В разных странах – своя традиция. В Германии – создание зерцал. Их было всего 3: Саксонское, Швабское, Франконское (Немецкое). В Германии впоследствии родился особый жанр – запись местных обычаев, обычаев данной волости, данного поместья. Weistümer. Их ввели в оборот в основном братья Гримм.
В Англии – законы некоторых областей. Законы Данелага – самые важные. Были свои законы на севере, законы валлийской марки, законы Корнуэлла. В раннее СВ было много племенных региональных правд. Законы келские, нортумбрийские, уэссекские. Знаем, что были мерсинские законы, последние – при короле Оффе в VIII в. Но они не сохранились. Единственный значительный памятник – обычай манеров. Weistümer родились из записей повинностей, которые не обязательно были строго индивидуальны. Они были одинаковы для жителей данного поместья. В Англии же в каждом манере был свой суд (курия). Там велись протоколы заседаний, по началу очень короткие, затем все более пространные. С этим институтом связан и институт копигольда. Именно это легло в обычаи манера, хоть обычаи манеров и не всегда записывались.
Во Франции главным текстом такого рода являются кутюмы. Были кутюмы целых провинций и небольших местностей. Это касается в основном севера (т.е., примерно по линии старофранцузского и старопровансальского языков, Пуатье – Лион с некоторым «провисанием» линии на юг). Оказывалось, что одна провинция разделена такой границей. Северная Овернь жила по кутюму, южная Овернь – по «римскому» праву. В Пиренеях, Гаскони составлялись свои кутюмы. В остальных же местностях пошли по другому пути. Там составлялись статуты города, которые распространялись не только на сам город, но и на его округу. В этом смысле по влиянию, оказываемому на территорию, они не слишком отличаются от кутюма Бовези в Пикардии.
|
Записи этих статутов появляются в середине XI в. Редакции всегда более поздние. В числе древнейших были статуты Сен-Жиля (город в низовьях Роны), XII в. Опирались на обычное римское право. Плюс местные обычаи и особенности. В южной Оверни – горы, так что там были свои условия.
Также было в Италии. У нее никаких кутюмов, никаких региональных законов. Но есть огромное количество местных статутов, в том числе – сельских. Для южной Франции это довольно редкое явление. Обычно сельские поселения были в ареале воздействия города, которому они подчинялись.
Испания и Португалия. Тут картина необычайно пестрая. Куча региональных и местных обычаев – fueros. Многие до сих пор не изданы. Фуэрос Куэго для Новой Кастилии, с него были скопированы фуэрос 17 других городов.
Южные статуты городские и сельские необходимо отличать от северных. Наличие такого статута было отличительным признаком того, что город полноценный, город с хартией, которую давал какой-то правитель. Дюссельдорф. До 1288 г. не считался толком городом. В Англии город со статутами мог посылать депутатов в парламент.
Статуты не были локальными. Именно городскими. Об округе речь почти не шла. Это совершенно особые памятники. Упор на внутреннюю историю города. Страсбургское право.
Феодальное право. Есть несколько памятников. Самый знаменитый – североитальянский текст XI-XIII вв. Libri feodorum. Этот памятник регулировал отношения среди феодальной элиты, например, оммаж. У нас их никто толком не знает.
|
Памятник ленного права Северной Германии, в составе Саксонского Зерцала.
Кроме этого были феодальные обычаи, которые записывали в каком-то другом виде. Иногда они попадали даже во французские общие кутюмы или статуты. Не составляя единого правового памятника, они позволяют судить о местном феодальном праве.
Парламентские акты.
05.12
Нарративные источники
Их очень мало. Их место в исторической науке очень специфическое. Было время, когда историю писали только по нарративным источникам – СВ, начало НВ. В XVII в. открыли документы. Но отношение к ним в то время было очень прикладным. Т.е., что они дают для политической истории, родословных. В XIX в. историки переключились на нормативные источники. MGH. Испанская историография того времени – почти целиком историография, посвященная фуэрос.
На рубеже XIX-XX вв. возникло ощущение, что нарративные источники больше не нужны. Работы историков первой половины – середины XX вв. – большинство из них не опиралось на нарративные источники.
С 60-х гг. XX в. наметилась перемена. Осознали, что нарративные источники в наиболее явном виде дают нам взгляд на объект. Это субъективное восприятие объективной реальности. Если прежде исследователи жаловались на то, что СВ авторы невежественны, неаккуратны или предвзяты, т.е., то, что они сообщают – бред, то впоследствии поняли, что не так все просто. Произошел своеобразный переворот. Даже к нормативным источникам стали иногда подходить как к нарративным текстам.
В нарративных источниках пытаются понять мировоззрение людей, которые их создавали и описывали. В последнее десятилетие огромное количество хороших исторических исследовательских текстов написано на основе нарративных источников. Сейчас очень много исследований по ПВЛ, например.
Хронографические источники – те, где описывается история как история, включая анналы, исторические монографии.
Агиография.
Гомилетика (проповеди и всевозможные наставления).
Трактаты.