1. Центральным отделом речевого аппарата является:
а) язык и губы; б) гортань с надгортанником;
в) грудная клетка с бронхами; г) кора больших полушарий.
2. Область коры головного мозга, связанная с организацией произвольных движений, регуляцией сложных форм поведения:
а) лобная; б) теменная; в) височная; г) затылочная.
3. Периферическим отделом речевого аппарата является:
а) ретикулярная формация; б) эфферентный двигательный путь;
в) фонаторный; г) афферентный двигательный путь.
4. Зона Вернике находится:
а) в передней центральной извилине; б) в верхней височной извилине;
в) в средней височной извилине; г) в средней лобной извилине.
5. Произносительная сторона речи включает в себя:
а) голос; б) словарный запас; в) словообразование; г) словоизменение.
6. Зона Брока находится:
а) в задней центральной извилине; б) в нижней теменной области;
в) в нижней лобной извилине; г) в верхней лобной извилине.
7. Признак, характеризующий согласные звуки по месту образования:
а) взрывные; б) переднеязычные; в) аффрикаты; г) твердые.
8. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; глухой; смычно-щелевой; переднеязычный; твердый:
а) [ф]; б) [х]; в) [ц]; г) [ч].
9. Гласный звук, относящийся к нижнему подъему языка:
а) [и]; б) [у]; в) [о]; г) [а].
10. Признак, характеризующий согласные звуки по способу образования:
а) щелевые; б) губно-зубные; в) глухие; г) шумные.
11. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; глухой; щелевой; переднеязычный (кончик языка вверху); мягкий:
а) [с]; б) [ш]; в) [щ]; г) [ж].
12. Признак, характеризующий согласные звуки по уровню шума:
а) губно-губные; б) мягкие; в) сонорные; г) звонкие.
13. Признак, характеризующий гласные звуки по участию губ:
а) верхнего подъема; б) среднего ряда;
в) носовые; г) лабиализованные.
14. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; звонкий; щелевой; переднеязычный (кончик языка внизу); твердый:
а) [с]; б) [з]; в) [ц]; г) [ч].
15. Признак, по которому гласные отличаются от согласных:
а) по работе голосовых складок; б) по участию в артикуляции мягкого неба;
в) по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости; г) по участию нижней челюсти.
16. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; сонорный; смычно-проходной; боковой переднеязычный; твердый:
а) [л]; б) [р]; в) [м]; г) [j].
17. Делабиализация – это:
а) артикуляция звука, образуемая сближением или смыканием обеих губ;
б) изменение в артикуляции звука в сторону исключения участия губ;
в) произнесение звука с приподнятым мягким небом к задней стенке глотки;
г) произнесение звука с опущенным мягким небом и продвинутым вперед маленьким язычком.
18. Звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов:
а) тон; б) тембр; в) темп; г) ритм.
19. Диапазон голоса – это:
а) энергия, мощность голоса, определяемая интенсивностью амплитуды колебания голосовых складок и измеряемая в децибелах;
б) высотный объём голоса, измеряемый количеством тонов;
в) индивидуальная окраска звуков голоса, зависящая от частоты и силы колебаний голосовых складок;
г) продолжительность звуков во времени, измеряемая в миллисекундах.
20. Резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы:
а) резонанс; б) диапазон; в) голос; г) сила голоса.
21. Звук с механическим способом ставится от:
а) [ш]; б) [т]; в) [ж]; г) [з].
22. Опорным для звука [л] является:
а) [э]; б) [е]; в) [и]; г) [ы].
23. Определите, что особенно удобно отрабатывать на гласных звуках в произносительной стороне речи:
а) темп; б) речевое дыхание; в) ритм; г) паузы.
24. При устранении парасигматизмов в первую очередь необходимо:
а) выработать направленную воздушную струю;
б) дифференцировать носовое и ротовое дыхание;
в) научить дифференцировать на слух звук от звука-заменителя;
г) сформировать артикуляционную базу.
25. Звук ш механическим способом ставится от:
а) [с]; б) [з]; в) [ж]; г) [щ].
26. Особенность логопедической работы при горловом ротацизме:
а) развивать фонематический слух; б) дифференцировать носовое и ротовое дыхание;
в) вызвать вибрацию без голоса; г) нейтрализовать губы.
27. Постановку этого звука рекомендуют начинать с межзубного произношения:
а) ц; б) j; в) р; г) л.
28. Категория детей, в логопедической работе с которыми используются рефлекс запрещающие позиции для предупреждения или ослабления патологически усиленных позотонических рефлексов:
а) дети с заиканием; б) дети с ринолалией;
в) дети с дизартрией при церебральном параличе; г) дети со стёртой дизартрией.
29. Метод фонетической локализации для постановки звуков при дизартрии предполагает:
а) значительно более длительные сроки работы над каждым звуком;
б) одновременность работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляторным группам;
в) вызывание звука непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении;
г) вызывание «аналога» звука, не совпадающего полностью по своим акустическим и артикуляторным признакам с эталоном правильной речи, но чётко противопоставленный всем остальным звукам речи.
30. Упражнение для активизации движений мягкого нёба:
а) жевание; б) глотание капель воды;
в) поплевывание; г) дутьё.
31. Категория детей, в логопедической работе с которыми применяют зажимание крыльев носа:
а) дети с заиканием; б) дети с ринолалией;
в) дети с дизартрией; г) дети с дислалией.
32. Верная последовательность логопедической работы над свистящими звуками:
а) [з], [з , ], [с], [с , ], [ц]; б) [ц], [с], [з], [з , ], [с , ];
в) [с], [з], [ц], [с , ], [з , ]; г) [с], [с , ], [з], [з , ], [ц].
33. При нёбно-глоточной недостаточности работу над коррекцией звукопроизношения при ринолалии начинают:
а) с взрывных фонем; б) с фрикативных фонем;
в) с аффрикат; г) с соноров.
34. Для постановки этого звука у детей с ринолалией актуален прием «поплевывания»:
а) [к]; б) [т]; в) [с]; г) [ф].
35. Особенность работы на этапе автоматизации звуков при ринолалии:
а) рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяжного произношения поставленного звука;
б) рекомендуется более поздний переход от автоматизации на уровне звуков и слов к автоматизации на уровне фразы;
в) допускается автоматизация звуков-«аналогов»;
г) не допускается автоматизация звуков-«аналогов».
36. Логопедический тренажёр «Дэльфа» не включает:
а) постановку звука; б) автоматизацию звука;
в) дифференциацию звука; г) введение звуков в речь.
37. Рациональный тип дыхания:
а) ключичное; б) верхнерёберное; в) брюшное; г) диафрагмальное.
38. Тренировка фонационного выдоха начинается:
а) с длительного звучания гласных; б) с короткого произнесения согласных;
в) с пропевания слогов; г) с попеременного звучания гласных и согласных.
39. Овладение этим умением способствует формированию у детей с церебральным параличом удлиненного произвольного выдоха:
а) сглатывать слюну; б) правильно сморкаться;
в) кашлять; г) полоскать горло.
40. Использование аппарата В.Ф. Фролова направлено на:
а) формирование продолжительности, силы и направленности речевого выдоха;
б) развитие координации и ритмизации движений и речи;
в) воспитание навыков правильной голосоподачи и голосоведения;
г) формирование интонационной выразительности речи.
41. Для облегчения усвоения детьми с ринолалией направленной воздушной струи на первых занятиях рекомендуют:
а) кашлять; б) надувать щеки; в) зажимать крылья носа; г) зевать.
42. Работа над формированием речевого дыхания при ринолалии в дооперационный период:
а) нужна, но невозможна; б) возможна и нужна;
в) возможна, но не нужна; г) невозможна и не нужна.
43. Дифференцировочный этап логопедического обследования предполагает:
а) беседу с родителями;
б) обследование сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушениями слуха;
в) обследование фонематического восприятия;
г) динамическое наблюдение за ребёнком в условиях специального обучения.
44. Логопедическое обследование в период доречевого развития младенца включает:
а) обследование звукопроизношения; б) обследование активного словаря;
в) обследование голосовых реакций; г) обследование фразовой речи.
Использование данного подхода к анализу речевых нарушений базируется на понимании «любой психической деятельности человека как сложной функциональной системы, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, вносящих свой вклад в обеспечение этой функционирующей системы» (А.Р. Лурия).
а) деятельностный подход; б) нейропсихологический подход;
в) психолингвистический подход; г) психолого-педагогический подход.
46. Обследование физического слуха должно проводиться в помещении, длина которого не менее:
а) 3 м; б) 4 м; в) 5 м; г) 6 м.
47. Метод для выявления факторов риска по тугоухости:
а) метод наблюдения за реакциями детей в различных коммуникативных ситуациях;
б) метод обследования слуха речью;
в) камертональный метод;
г) метод скрининговой аудиометрии.
48. Автор одной из адаптированных к детям дошкольного возраста нейропсихологических методик обследования речевых и неречевых форм деятельности:
а) А.Р. Лурия; б) Г.В. Чиркина; в) Т.Б. Филичева; г) Л.С. Цветкова.
49. Направление, относящееся к обследованию звукопроизношения:
а) обследование строения артикуляционного аппарата;
б) обследование состояния моторики артикуляционного аппарата;
в) обследование состояния мимической мускулатуры;
г) обследование состояния мелкой моторики.
50. Аномалия прикуса, при которой верхняя челюсть сильно выступает вперёд, вследствие чего отсутствует контакт передних зубов обеих челюстей при смыкании:
а) прогения; б) прогнатия;
в) передний открытый прикус; г) боковой открытый прикус.
51. Правильный тип слов для обследования звука з:
а) зелёный, резина; б) таз; глаз; в) зонт, вазы; г) блузка, узкий.
52. Задание для обследования слоговой структуры слова:
а) произнесение слов сложной слоговой структуры;
б) произнесение слов с различными звуками в начале, середине и конце слов;
в) повторение предложений из простых слов;
г) повторение слогового ряда: ба-па-ба.
53. Задание, подходящее для обследования лексического строя речи:
а) образовать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
б) изучение падежного управления;
в) подбор антонимов;
г) понимание и употребление предлогов.
54. Задание, подходящее для обследования грамматического строя речи:
а) показать названную картинку; б) назвать показанную картинку;
в) образовать форму множественного числа; г) подбор синонимов, родственных слов.
55. Задание для обследования связной речи:
а) составление предложений по картинке;
б) составление рассказа о любимой игрушке;
в) образование относительных прилагательных от существительных;
г) образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
56. Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, логопед должен провести:
а) обследование физического слуха; б) обследование фонематического слуха;
в) обследование интеллекта; г) обследование памяти.
57. Особенность логопедического обследования при ринолалии:
а) установление локализации судорог;
б) выявление наличия синкинезий;
в) установление наличия и степени небно-глоточной недостаточности;
г) установление наличия страха перед речью.
58. Особенность логопедического обследования при дизартрии:
а) установление рубцовых изменений твердого и мягкого неба; б) выявление речевых уловок;
в) выявление наличия двуязычия в семье; г) выявление наличия насильственных движений.
59. Особенность логопедического обследования при заикании:
а) выявление отсутствия или слабости врожденных безусловных рефлексов на ранних этапах развития;
б) время выделения ведущей руки, наличие переучивания;
в) установление трудностей во время принятия пищи (особенно в раннем возрасте);
г) установление длины неба.
60. При постановке диагноза ребенку, имеющему нарушения звукопроизношения, принципиально важной является дифференциальная диагностика:
а) дизартрии и дислалии; б) дизартрии и ринолалии;
в) дислалии и ринолалии; г) стертой дизартрии и дислалии.
61. Проба, когда исследователь придаёт руке ребёнка определённую позу, глаза ребёнка закрыты, затем снимает её, а ребёнок должен воспроизвести позу другой рукой – это исследование:
а) кинестетического праксиса; б) пространственного праксиса;
в) динамического праксиса; г) стереогноза.
62. Задание «стоять с закрытыми глазами на правой, левой или обеих ногах и вытянутыми вперёд руками» исследует:
а) динамическую координацию движений; б) пространственную организацию движений;
в) статическую координацию движений; г) двигательную память.
63. Нарушение, при котором ребёнок не может воспроизвести ритмы по инструкции:
а) нарушение пространственной организации движений; в) инертность движений;
б) нарушение произвольной регуляции движений; г) нарушение схемы тела.
64. Нарушение, при котором ребёнок не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках:
а) нарушение сенсорной функции речи; б) нарушение кинестетической основы речи;
в) нарушение кинетической организации речи; г) тормозимость следов.
65. Приём для исследования двигательной организации мягкого неба:
а) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;
б) округлить губы (как при [о]) и удержать позу;
в) сделать движение нижней челюстью вправо, влево;
г) широко открыть рот и четко произнести [а].
66. Приём для обследования символического праксиса:
а) показать оскал; б) изобразить испуг;
в) закрыть правый глаз, затем левый; г) надуть обе щеки.
67. Прием, который нельзя использовать для развития подвижности мягкого нёба и задней стенки глотки:
а) полоскание горла; б) искусственно вызываемые рвотные движения;
в) искусственное покашливание; г) зевание.
68. Произнесение сочетаний гласных в работе над голосом при ринолалии не начинают с «у, и, ы», потому что:
а) это звуки верхнего подъема языка;
б) это звуки, разные по степени продвинутости языка;
в) это звуки, разные по участию губ;
г) это звуки, обладающие наиболее выраженным носовым оттенком.
69. Вокальные упражнения при ринолалии начинаются с пения:
а) терций; б) кварт; в) квинт; г) октав.
70. Занятия вокальными упражнениями при ринолалии немедленно прекращаются, если наступает:
а) расслабление языка; б) расслабление нёба;
в) расслабление губ; г) напряжение нёба.
71. Вокальные упражнения выполняются в положении:
а) лёжа; б) сидя;
в) стоя; г) положение значения не имеет.
72. В процессе вокальных упражнений при ринолалии верхнюю ноту поют дважды, чтобы:
а) запомнить ее звучание;
б) развивать силу голоса и диапазон звучания;
в) улучшить тембровые характеристики;
г) удлинить выдох и увеличить продолжительность нёбно-глоточного смыкания.
73. Фактор эффективности применения компьютерной программы «Видимая речь»:
а) популяризация; б) визуализация; в) реабилитация; г) интеграция.
74. Работа над голосом у детей с церебральным параличом при выраженности позотонических рефлексов должна начинаться:
а) в позиции «лёжа»; б) в позиции «стоя»;
в) в позиции «сидя»; г) в рефлекс запрещающих позициях.
75. Определите звук, содержащий резонирование как высоких тонов, так и низких:
а) [а]; б) [у]; в) [о]; г) [и].
76. Прием, с помощью которого можно быстро проверить опускание глотки:
а) приложить пальцы к губам и верхней челюсти для ощущения некоторого дрожания при произнесении звука [м];
б) положить пальцы на хрящ гортани (адамово яблоко), сделать глубокий вдох носом, пальцы должны ощутить движение хряща вниз;
в) приложить пальцы обеих рук к ушам, закрывая полностью наружный слуховой проход, для ощущения некоторой вибрации при произнесении звука [м];
г) положить ладонь на грудь, делать глубокие вдохи и выдохи на звуке [а].
77. Выберите характеристику голоса:
а) темп; б) паузация; в) тембр; г) ритм.
78. В работе над интонацией при различных нарушениях речи для лучшего контроля изменения голоса по высоте применяют:
а) различные движения головой; б) различные движения рук;
в) отстукивание ногой; г) отстукивание рукой.
79. Служебные части речи, которые рекомендуется использовать при обучении интонационной выразительности:
а) союзы; б) предлоги; в) междометия; г) частицы.
80. Задание на закрепление интонации с опорой на звук и знак препинания:
а) скажи «а» громко и радостно; радостно, но тихо;
б) игра «Нашли букву» с интонацией, «Наконец-то нашлась, никому не отдам» или «Ишь, спряталась, ищи ее»;
в) плавное произношение ряда гласных с выделением голосом гласного, помеченного значком;
г) прочитай «а» на той карточке, где обозначена радость.
81. Формирование диафрагмального дыхания у детей с заиканием проводится в положении:
а) лежа; б) сидя; в) стоя; г) положение значения не имеет.
82. Автор парадоксальной дыхательной гимнастики для лиц с заиканием:
а) Л.И. Белякова; б) М.Е. Хватцев;
в) А.Н.Стрельникова; г) М.Н. Щетинин.
83. Распространенная ошибка в работе по формированию речевого дыхания у детей с заиканием:
а) работа проводится на фоне мышечного расслабления;
б) ребенок делает вдох и выдох непроизвольно;
в) диафрагмальный тип дыхания тренируется при выполнении физических упражнений;
г) чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха.
84. Парадоксальность дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой для заикающихся состоит в том, что:
а) основное внимание уделяется вдоху;
б) основное внимание уделяется выдоху;
в) основное внимание уделяется чередованию вдоха и выдоха;
г) внимание не заостряется ни на вдохе, ни на выдохе.
85. В начале работы по развитию голоса заикающиеся учатся использовать регистр:
а) головной (верхний); б) смешанный (средний);
в) грудной (нижний); г) любой по желанию.
86. В работе над голосом лиц с заиканием учат начинать произнесение каждого гласного:
а) с мягкой атаки; б) с твердой атаки;
в) с придыхательной атаки; г) атака звука значения не имеет.
87. Татакирование – это:
а) воспроизведение темпа; б) воспроизведение тембра;
в) воспроизведение ритма; г) выносливость.
88. В работе над ритмикой речи коррекционная работа базируется:
а) на звуке; б) на слоге; в) на слове; г) на словосочетании.
89. Упражнение на устранение ускоренного темпа речи у заикающихся:
а) удлинение произнесения звуков;
б) ходьба с остановками в строгом соответствии со звуковыми сигналами;
в) отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары;
г) проговаривание фраз под медленную музыку.
90. Упражнение на развитие восприятия ритма:
а) прослушать серии простых ударов, определить их количество путем показа соответствующей карточки;
б) произнесение односложных слов;
в) проговаривание фраз в медленном темпе сопряженно и отраженно за логопедом;
г) прослушивание текста и определение количества предложений с заданной интонацией.
91. Упражнение на воспроизведение неречевого ритма:
а) произнесение пар слов с гласными, находящимися в ударной и безударной позиции (суп – супы);
б) отстучать по подражанию предъявленные серии акцентированных ударов;
в) ответы на вопросы логопеда сначала шепотом в медленном темпе, затем – вслух;
г) прослушать изолированные удары, определить их количество путем показа карточек с соответствующими ритмическими структурами.
92. Упражнение на освоение ритмики слова:
а) свободная маршировка под музыку со сменой направлений;
б) самостоятельное воспроизведение по предъявленной карточке ударов и их серий;
в) произнесение словосочетаний и предложений с разными комбинациями по месту ударения;
г) прямой счет с усилением голоса и обратный с ослаблением.
93. Размер стиха, с которого начинают работу над ритмом при заикании:
а) ямб; б) хорей; в) дактиль; г) амфибрахий.
94. Выберите строчку, имеющую ритмический рисунок ямба:
а) «Наша Таня громко плачет…»; б) «Крошка сын к отцу пришел…»;
в) «Идет бычок качается…»; г) «Падают, падают листья…».
95. Теппинг – это:
а) послоговый ритм; б) пословный ритм; в) медленный темп; г) быстрый темп.
96. Менее отчетливое произношение, приводящее к ослаблению качества звучания безударных гласных, в результате чего они теряют в долготе и силе:
а) дикция; б) индукция; в) дедукция; г) редукция.
97. Полный стиль произнесения – это:
а) устная речь с редуцированным произнесением безударных гласных;
б) устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных;
в) устная речь с проговариванием непроизносимых согласных (здравствуй);
г) устная речь с орфографическим произнесением.
98. Условие, позволяющее заикающимся при обучении теппированию легко вступать в речь:
а) движения руки во время речевой паузы не прекращаются;
б) движения руки во время речевой паузы прекращается;
в) подключаются движения второй руки; г) движения переключаются на ноги.
99. Работу над процессом паузирования при заикании начинают:
а) на материале диалогической речи;
б) на материале малых фольклорных жанров;
в) на материале стихов, где конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха;
г) на материале стихов, где конец строки не совпадает с окончанием речевого выдоха.
100. Развитие навыка интонационного оформления речи у заикающихся начинают:
а) с вопросительной интонации; б) с восклицательной интонации;
в) с интонации завершенности; г) с интонации незавершенности.
marinaonuchkina@mail.ru