Логопедические технологии. Экзамен.




1. Центральным отделом речевого аппарата является:

а) язык и губы; б) гортань с надгортанником;

в) грудная клетка с бронхами; г) кора больших полушарий.

2. Область коры головного мозга, связанная с организацией произвольных движений, регуляцией сложных форм поведения:

а) лобная; б) теменная; в) височная; г) затылочная.

3. Периферическим отделом речевого аппарата является:

а) ретикулярная формация; б) эфферентный двигательный путь;

в) фонаторный; г) афферентный двигательный путь.

4. Зона Вернике находится:

а) в передней центральной извилине; б) в верхней височной извилине;

в) в средней височной извилине; г) в средней лобной извилине.

5. Произносительная сторона речи включает в себя:

а) голос; б) словарный запас; в) словообразование; г) словоизменение.

6. Зона Брока находится:

а) в задней центральной извилине; б) в нижней теменной области;

в) в нижней лобной извилине; г) в верхней лобной извилине.

7. Признак, характеризующий согласные звуки по месту образования:

а) взрывные; б) переднеязычные; в) аффрикаты; г) твердые.

8. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; глухой; смычно-щелевой; переднеязычный; твердый:

а) [ф]; б) [х]; в) [ц]; г) [ч].

9. Гласный звук, относящийся к нижнему подъему языка:

а) [и]; б) [у]; в) [о]; г) [а].

10. Признак, характеризующий согласные звуки по способу образования:

а) щелевые; б) губно-зубные; в) глухие; г) шумные.

11. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; глухой; щелевой; переднеязычный (кончик языка вверху); мягкий:

а) [с]; б) [ш]; в) [щ]; г) [ж].

12. Признак, характеризующий согласные звуки по уровню шума:

а) губно-губные; б) мягкие; в) сонорные; г) звонкие.

13. Признак, характеризующий гласные звуки по участию губ:

а) верхнего подъема; б) среднего ряда;

в) носовые; г) лабиализованные.

14. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; звонкий; щелевой; переднеязычный (кончик языка внизу); твердый:

а) [с]; б) [з]; в) [ц]; г) [ч].

15. Признак, по которому гласные отличаются от согласных:

а) по работе голосовых складок; б) по участию в артикуляции мягкого неба;

в) по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости; г) по участию нижней челюсти.

16. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; сонорный; смычно-проходной; боковой переднеязычный; твердый:

а) [л]; б) [р]; в) [м]; г) [j].

17. Делабиализация – это:

а) артикуляция звука, образуемая сближением или смыканием обеих губ;

б) изменение в артикуляции звука в сторону исключения участия губ;

в) произнесение звука с приподнятым мягким небом к задней стенке глотки;

г) произнесение звука с опущенным мягким небом и продвинутым вперед маленьким язычком.

18. Звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов:

а) тон; б) тембр; в) темп; г) ритм.

19. Диапазон голоса – это:

а) энергия, мощность голоса, определяемая интенсивностью амплитуды колебания голосовых складок и измеряемая в децибелах;

б) высотный объём голоса, измеряемый количеством тонов;

в) индивидуальная окраска звуков голоса, зависящая от частоты и силы колебаний голосовых складок;

г) продолжительность звуков во времени, измеряемая в миллисекундах.

20. Резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы:

а) резонанс; б) диапазон; в) голос; г) сила голоса.

21. Звук с механическим способом ставится от:

а) [ш]; б) [т]; в) [ж]; г) [з].

22. Опорным для звука [л] является:

а) [э]; б) [е]; в) [и]; г) [ы].

23. Определите, что особенно удобно отрабатывать на гласных звуках в произносительной стороне речи:

а) темп; б) речевое дыхание; в) ритм; г) паузы.

24. При устранении парасигматизмов в первую очередь необходимо:

а) выработать направленную воздушную струю;

б) дифференцировать носовое и ротовое дыхание;

в) научить дифференцировать на слух звук от звука-заменителя;

г) сформировать артикуляционную базу.

25. Звук ш механическим способом ставится от:

а) [с]; б) [з]; в) [ж]; г) [щ].

26. Особенность логопедической работы при горловом ротацизме:

а) развивать фонематический слух; б) дифференцировать носовое и ротовое дыхание;

в) вызвать вибрацию без голоса; г) нейтрализовать губы.

27. Постановку этого звука рекомендуют начинать с межзубного произношения:

а) ц; б) j; в) р; г) л.

28. Категория детей, в логопедической работе с которыми используются рефлекс запрещающие позиции для предупреждения или ослабления патологически усиленных позотонических рефлексов:

а) дети с заиканием; б) дети с ринолалией;

в) дети с дизартрией при церебральном параличе; г) дети со стёртой дизартрией.

29. Метод фонетической локализации для постановки звуков при дизартрии предполагает:

а) значительно более длительные сроки работы над каждым звуком;

б) одновременность работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляторным группам;

в) вызывание звука непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении;

г) вызывание «аналога» звука, не совпадающего полностью по своим акустическим и артикуляторным признакам с эталоном правильной речи, но чётко противопоставленный всем остальным звукам речи.

30. Упражнение для активизации движений мягкого нёба:

а) жевание; б) глотание капель воды;

в) поплевывание; г) дутьё.

31. Категория детей, в логопедической работе с которыми применяют зажимание крыльев носа:

а) дети с заиканием; б) дети с ринолалией;

в) дети с дизартрией; г) дети с дислалией.

32. Верная последовательность логопедической работы над свистящими звуками:

а) [з], [з , ], [с], [с , ], [ц]; б) [ц], [с], [з], [з , ], [с , ];

в) [с], [з], [ц], [с , ], [з , ]; г) [с], [с , ], [з], [з , ], [ц].

33. При нёбно-глоточной недостаточности работу над коррекцией звукопроизношения при ринолалии начинают:

а) с взрывных фонем; б) с фрикативных фонем;

в) с аффрикат; г) с соноров.

34. Для постановки этого звука у детей с ринолалией актуален прием «поплевывания»:

а) [к]; б) [т]; в) [с]; г) [ф].

35. Особенность работы на этапе автоматизации звуков при ринолалии:

а) рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяжного произношения поставленного звука;

б) рекомендуется более поздний переход от автоматизации на уровне звуков и слов к автоматизации на уровне фразы;

в) допускается автоматизация звуков-«аналогов»;

г) не допускается автоматизация звуков-«аналогов».

36. Логопедический тренажёр «Дэльфа» не включает:

а) постановку звука; б) автоматизацию звука;

в) дифференциацию звука; г) введение звуков в речь.

37. Рациональный тип дыхания:

а) ключичное; б) верхнерёберное; в) брюшное; г) диафрагмальное.

38. Тренировка фонационного выдоха начинается:

а) с длительного звучания гласных; б) с короткого произнесения согласных;

в) с пропевания слогов; г) с попеременного звучания гласных и согласных.

39. Овладение этим умением способствует формированию у детей с церебральным параличом удлиненного произвольного выдоха:

а) сглатывать слюну; б) правильно сморкаться;

в) кашлять; г) полоскать горло.

40. Использование аппарата В.Ф. Фролова направлено на:

а) формирование продолжительности, силы и направленности речевого выдоха;

б) развитие координации и ритмизации движений и речи;

в) воспитание навыков правильной голосоподачи и голосоведения;

г) формирование интонационной выразительности речи.

41. Для облегчения усвоения детьми с ринолалией направленной воздушной струи на первых занятиях рекомендуют:

а) кашлять; б) надувать щеки; в) зажимать крылья носа; г) зевать.

42. Работа над формированием речевого дыхания при ринолалии в дооперационный период:

а) нужна, но невозможна; б) возможна и нужна;

в) возможна, но не нужна; г) невозможна и не нужна.

43. Дифференцировочный этап логопедического обследования предполагает:

а) беседу с родителями;

б) обследование сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушениями слуха;

в) обследование фонематического восприятия;

г) динамическое наблюдение за ребёнком в условиях специального обучения.

44. Логопедическое обследование в период доречевого развития младенца включает:

а) обследование звукопроизношения; б) обследование активного словаря;

в) обследование голосовых реакций; г) обследование фразовой речи.

Использование данного подхода к анализу речевых нарушений базируется на понимании «любой психической деятельности человека как сложной функциональной системы, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, вносящих свой вклад в обеспечение этой функционирующей системы» (А.Р. Лурия).

а) деятельностный подход; б) нейропсихологический подход;

в) психолингвистический подход; г) психолого-педагогический подход.

46. Обследование физического слуха должно проводиться в помещении, длина которого не менее:

а) 3 м; б) 4 м; в) 5 м; г) 6 м.

47. Метод для выявления факторов риска по тугоухости:

а) метод наблюдения за реакциями детей в различных коммуникативных ситуациях;

б) метод обследования слуха речью;

в) камертональный метод;

г) метод скрининговой аудиометрии.

48. Автор одной из адаптированных к детям дошкольного возраста нейропсихологических методик обследования речевых и неречевых форм деятельности:

а) А.Р. Лурия; б) Г.В. Чиркина; в) Т.Б. Филичева; г) Л.С. Цветкова.

49. Направление, относящееся к обследованию звукопроизношения:

а) обследование строения артикуляционного аппарата;

б) обследование состояния моторики артикуляционного аппарата;

в) обследование состояния мимической мускулатуры;

г) обследование состояния мелкой моторики.

50. Аномалия прикуса, при которой верхняя челюсть сильно выступает вперёд, вследствие чего отсутствует контакт передних зубов обеих челюстей при смыкании:

а) прогения; б) прогнатия;

в) передний открытый прикус; г) боковой открытый прикус.

51. Правильный тип слов для обследования звука з:

а) зелёный, резина; б) таз; глаз; в) зонт, вазы; г) блузка, узкий.

52. Задание для обследования слоговой структуры слова:

а) произнесение слов сложной слоговой структуры;

б) произнесение слов с различными звуками в начале, середине и конце слов;

в) повторение предложений из простых слов;

г) повторение слогового ряда: ба-па-ба.

53. Задание, подходящее для обследования лексического строя речи:

а) образовать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

б) изучение падежного управления;

в) подбор антонимов;

г) понимание и употребление предлогов.

54. Задание, подходящее для обследования грамматического строя речи:

а) показать названную картинку; б) назвать показанную картинку;

в) образовать форму множественного числа; г) подбор синонимов, родственных слов.

55. Задание для обследования связной речи:

а) составление предложений по картинке;

б) составление рассказа о любимой игрушке;

в) образование относительных прилагательных от существительных;

г) образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

56. Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, логопед должен провести:

а) обследование физического слуха; б) обследование фонематического слуха;

в) обследование интеллекта; г) обследование памяти.

57. Особенность логопедического обследования при ринолалии:

а) установление локализации судорог;

б) выявление наличия синкинезий;

в) установление наличия и степени небно-глоточной недостаточности;

г) установление наличия страха перед речью.

58. Особенность логопедического обследования при дизартрии:

а) установление рубцовых изменений твердого и мягкого неба; б) выявление речевых уловок;

в) выявление наличия двуязычия в семье; г) выявление наличия насильственных движений.

59. Особенность логопедического обследования при заикании:

а) выявление отсутствия или слабости врожденных безусловных рефлексов на ранних этапах развития;

б) время выделения ведущей руки, наличие переучивания;

в) установление трудностей во время принятия пищи (особенно в раннем возрасте);

г) установление длины неба.

60. При постановке диагноза ребенку, имеющему нарушения звукопроизношения, принципиально важной является дифференциальная диагностика:

а) дизартрии и дислалии; б) дизартрии и ринолалии;

в) дислалии и ринолалии; г) стертой дизартрии и дислалии.

61. Проба, когда исследователь придаёт руке ребёнка определённую позу, глаза ребёнка закрыты, затем снимает её, а ребёнок должен воспроизвести позу другой рукой – это исследование:

а) кинестетического праксиса; б) пространственного праксиса;

в) динамического праксиса; г) стереогноза.

62. Задание «стоять с закрытыми глазами на правой, левой или обеих ногах и вытянутыми вперёд руками» исследует:

а) динамическую координацию движений; б) пространственную организацию движений;

в) статическую координацию движений; г) двигательную память.

63. Нарушение, при котором ребёнок не может воспроизвести ритмы по инструкции:

а) нарушение пространственной организации движений; в) инертность движений;

б) нарушение произвольной регуляции движений; г) нарушение схемы тела.

64. Нарушение, при котором ребёнок не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках:

а) нарушение сенсорной функции речи; б) нарушение кинестетической основы речи;

в) нарушение кинетической организации речи; г) тормозимость следов.

65. Приём для исследования двигательной организации мягкого неба:

а) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;

б) округлить губы (как при [о]) и удержать позу;

в) сделать движение нижней челюстью вправо, влево;

г) широко открыть рот и четко произнести [а].

66. Приём для обследования символического праксиса:

а) показать оскал; б) изобразить испуг;

в) закрыть правый глаз, затем левый; г) надуть обе щеки.

67. Прием, который нельзя использовать для развития подвижности мягкого нёба и задней стенки глотки:

а) полоскание горла; б) искусственно вызываемые рвотные движения;

в) искусственное покашливание; г) зевание.

68. Произнесение сочетаний гласных в работе над голосом при ринолалии не начинают с «у, и, ы», потому что:

а) это звуки верхнего подъема языка;

б) это звуки, разные по степени продвинутости языка;

в) это звуки, разные по участию губ;

г) это звуки, обладающие наиболее выраженным носовым оттенком.

69. Вокальные упражнения при ринолалии начинаются с пения:

а) терций; б) кварт; в) квинт; г) октав.

70. Занятия вокальными упражнениями при ринолалии немедленно прекращаются, если наступает:

а) расслабление языка; б) расслабление нёба;

в) расслабление губ; г) напряжение нёба.

71. Вокальные упражнения выполняются в положении:

а) лёжа; б) сидя;

в) стоя; г) положение значения не имеет.

72. В процессе вокальных упражнений при ринолалии верхнюю ноту поют дважды, чтобы:

а) запомнить ее звучание;

б) развивать силу голоса и диапазон звучания;

в) улучшить тембровые характеристики;

г) удлинить выдох и увеличить продолжительность нёбно-глоточного смыкания.

73. Фактор эффективности применения компьютерной программы «Видимая речь»:

а) популяризация; б) визуализация; в) реабилитация; г) интеграция.

74. Работа над голосом у детей с церебральным параличом при выраженности позотонических рефлексов должна начинаться:

а) в позиции «лёжа»; б) в позиции «стоя»;

в) в позиции «сидя»; г) в рефлекс запрещающих позициях.

75. Определите звук, содержащий резонирование как высоких тонов, так и низких:

а) [а]; б) [у]; в) [о]; г) [и].

76. Прием, с помощью которого можно быстро проверить опускание глотки:

а) приложить пальцы к губам и верхней челюсти для ощущения некоторого дрожания при произнесении звука [м];

б) положить пальцы на хрящ гортани (адамово яблоко), сделать глубокий вдох носом, пальцы должны ощутить движение хряща вниз;

в) приложить пальцы обеих рук к ушам, закрывая полностью наружный слуховой проход, для ощущения некоторой вибрации при произнесении звука [м];

г) положить ладонь на грудь, делать глубокие вдохи и выдохи на звуке [а].

77. Выберите характеристику голоса:

а) темп; б) паузация; в) тембр; г) ритм.

78. В работе над интонацией при различных нарушениях речи для лучшего контроля изменения голоса по высоте применяют:

а) различные движения головой; б) различные движения рук;

в) отстукивание ногой; г) отстукивание рукой.

79. Служебные части речи, которые рекомендуется использовать при обучении интонационной выразительности:

а) союзы; б) предлоги; в) междометия; г) частицы.

80. Задание на закрепление интонации с опорой на звук и знак препинания:

а) скажи «а» громко и радостно; радостно, но тихо;

б) игра «Нашли букву» с интонацией, «Наконец-то нашлась, никому не отдам» или «Ишь, спряталась, ищи ее»;

в) плавное произношение ряда гласных с выделением голосом гласного, помеченного значком;

г) прочитай «а» на той карточке, где обозначена радость.

81. Формирование диафрагмального дыхания у детей с заиканием проводится в положении:

а) лежа; б) сидя; в) стоя; г) положение значения не имеет.

82. Автор парадоксальной дыхательной гимнастики для лиц с заиканием:

а) Л.И. Белякова; б) М.Е. Хватцев;

в) А.Н.Стрельникова; г) М.Н. Щетинин.

83. Распространенная ошибка в работе по формированию речевого дыхания у детей с заиканием:

а) работа проводится на фоне мышечного расслабления;

б) ребенок делает вдох и выдох непроизвольно;

в) диафрагмальный тип дыхания тренируется при выполнении физических упражнений;

г) чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха.

84. Парадоксальность дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой для заикающихся состоит в том, что:

а) основное внимание уделяется вдоху;

б) основное внимание уделяется выдоху;

в) основное внимание уделяется чередованию вдоха и выдоха;

г) внимание не заостряется ни на вдохе, ни на выдохе.

85. В начале работы по развитию голоса заикающиеся учатся использовать регистр:

а) головной (верхний); б) смешанный (средний);

в) грудной (нижний); г) любой по желанию.

86. В работе над голосом лиц с заиканием учат начинать произнесение каждого гласного:

а) с мягкой атаки; б) с твердой атаки;

в) с придыхательной атаки; г) атака звука значения не имеет.

87. Татакирование – это:

а) воспроизведение темпа; б) воспроизведение тембра;

в) воспроизведение ритма; г) выносливость.

88. В работе над ритмикой речи коррекционная работа базируется:

а) на звуке; б) на слоге; в) на слове; г) на словосочетании.

89. Упражнение на устранение ускоренного темпа речи у заикающихся:

а) удлинение произнесения звуков;

б) ходьба с остановками в строгом соответствии со звуковыми сигналами;

в) отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары;

г) проговаривание фраз под медленную музыку.

90. Упражнение на развитие восприятия ритма:

а) прослушать серии простых ударов, определить их количество путем показа соответствующей карточки;

б) произнесение односложных слов;

в) проговаривание фраз в медленном темпе сопряженно и отраженно за логопедом;

г) прослушивание текста и определение количества предложений с заданной интонацией.

91. Упражнение на воспроизведение неречевого ритма:

а) произнесение пар слов с гласными, находящимися в ударной и безударной позиции (суп – супы);

б) отстучать по подражанию предъявленные серии акцентированных ударов;

в) ответы на вопросы логопеда сначала шепотом в медленном темпе, затем – вслух;

г) прослушать изолированные удары, определить их количество путем показа карточек с соответствующими ритмическими структурами.

92. Упражнение на освоение ритмики слова:

а) свободная маршировка под музыку со сменой направлений;

б) самостоятельное воспроизведение по предъявленной карточке ударов и их серий;

в) произнесение словосочетаний и предложений с разными комбинациями по месту ударения;

г) прямой счет с усилением голоса и обратный с ослаблением.

93. Размер стиха, с которого начинают работу над ритмом при заикании:

а) ямб; б) хорей; в) дактиль; г) амфибрахий.

94. Выберите строчку, имеющую ритмический рисунок ямба:

а) «Наша Таня громко плачет…»; б) «Крошка сын к отцу пришел…»;

в) «Идет бычок качается…»; г) «Падают, падают листья…».

95. Теппинг – это:

а) послоговый ритм; б) пословный ритм; в) медленный темп; г) быстрый темп.

96. Менее отчетливое произношение, приводящее к ослаблению качества звучания безударных гласных, в результате чего они теряют в долготе и силе:

а) дикция; б) индукция; в) дедукция; г) редукция.

97. Полный стиль произнесения – это:

а) устная речь с редуцированным произнесением безударных гласных;

б) устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных;

в) устная речь с проговариванием непроизносимых согласных (здравствуй);

г) устная речь с орфографическим произнесением.

98. Условие, позволяющее заикающимся при обучении теппированию легко вступать в речь:

а) движения руки во время речевой паузы не прекращаются;

б) движения руки во время речевой паузы прекращается;

в) подключаются движения второй руки; г) движения переключаются на ноги.

99. Работу над процессом паузирования при заикании начинают:

а) на материале диалогической речи;

б) на материале малых фольклорных жанров;

в) на материале стихов, где конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха;

г) на материале стихов, где конец строки не совпадает с окончанием речевого выдоха.

100. Развитие навыка интонационного оформления речи у заикающихся начинают:

а) с вопросительной интонации; б) с восклицательной интонации;

в) с интонации завершенности; г) с интонации незавершенности.

 

 

marinaonuchkina@mail.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: