Тема 6. Тара и организация оборота тары
Понятие тары и упаковки, их значение в торгово-технологическом процессе. Признаки классификации тары.
Основные виды тары, их характеристика. Современные виды тары и упаковки. Требования к таре и упаковки. Маркировка тары и упаковки. Унификация и стандартизация тары.
Организация оборота тары: приемка тары по количеству и качеству; вскрытие, хранение, ремонт и возврат тары. Документы, регулирующие оборот тары.
Организация приемки стеклотары от населения.
Порядок вывоза тары из магазинов.
Направления повышения эффективности работы с тарой.
Методические рекомендации
При изучении темы рекомендуется ознакомиться с основными видами тары, их характеристика.
Изучение темы следует начать с основных понятий таких, как «тара», «упаковка».
Практическое занятие
Изучение нормативных правовых актов, регулирующих правила оборота тары. Определение эффективности работы с тарой.
Методические рекомендации
При выполнении заданий необходимо ознакомится с нормативными документами, регулирующими правила обращения с тарой; Правилами применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки (утверждены постановлением от 21 января 1991г. № 1), Правилами обращения возвратной деревянной и картонной тары (утверждены постановлением от 21 января 1991 г. №1).
Приемка тары в организации осуществляется на основании счетов-фактур, накладных и других сопроводительных документов. Одновременно с проверкой цен на товары определяется правильность цен на тару. Если количество и качество тары не соответствует сопроводительным документам, то составляется акт в таком же порядке, как и по товарам.
Различают несколько видов тары:
- многооборотная тара (используется многократно и подлежит обязательному возврату поставщику). К многооборотной таре могут быть отнесены металлическая и пластмассовая тара (корзины, бочки, фляги), деревянная тара (ящики, бочки и другие), картонная тара (коробки). Гарантией возврата тары является залог, который возвращается после получения назад порожней тары поставщиком.
- тара однократного использования;
В организации обязательно должен быть предусмотрен раздельный учет тары, которая:
- принята к учету на основании товаросопроводительных документов поставщиков;
- не включена в товаросопроводительные документы поставщика, а принята к учету с составлением акта и оценкой организацией по цене возможной реализации;
- относится к основным средствам.
Учет тары в организации ведется по ценам приобретения. Стоимость тары, отпущенной вместе с товаром, указывается в товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах отдельной строкой.
Бой, лом и порча тары оформляются актом, при этом причиненный ущерб должен быть взыскан с виновных лиц.
Учет тары в организации, также как и при учете товаров, осуществляется на складах и в бухгалтерии. Материально ответственные лица ведут учет тары по количеству, наименованиям, ценам в товарной книге или в карточках, записи в которые производятся на основании первичных документов на поступление и выбытие товаров. Все документы на поступление и выбытие тары должны сдаваться материально ответственными лицами в бухгалтерию вместе с товарными отчетами или сопроводительными реестрами. Проверенные документы служат основанием для отражения поступления и выбытия тары в бухгалтерском учете организации.
Эффективность использования тары в торгово-технологическом процессе во многом определяется ее качеством. Действующие стандарты предусматривают систему показателей качества, применяемых при разработке проектно-конструкторской и нормативно-технической документации на те или иные виды тары. В частности, в номенклатуру показателей качества ящиков деревянных включены такие показатели, как назначение тары, ее надежность, технологичность и транспортабельность, эргономические и эстетические показатели, патентно-правовые моменты, показатели унификации и стандартизации.
К показателям назначения следует относить исходные материалы изготовления тары, ее размеры и вместимость, предельную массу упаковываемого груза; сопротивление сжатию и ударам, влажность, устойчивость к воздействию дождевых вод и проч.
Показатели надежности тары, в свою очередь, включают определенные показатели долговечности, ремонтопригодности и сохранности.
Следует заметить, что принципиально важные показатели качества применяемой тары - это показатели ее транспортабельности. Они включают в себя коэффициент складирования, который указывает на степень применения складских помещений и транспортных средств, и коэффициент пакетирования.
Пример ситуации
В магазин поступили деревянные ящики без повреждений. При возврате в ящиках отсутствовала одна дощечка в одной из стенок. Определите качественное состояние тары.
Решение ситуации
На основании положений Правила обращения возвратной деревянной и картонной тары (утверждены постановлением от 21 января 1991 г. №1). Тара не отвечает требованиям государственных стандартов. Механически тара повреждена, при этом является непрочной и ненадежной при защите товаров от механических повреждений и влияний внешней среды. Не создает возможности для механизации трудоемких процессов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Не имеет эстетического вида.
Литература
[1, с. 62-65]
[2,с. 169-187]
[6, с. 41-42]
Вопросы для самопроверки
1 Дайте определение понятиям «тара» и «упаковка».
2 Дайте классификацию таре.
3 Опишите порядок вывоза тары из магазина.