1. Сущность и взаимосвязь понятий «профессия», «специальность» и «квалификация».
2. Требования к профессионально – деловым качествам специалиста.
3. Академия труда и социальных отношений – ведущий вуз в области подготовки специалистов. Основные этапы его эволюции.
4. Особенности организации учебного процесса подготовки специалистов.
5. Роль кафедр в организации учебного процесса.
6. Государственный стандарт и его значения для подготовки квалифицированных кадров.
7. Основы правильного конспектирования лекций.
8. Активные и пассивные методы обучения в вузе.
9. Виды научных самостоятельных работ студентов, порядок их подготовки написания и оформления.
10. Библиотека АТиСО и структура ее фондов.
11. Характеристика основных форм участия студентов в научно-исследовательской работе.
12. Научное студенческое общество в АТиСО. Основные направления его деятельности.
13. Правила подготовки тезисов к выступлениям на научных конференциях.
14. Порядок проведения конференций, научно-практических семинаров, круглых столов.
15. Деловые игры как активный метод профессионального обучения.
16. Виды практики. Их характеристика и значение.
17. Современные информационные технологии и их использование в процессе подготовки специалистов.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Сущность и взаимосвязь понятий «профессия», «специальность» и «квалификация».
2. Требования к профессионально – деловым качествам специалиста.
3. Академия труда и социальных отношений – ведущий вуз в области подготовки специалистов. Основные этапы его эволюции.
4. Особенности организации учебного процесса подготовки специалистов.
5. Роль кафедр в организации учебного процесса.
|
6. Государственный стандарт и его значения для подготовки квалифицированных кадров.
7. Основы правильного конспектирования лекций.
8. Активные и пассивные методы обучения в вузе.
9. Виды научных самостоятельных работ студентов, порядок их подготовки написания и оформления.
10. Библиотека АТиСО и структура ее фондов.
11. Характеристика основных форм участия студентов в научно-исследовательской работе.
12. Научное студенческое общество в АТиСО. Основные направления его деятельности.
13. Правила подготовки тезисов к выступлениям на научных конференциях.
14. Порядок проведения конференций, научно-практических семинаров, круглых столов.
15. Деловые игры как активный метод профессионального обучения.
16. Виды практики. Их характеристика и значение.
17. Современные информационные технологии и их использование в процессе подготовки специалистов.
4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Организация самостоятельной работы студентов: метод.пособие/ Ю.Г. Одегов и другие; под ред. проф. Ю.Г. Одегова и М.Н. Кулапова. – СПб.: Специальная Литература, 2009.
2. Подготовка к итоговой государственной аттестации / Учебное пособие / Сост.: А.А. Козлов. – М.: Издательский дом «АТИСО», 2006.
Дополнительная литература
1. Методические указания к подготовке и оформлению научных работ студентов / Сост.: Ю.Г. Одегов, О.Н. Волгина. – М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2002.
2. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы: УМК / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2004.
|
3. Программы ICQ (Pro, Lite, Trillian, Miranda, QIP).
4. Тесты, деловые игры. Тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов / Пугачев В.П. – М.: Аспект Пресс, 2002.
5. Учебно-методический комплекс: 10 семестр / Сост.: Р.С. Кулишова. - М.: Издательский дом «АТИСО», 2003.
6. www.atiso.ru.
5. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)
Аспирантура - форма подготовки научных работников в высших учебных заведениях и научно-исследовательских организациях. Обычно аспирантура заканчивается защитой кандидатской диссертации и присуждением степени кандидата наук.
Бакалавриат - ступень образования, дающая возможность студенту вуза получить ученую степень первого уровня высшего образования
Бально - рейтинговая система - система контроля успеваемости, которая предусматривает наличие по каждой дисциплине рубежного (экзамен, зачет) и текущего (посещаемость учебных занятий, участие в семинарах, выполнение домашних заданий, сдача контрольных нормативов, компьютерное тестирование и т.п.) контроля.
Библиотека - по законодательству РФ - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Она может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.
Библиография - информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации.
Дисциплина научная - область знания, характеризующаяся единством: - года появления основополагающих публикаций; - фундаментальных трудов; - институтов исследования и обучения; - национальных, региональных и международных научных сообществ.
|
Итоговая аттестация - установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, путем защиты выпускной квалификационной работы (дипломной работы) и государственного экзамена по специальности. К итоговым государственным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации допускаются лица, успешно и в полном объеме завершившие освоение основной образовательной программы по соответствующей специальности (направлению) высшего профессионального образования. При условии успешного прохождения испытаний присваивается квалификация и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
Квалификация (от лат. qualis — какой по качеству и facio — делаю), 1) степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы. Определение квалификации важно при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.
Контрольная работа - это традиционная форма контроля за усвоением учебного материала, принятая и в школе, и в вузе. Это отчет студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. Контрольные работы в вузе бывают аудиторные (выполняемые во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя) и домашние, которые задаются на дом к определенному сроку; текущие, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме, и экзаменационные, оценка по которым имеет статус итоговой; фронтальные, которые одноименно выполняет вся группа, и индивидуальные, которым подвергаются отдельные счастливцы. При заочной форме обучения контрольные работы являются основной формой межсессионного контроля студенческих знаний. Во-первых, заочники сами выбирают тему контрольной работы по имеющемуся у преподавателя списку. Во-вторых, написание такой контрольной работы больше похоже на написание реферата: подбирается необходимая для раскрытия темы литература, составляются выписки или конспект, выстраивается план изложения, наконец, в соответствии свопросами плана пишется текст.
Корпоративная культура - совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Курсовая работа – письменнаяработа студента, требующая от него освоения элементов научно-исследовательской работы. Тема курсовой работы не может носить описательного характера, в формулировке темы должна быть заложена исследовательская проблема. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения курсовой работы по конкретной дисциплине готовятся кафедрой. Студенты самостоятельно выбирают дисциплину и тему курсовой, но в рамках учебного плана. Студент также может предложить свою тему курсовой работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки. Желательно публичное проведение процедуры защиты курсовой работы. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения.
Лекция - (от лат. lectio — чтение) систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Учебная лекция — одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе. Основные требования к лекции.: научность, идейность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий — семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой и др.
Магистратура (от лат. magister — наставник, учитель, руководитель) — ступень образования, дающая возможность студенту получить высшую академическую степень, квалификацию (в некоторых странах — начальная учёная степень).
Метод обучения - это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Научно-исследовательская работа - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений и научного обоснования проектов.
Реферат - (от лат. refero — докладываю, сообщаю)- краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение.
Семестр - (лат. semestris — шестимесячный, от sex — шесть и mensis — месяц) - половина учебного года в высших и средних специальных учебных заведениях. В семестре обычно 16—18 учебных недель. Расписание учебных занятий составляется на весь семестр. Обычно семестр завершается экзаменационной сессией. Между семестрами устанавливаются каникулы (как правило, в январе — феврале и в июле — августе). В учебных заведениях некоторых зарубежных стран (например, в ряде учебных заведений Великобритании, США) принято деление учебного года на триместры (продолжительность каждого — 10—12 недель).
Семинар - (от лат. seminarium — рассадник, переносное — школа)- один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Семинары используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами. В высшей школе семинар предназначается для углублённого изучения студентами той или иной дисциплины.
Сессия экзаменационная - период сдачи экзаменов в высшем или среднем специальном учебном заведении, где принята курсовая система обучения или предметно-курсовая система обучения. На дневных и вечерних факультетах (отделениях), как правило, в учебном году две экзаменационных сессии — зимняя и весенняя, на заочных — одна: лабораторно-экзаменационная сессия, проводимая обычно несколькими потоками в различные сроки по согласованию с предприятиями, учреждениями и организациями, где работают студенты (учащиеся), и включающая обзорные, установочные лекции, лабораторные работы, семинарские занятия, консультации, зачёты и экзамены. Количество экзаменов, выносимых на экзаменационную сессию, определяется учебным планом; в вузе оно обычно не превышает 5, в средних специальных учебных заведениях — 4. К сессии студенты допускаются при условии сдачи всех зачётов, предусмотренных учебным планом на данный семестр, а также выполнения и сдачи установленных учебными программами практических работ.
Специалист (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения. В конкретных специальностях имеет собственное название (например, физик, химик, инженер, врач, учитель).Нормативный срок программы подготовки специалиста (при очной форме обучения) — 5 лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру.
Специализация — 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний и навыков в определенной области; 3) разделение труда по его отдельным видам, формам.
Специальность - (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог).
Технология электронной почты (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Основным отличием от прочих систем передачи сообщений (например, служб мгновенных сообщений) является возможность отложенной доставки и развитая (и запутанная из-за длительного времени развития) система взаимодействия между независимыми почтовыми серверами.
Учебный план - документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения. Учебный план, как правило, включает 3 части: график учебного процесса – периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения; сводные данные по бюджету времени – общая продолжительность каждого периода учебного процесса по годам и за весь срок обучения; план учебного процесса – перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объёма каждой из них в академических часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов) и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету (в 3-й части У. п. могут быть указаны специализации с соответствующими перечнями изучаемых дисциплин).
Учебный процесс - система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания. Определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий (уроки, лекции, семинары, лабораторные занятия, учебную и производственную практику) и внеклассной (внеаудиторной) работы учащихся.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа является важнейшей составной частью учебного процесса и обязанностью каждого студента. Качество усвоения учебной дисциплины находится в прямой зависимости от способности студента самостоятельно и творчески учиться.
Самостоятельная работа является наиболее деятельным и творческим процессом, который выполняет ряд дидактических функций: способствует формированию диалектического мышления, вырабатывает высокую культуру умственного труда, совершенствует способы организации познавательной деятельности, воспитывает ответственность, целеустремленность, систематичность и последовательность в работе студентов, развивает у них бережное отношение к своему времени, способность доводить до конца начатое дело.
Самостоятельная работа студента – это вся его работа по овладению содержанием учебной дисциплины и соответствующими практическими навыками и умениями, активная интеллектуальная деятельность.
Содержаниемсамостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к зачету;
- подготовка контрольных работ (домашних заданий);
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- консультации преподавателя дисциплины.