ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Расчет показателей эффективности использования торговой площади
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться распознавать принципы размещения предприятий торговли и виды планировочных решений торгового зала в продовольственных и непродовольственных магазинах, развивать умения анализа эффективности размещения торговых точек на территории города.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ
1.Формулы для расчета показателей эффективности использования торговой площади
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ:
ЗАДАНИЕ 1 Анализ принципов рационального размещения розничных торговых
предприятий в городе.
ЗАДАНИЕ 2 Характеристика технологических планировок предприятий розничной торговли.
ЗАДАНИЕ 3 Схема технологических планировок предприятий розничной торговли
ЗАДАНИЕ 4 Расчет коэффициента использования площади по прибыли
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ в любом порядке
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.
Планирование торгового зала должно обеспечить:
-рациональную организацию потока покупателей, которая разрешит расширить что оглядывается ими экспозиционную площадь;
· упрощение процесса пополнения количества товаров;
· удобство подхода к товару, его обзор и отбор;
· закрепление положительного имиджа и подчеркнуть особенность пункта продажи, которая обеспечивается глубоким ассортиментами, рекламой и информацией, высоким уровнем квалификации и внимательности персонала;
-создание у покупателей благоприятного для осуществления покупки расположения духа, отстраняя элементы препятствующие этому.
При планировании торговых залов магазинов самообслуживания большое значение имеет определение оптимальной структуры площадей отдельных зон. В торговых залах универсамов и супермаркетов можно выделить следующие зоны:
|
1. площадь занята торгово-технологическим оборудованием, которые называется установочной площадью;
2. площадь, отведенная для перемещения покупателей и отбора товаров;
3) площадь узлов расчета, камер хранения, столов упаковок, входа-выхода. Наибольшую величину имеет площадь для покупателей, значение которой может составлять
до 55% от площади торгового зала.
Установочная площадь под торгово-технологическое оборудование занимает от 28 до 32% от площади торгового зала.
Площадь под узлы расчета, столы упаковок и др., должна быть в пределах 12-15% от площади торгового зала.
Эти значения взаимосвязанные между собой и могут изменяться в зависимости от конкретных условий работы магазина. Так, в крупных универмагах и супермаркетах, при высокой интенсивности покупательных потоков необходимо увеличивать площадь для покупателей и узлов расчета, за счет уменьшения площади под установку оборудования к 26-28%
Таблица 4 – Показатели оценки эффективности использования площади торгового предприятия
Наименование показателя / коэффициента | Расчет |
Товарооборот на 1м2 торговой площади | Отношение товарооборота по данному предприятию (магазину, отделу) к величине торговой площади |
Прибыль на 1м2 торговой площади | Отношение чистой (валовой) прибыли по данному предприятию (магазину, отделу) к величине торговой площади |
Товарооборот на 1 работника торгового зала | Отношение товарооборота по данному предприятию (магазину, отделу) к численности работников торгового зала |
Коэффициент эффективности использования общей площади магазина | Отношение торговой площади к общей площади магазина |
Коэффициент установочной площади | Отношение площади занятой под торговое оборудование к площади торгового зала |
Коэффициент выставочной площади | Отношение площади занятой под выкладкой товаров к площади торгового зала |
Коэффициент эффективности использования площадей по обороту | Отношение доли товарной категории в товарообороте к доле площади, занимаемой данной товарной категорией |
Коэффициент эффективности использования площадей по прибыли | Отношение доли товарной категории в прибыли к доле площади, занимаемой данной товарной категорией |
|
ЗАДАНИЯ И ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ.
ЗАДАНИЕ №1 1. Проанализируйте принципы рационального размещения розничных торговых предприятий в городе. Результаты оформите в таблицу.
принцип | Характеристика принципа | Пример р.т.п. |
ЗАДАНИЕ №. 2. Охарактеризуйте основы технологических планировок предприятий розничной торговли. Результаты оформите в таблицу.
П л а н и р о в к а т о р г о в о г о з а л а | |||||
понятие | цель | Виды планировок | Характеристика | преимущества | недостатки |
ЗАДАНИЕ № 3. Используя стандарт «Торговля. Термины и определения» проанализировать состав и назначение помещений розничного торгового предприятия
Торговые помещения магазина – это… | |||||
Торговый зал | |||||
определение | |||||
пример |
ЗАДАНИЕ № 4. Зарисуйте 3 вида планировок торгового зала, приведите примеры розничных торговых предприятий
|
ЗАДАНИЕ №. 5. Изучите, составьте схему, распознайте вид планировки торгового зала магазина «Магнит», «Пятерочка», «Фортуна», «Продукты», «Смешные цены».
ЗАДАНИЕ № 6. Проанализируйте эффективность использования торговых площадей для различных групп товара продуктового магазина «А» (торговый зал площадью 550 м2, формат – магазин возле дома, объем товарооборота 16,5 млн. руб., объем прибыли 1, 45 млн. руб.)
Рассчитайте уровень товарных групп в продажах и в занимаемой площади
№ | Группа товаров | Продажи | Прибыль | Установ. площадь | |||
Объем | уровень | Объем | уровень | Площадь | уровень | ||
Алкогольные напитки | 2,65 | 17,16 | 71,6 | ||||
Кондитерские изделия | 1,56 | 10,00 | 46,75 | ||||
Чай, кофе | 1,22 | 7,43 | 19,2 | ||||
Птица | 0,66 | 4,90 | 10,8 | ||||
Замороженные п/фабр | 0,53 | 3,63 | 16,2 | ||||
Колбасы | 0,50 | 2,75 | 30,5 | ||||
Овощи, фрукты | 0,33 | 3,04 | 6,75 |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Перечислите магазины г. Ульяновска, которые являются предприятиями городского, районного (местного) значения, торговыми центрами.
- Какой вид планировочного решения наиболее распространен в магазинах продовольственного профиля, непродовольственного профиля?