Митрополит Вениамин Федченков.




Церковь Ильи Пророка. Село Ильинское

 

По благословению протоиерея Владимира Загуменникова

Миссионерский листок (№11.2019г.)

Митрополит Вениамин Федченков.

"Достоевский Ф. М. был петрашевцем. Присужден к смертной казни. Потом – помилован и осужден на каторгу. Безрелигиозный до нее, он потом сделался православнейшим человеком. Все его произведения написаны, в сущности, в защиту религиозно-нравственных идеалов христианства против безбожия. Перед смертью исповедался, причастился; читал Святое Евангелие. Жену его (вторую) я еще видел и слушал".(Митрополит Вениамин Федченков."Беседы в вагоне").

 

***

"Литература. Ведь она началась с монастырей. Нестор Летописец и другие – вышли оттуда. А после – Макарий Московский, составивший великие «Четьи-Минеи», святой Димитрий Ростовский, творец «Четий-Миней».
   Хочется мне вспомнить о Гоголе.
   Как известно, второй том «Мертвых душ» он сжег. А там он хотел вывести, вопреки первому тому, положительные типы… Но не смог! Какой-то немец… Грек… И так далее. А в общем неудача…
   Не дано это нашим писателям… В жизни этой святости мало… Вот монастыри – иное дело. Например, Оптина: отец Лев, отец Макарий, отец Амвросий, отец Анатолий, отец Нектарий… О них можно бы написать… Но тогда получились бы жития новых святых: не для литературы материал.
   Писать о благочестивом народе? Не принято, особенно теперь… А между тем, оттуда можно бы взять материал. Но нельзя…"(Митрополит Вениамин Федченков."Беседы в вагоне").


***

 

"Вот Гоголь Николай Васильевич. Про него материалисты пустили молву, якобы он во вторую половину жизни подпал влиянию «мракобесного» клерикализма. Но такой беспристрастный историк литературы, как Пыпин, держится противоположною мнения, что Гоголь всю жизнь был целостным человеком. Конец жизни он провел у Толстых (не Льва Николаевича). Последнюю неделю ел в день по просфоре. Соборовался. Исповедался. Причастился.
   Между прочим, в написанной им самим «Развязке Ревизора» Гоголь написал смысл этой «комедии». Обычно говорят, что он в «Ревизоре» критикует современное ему чиновничество, – за что и хвалят его. Но он сам говорит, что есть два ревизора: один – «светский», это Хлестаков; он обманывает людей, и его обманывают чиновники; так что они вышли «чуть ли не святыми». Но потом и этот мнимый ревизор уехал и пропал где-то неизвестно.
   Эти чиновники – наши страсти, которые воруют казну собственной души не хуже чиновников. Таким образом, они лишь символ наших грехов. Это – несравненно глубже!
   А другой, настоящий ревизор, приезжает по «именному» Божию указу, – уже «перед гробом» (его слово), когда уже и отступить некуда, и все лишь разводят в растерянности руками… Этот ревизор – есть наша собственная совесть, пред которой вскроются по смерти пред Богом все наши грехи.
   И те же самые чиновники, которые, собравшись у градоначальника, смеялись, как они ловко провели Хлестакова, услышали от градоначальника: «Чего смеетесь? Над собой смеетесь!» Под видом этого градоначальника изображается «дух» преисподней, диавол.
   Вон какая глубочайшая мысль лежит в основе «Ревизора». Но никто не думает об этом! Даже в наших духовных школах нам не говорили об этом! Удивительно!
   И вообще о последних своих произведениях Гоголь пишет следующее:
   «Мои сочинения… связались чудным образом с моею душою и моим внутренним воспитанием». В «Мертвых душах» «прямо скажу: все герои мои потому близки душе, что они – из души; все мои последние сочинения – история моей собственной души… Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной… Во мне заключалось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке». Если бы они все вскрылись разом перед взором «в то время, как я не имел еще никакого понятая о всей неизмеримости Его (Бога. – М. В.) бесконечного милосердия, – я бы повесился» (1843 г.)52.
   Никто такого ужаса не предполагая бы! И никто об этом не говорил вам в школах!
   А за несколько дней до кончины (14 февраля 1852 г.) Николай Васильевич писал: «Аще не будете малы, яко дети, не внидете в Царство Небесное (ср.: Мф. 18:3). Помилуй меня грешного. Прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого креста!»(Митрополит Вениамин Федченков."Беседы в вагоне").



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: