяются цезурами и сольными запевами в то время, как в ряде районов Сибири, в частности в Томской области, музыкальные строфы отделены друг от друга, причём каждая начинается сольным запевом. Подобная структура характерна и для наиболее традиционных алтайских хороводных. Отличительным местным признаком южнорусских песен с пляской можно считать припев со словами «лёли, лёли».

· Третья группа признаков относится к области исполнительской практики и во многих случаях не поддаётся нотной фиксации, для их изучения необходимо непосредственное восприятие звучащего напева в живом исполнении либо в звукозаписи. Манера вокализации народных песен тесно связана с тесситурными условиями исполнения и с особенностями местного говора. Например такие технические приёмы. Как «гуканья» на западе, «иканья» на юге, своеобразные «подъезды» снизу к основному звуку, сбрасывания голоса в конце строфы, глиссандирующие ходы вверх от основного звука. Также необходимо учитывать жестикуляцию, мимику, манеру поведения певцов.

 

 

Деление на традиции на территории России проходит по двум направлениям:

- заселение по крупным рекам (Поволжье, Сибирь, север России).

- по крупным земледельческим районам и промышленным очагам (Урал, Юг, Запад России).

 

В настоящее время насчитывается 3 основные традиции:

- западно-русская

- южно-русская

- северорусская

 

И 4 вытекающих из основных:

- казачья

- среднерусская

- Урало-Сибирская

- Поволжская



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: