Практическое занятие № 2. Особенности групповой коммуникации




1) Понятие группы в теории коммуникаций;

Человек входит в различные группы с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но в значительной мере в них и через них получает информацию о внешнем мире и организует свою деятельность. Группа, в самом широком значении слова – это объединение людей с целью достижения общих целей или удовлетворения общих потребностей. Можно выделить первичные/вторичные, формальные/неформальные, большие/малые, локальные/глобальные, стабильные/недолговечные группы. Для групп характерно: общие цели, установление и поддержание связей, а также внутренняя структура. Чем в большее количество групп входит индивид, тем активней и интересней он живет.
Группа – это определенная совокупность людей, которые регулярно взаимодействуют друг с другом и считают себя отличной от других общностью. Взаимозависимость членов группы может обеспечиваться не столько достижением общих целей, сколько самим существованием группы или взаимоотношениями внутри нее. Так, каждый член группы может зависеть от других, стремясь удовлетворить свои потребности в уважении или привязанности. Одна из самых важных потребностей личности – потребность членства в группе. Многие могут подтвердить, что когда-то предпочли менее интересную и приятную работу, чтобы оказаться в более интересной и приятной социальной среде. Таким образом, люди будут составлять группу, если они: регулярно взаимодействуют между собой; у них существует определенная взаимозависимость; они сами считают себя коллективом.

 

2) Классификация групп;

Малая группа – это небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Нижняя граница численности малой группы – диада или триада, верхняя – 7 плюс/минус 2, хотя в некоторых исследованиях допускается существование малой группы из 10, 20 и даже 35—40 человек. Важно отметить, что если число членов в группе возрастает в арифметической прогрессии, то количество связей между ними – в геометрической. Так, если в группе их трех человек возможны всего четыре взаимодействия, то в группе из четырех человек – 11, а в группе из семи – 120 связей1. Соответственно, чем меньше группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие; чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы.
Вторая классификация – деление малых групп на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено американским социологом Э. Мэйо при проведении знаменитых хотторнских экспериментов в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века3. Формальные малые группы – это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются формальными предписаниями и договоренностями, заданными извне. Соответственно в них строго распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к структуре власти. Главной причиной объединения в такие группы является совместная деятельность. Примером формальной группы может служить любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т. д. Неформальные малые группы – это группы, возникающие на основе внутренних потребностей людей в коммуникации, понимании, принадлежности к данной группе. Подобные группы возникают стихийно, статусы и вытекающие из них роли не носят обязательного характера.

Третья классификация выделяет референтные группы и группы членства. Данная типология была предложена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие феномена референтной группы, под которой понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимаются, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона при оценке своего поведения. Иногда референтная группа может находиться вне группы членства, даже противостоять ей, а иногда – возникать внутри.

3) Композиция группы (или ее состав) – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы и так далее.

Таких характеристик множество, выбор наиболее значимых производится с учетом конкретных задач, которые ставятся исследователем. Так, если ставится цель проанализировать определенную студенческую группу как малую группу, среди особенностей композиции должны быть указаны: соотношение студентов различного пола, социальные различия между студентами, успешность обучения членов группы и т. д.

4) Структура группы -

Видеолекция Структура группы» по ссылке

https://youtu.be/591cJUjUnlA

Структура группы – это ключ к управлению групповым поведением. Под структурой группы выделяют такие компоненты:

формальное лидерство - начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета, президент ассоциации. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и в конечном счете эффективность его работы. Чему руководитель должен отдать предпочтение: авторитарным или демократическим формам работы? Когда следует делегировать полномочия, а в каких случаях следует от этого воздержаться? Лидерами рождаются или становятся?;

роли – за каждым членом группы закрепляются определенные роли, т.е. модели поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. При этом не возникает проблем, если каждый постоянно играет только одну роль. В действительности же все намного сложнее. Каждому из нас приходится играть не одну, а несколько ролей. Например, менеджер по персоналу одновременно может являться председателем комиссии по разрешению трудовых споров. К тому же он может выполнять еще целый ряд социальных ролей: мужа, отца, сына, брата, а также председателя садового товарищества или капитана футбольной команды;

нормы - для того, чтобы успешно трудиться, все группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами Условно может быть выделено три совокупности норм:

1) совокупность норм касается непосредственно выполнения работы и ее качества (какова интенсивность работы, насколько терпимо группа относится к браку и просчетам в работе, нарушению сроков выполнения заданий и т.п.);

2) совокупность норм касается таких внешних факторов, как форма одежды (некоторые коллективы для поддержания определенного имиджа достаточно жестко регламентируют форму одежды сотрудников и ее цвет), отношение к сверхурочной работе (в ряде случаев она поощряется, но может рассматриваться и как неумение организовать на должном уровне собственную работу и работу подчиненных) и т.д;

3) совокупность образуют нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.

Для того, чтобы быть принятым в группу и чувствовать ее поддержку, необходимо уметь приспосабливаться к ее нормам;

статус – под статусом в группе мы понимаем положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус также может быть формальным (например, победитель конкурса «Лучший по профессии») и неформальным (уважение, соответствующее заслугам, знаниям и т.п;

размер -эффективность работы группы наряду с другими факторами определяется ее размером. Результаты исследований показывают, что при выполнении конкретной задачи малые группы (примерно 7 человек) оказываются наиболее продуктивными, в то время как при обсуждении и коллективном принятии решения лучшие результаты показывают группы, в которые входят 12 человек и более;

состав группы - работа, выполняемая в группах, как правило, требует различных знаний, умений, навыков и личностных качеств. В этой связи принято считать, что разнородные по составу группы (по полу, возрасту, стажу работы в организации) работают более эффективно, чем группы относительно однородные по своему составу.

5) Групповые процессы - это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении;

групповые процессы характеризуют функционирование группы в данный момент, описывают что происходит в группе на данном этапе существования, и это есть групповая динамика.

Также характеризуют набор изменений, которые происходят в группе по мере её длительного существования – это есть развитие группы.

Групповая динамика - это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования. Она включает процессы

- образования малых групп

- феномен группового давления

- процесс групповой сплоченности

- лидерства

- принятия групповых решений

- эффективность группы.

Образование малых групп. Способы образования малых групп весьма различны. Они определяются внешними факторами, задаются потребностями развития общества. Но это лишь предпосылки её существования, совокупность внешних обстоятельств, обуславливающих возникновение группы.

Это не имеет ничего общего с психологическими механизмами образования малой группы.

Когда речь идёт о принятии существующих норм групповой жизни новыми членами группы анализ сводится к давлению группы на индивида, подчинение его группой.

Феномен группового давления, который получил наименование конформизма. Чаще говорят о конформности и конформном поведении - это чисто психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, меру его подчинения групповому давлению.

Употребляется также термин «социальное влияние» там, где есть конфликт между мнением группы и мнением индивида и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Мера конформности – это мера подчинения группе в конфликтной ситуации.

Противоположными являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», и крайняя позиция – «негативизм» - сопротивление давлению группы, во что бы то ни стало отрицание её норм, демонстрация крайней независимости.

На самом деле это не есть подлинная независимость, это специфический случай конформизма, привязанность к групповому мнению, но со знаком минус.

С явлением конформизма тесно связано такое явление как внушаемость.

1951 год - Соломон Аш целью своих экспериментов ставил изучение влияния большинства на отдельного человека и того, насколько легко этому влиянию поддаться.

Если описывать эксперимент коротко, то группе добровольцев (хотя на самом деле все, кроме одного были подсадными утками) демонстрировали картинку из набора из трёх линий разной длины, а также картинку с изображением линии-образца. А затем просили каждого участника оценить какая из этих линий равна по длине образцу. Причём все «пособники» экспериментатора были проинструктированы дать заведомо ложный ответ.

В результате выяснилось, что в серии из 12-ти подобных вопросов, 81% ничего не подозревающих добровольцев хотя бы один раз голосовали за выбор большинства, даже если он был совершенно нелепым.

Существуют многочисленные модификации классической методики С.Аша, но суть её остаётся неизменной – это метод «подставной группы».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: