АРГУМЕНТЫ для сочинений ГИА (из художественной и публицистической литературы)




ПРОБЛЕМА АВТОР АРГУМЕНТ
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЛЬЮ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развития и сохранения русского языка М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва». Название книги – авторская точка зрения на этот вопрос. Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, моды, молодежи.
  И. С. Тургенев «Русский язык» «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
  В. Распутин «…Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире.»
  В. Г. Белинский «Употреблять иностранное слово, когда ему есть равносильное русское, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.»
  Л. Н. Толстой «Нравственность человека видна в его отношении к слову»
  К. И. Чуковский «Живой как жизнь» Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.
  В. Шефнер «Устная речь» Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса4 Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни.
О значении языка И. Абелева «Речь о речи» Автор книги говорит о том, что в жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.
  Р. Эмерсон (американский философ) «Язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень»
  С. Поделков «Спасибо слову, в котором, как в линзе, - мир настоящего, мир будущего, мир отошедшего, бесконечно великая Вселенная в туманностях и звездах и непостижимая Вселенная души человеческой».
  В. А. Сухомлинский «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным пахучим цветком, и живой водой, превращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и грязью. Мудрое и доброе слово дает радость, неразумное и злое, необдуманное и нетактичное – приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и вылечить, посеять тревогу и безнадежность и одухотворять, рассеять сомнение и расстроить, вызвать улыбку и слезу…»
  К. Д Ушинский «В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа»
  М. Горький «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
  М. А. Шолохов «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».
  К. Д. Ушинский «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни»
  У. Хэзлитт «Слова – это то единственное, что остается на века»
  Пословицы: Слово учит. как на свете жить. Слово – не стрела, а глубже ранит. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Проблема культуры речи Культурная речь – визитная карточка современного человека «Цветами красноречия устлан путь к любой карьере» (Чехов). Произведения русской классики – образцы культуры речи (А. С. Пушкин и т.д.)
Роль нравственной ценности художественной литературы в становлении личности М. Горький «Мои университеты» Алеша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелые жизненные испытания, стать человеком…
  Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту» Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные 99 % он познает через книгу.    
  Р. Брэдбери «Воспоминания» «Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки… Я получил образование в библиотеке, не в колледже»  
  Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту» В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг – ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности.
  Ю. Бондарев «Редкий дар» В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства стихи и сказки Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости.
  В. М. Шукшин (цитата) «Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит».
О книгах, науке, знаниях Дж. Аддисон «Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду».
  Марк Туллий Цицерон «Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души».
  Т. Карлейль «Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания – это книги».
  У. Теккерей «Книги просвещают душу, поднимают ум и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце».
  Аристотель «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым».
  А. Эйнштейн Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы.
  Д. С. Лихачев «Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни человека».
Проблема чтения в современном обществе Нелюбовь к чтению ведет к деградации общества. 1 аргумент: современное общество отличает напряженный ритм жизни. Чтение воспринимается как отдых, развлечение. Уровень культуры чтения заметно снизился. Все это не могло не сказаться на эмоциональном мире человека, его духовной культуре, утрате нравственных ценностей. Нужно прививать любовь к чтению русской классики (Л. Толстой «Война и мир»)
ЧЕЛОВЕК – ИСКУССТВО Настоящее искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души, помогают выявить в человеке лучшие качества.
Роль искусства в жизни человека В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему обрести смысл жизни и стать по-настоящему талантливым пианистом.
  А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда»     К.Паустовский «Старый повар» Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.   Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла вернуться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.
  Л. Н. Толстой «Война и мир» Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.
  В. Тендряков «Свидание с Нефертити» В романе автор рассуждает о том, что искусство – одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.
  Л. Н. Толстой «Война и мир» Произведения русской классики помогают понять, как прекрасен может быть человек, если его помыслы, поступки благородны, чисты (Пример: Наташа Ростова)
Проблема сохранения культуры Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» «Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек».
  Р. Брэдбери «Улыбка» Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы вернуть впоследствии людям. Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.
Взаимоотношений власти и личности, власти и художника М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих ее своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей: у них, приспособленцев, страшную злобу вызывает человек, внутренне свободный, который говорит то, что думает. И они стараются уничтожить его любыми способами.
  Я. Голованов «Этюды об ученых» Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателем возникала стена равнодушия.    
ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК  
Проблема патриотизма К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая. что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов с радостью умереть за царя и родину.  
  К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака» Ермак изображен Рылеевым как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена, и мы – не праздно в мире жили!»
  Д. С. Лихачев «Раздумья о Родине» Академик считает, что Родина – это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни…, то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история…Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ. Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее».
  Б. Екимов «Переезд» Автор рассуждает о том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; подставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; лечила его мальчишеские ссадины – без всяких лекарей, травой своей…, кормила во всякие годы…, поила чистой водой и подняла на ноги. Никакая тьма, кроме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной».
  Дж. Байрон «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».
  Сенека «Любят родину не за то, что она великая, а за то, что она своя».
  Н. К. Рерих (гениальный живописец писатель, исследователь, путешественник, философ). «Легенды Азии» «Защита Родины есть защита и своего достоинства».
  И. С. Тургенев «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».
  К. Г. Паустовский «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».
  А. С. Пушкин Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
  Т. Шевченко   «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
  Н. Добролюбов «Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее». «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания творить добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше».
  Л. Леонов «Пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и крепка, тем и стояла столетья русская земля».
  Л. Н. Толстой «Война и мир» Роль народа в войне 1812 года.
  Ольга Фомина Храни огонь родного очага И не позарься на огни чужие- Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: Храни огонь родного очага!   Лелей лоскут отеческой земли Как ни болотист, как ни каменист он, Не потянись за черноземом чистым, Что до тебя другие обрели.   И если враг задумает отнять Твоим трудом взлелеянное поле, Не по страничке, что учили в школе, Ты будешь знать, за что тебе стоять!
Проблема подлости, бесчестия, нравственного падения А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Алексей Иванович Швабрин – дворянин, но он бесчестен: посватавшись к дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэди с Петром Гриневым наносит ему подлый улар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков, забыв о данной воинской присяге.
  Л. Андреев «Иуда Искариот» Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя    
  Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась еще и тем, что он с оружием в руках идет против своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть – вот итог его нравственного падения.
Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине) С. Довлатов «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета») Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую его: он уверен, что Отчизну, как мать, не выбирают.
  А. Никитин «Хождение за три моря» Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней
  Н. Тэффи «Воспоминания» Писательница предсказал судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на трагическое совместное одиночество в чужих странах.
Неразрывной связи с Родиной, родной землей А. И. Солженицын «Матренин двор» Для Матрены Васильевны ее дом, двор, деревня - это смысл ее бытия, часть ее жизни, память о прошлом, о близких.
  М. Ю. Лермонтов «Родина» Во время службы на Кавказе Лермонтов с особой силой ощутил, насколько он любит родину.
Верности данному слову А. С. Пушкин «Дубровский» Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком – стариком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спасти ее от этого замужества и остановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.
  А. С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.
Душевной молодости И. А. Бунин «Молодость и старость» Старик курд своей притчей дал понять красавцу греку, что молодость – это не физическое состояние, а душевное: только тот, кто сохранил в себе достоинство, человечность, остается всегда молодым.
Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни) В. Г. Короленко «Парадокс» Ян Залуский – калека, но он считает, что «человек создан для счастья, ка птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек – творец своего счастья.
  А. П. Чехов «Невеста» Надя Шумина уезжает из провинциального города накануне свадьбы, чтобы начать новую, счастливую жизнь, чтобы не превратиться в праздное существо.  
  Ф. М. Достоевский «Идиот» Князь Мышкин верит в возможность рая на земле, в способность людей преображаться. Он не судит людей, а по-братски относится к окружающим. Главное его качество – способность понять другого и сострадание.
  Сенека «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
Бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, принесению себя в жертву ради другого человека) Я. Голованов «Этюды об ученых» Владимир Арсеньев, выдающийся путешественник, этнограф, историк, географ, все сделал для того, чтобы богатства Дальнего Востока служили на благо России.    
  А. П. Чехов «Попрыгунья» Врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него дифтеритные пленки, сам заражается, а затем умирает.
  Н. С. Лесков «Очарованный странник» Иван Флягин, герой повести, освобождает от тяжелой солдатской службы молодого крестьянина, под его именем отправляясь служить в армию.
  К. М. Станюкович «Матросик» Герой рассказа, Илья Кушкин, бесконечно добр и готов помочь каждому. Он пошел служить на флот вместо только что женившегося односельчанина. Когда корабль терпел бедствие, Илья спас корабль, а сам погиб.
  Б. Васильев «Летят мои кони…» Писатель рассказывает о докторе Янсене, обладавшем редчайшим даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было более бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Доктор и погиб, спасая детей, провалившихся в колодец.
Нравственной прочности человека В. Быков «Сотников» Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напарника, с которым он отправился в разведку. Рыбак не выдержал на допросах у немцев, стал предателем, а Сотников предпочел смерть подобному предательству.
Верности своим убеждениям А. Петров «Житие протопопа Аввакума» Опальный священник, старообрядец Аввакум боролся за свои убеждения в годы церковных реформ. Он не изменил своим убеждениям даже под угрозой смерти, сознательно пошел на добровольное мученичество.
  М. А. Шолохов «Судьба человека» Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична. Герой пережил гибель жены, дочерей, сына, находился в фашистском плену. Зная, что его ждет неминуемая смерть, он отказался от предложения коменданта лагеря выпить за победу врага. Отдавая дань мужеству русского солдата, верности своей родине, комендант не приводит приговор в исполнение.    
  А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Иван Шухов сохранил человеческое достоинство, сумел в условиях сталинских лагерей остаться человеком, не сломаться.
Самовоспитания, силы воли, жизненной стойкости И. С. Тургенев «Отцы и дети» Евгений базаров считал, что «каждый человек сам себя воспитать должен».
  Н. Г. Чернышевский «Что делать?» Рахметов всю свою жизнь посвятил физическому и нравственному усовершенствованию и для многих стал образцом самовоспитания
  Я. Голованов «Этюды об ученых» Знаменитый русский мореплаватель Василий Головин рано остался сиротой, рано осознал ответственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэтому последствии стал примером для всех русских мореплавателей. Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по 50 километров в день, работал матросом на зверобойной шхуне… Ученый считал, что сила воли – главное в самовоспитании.
  А. Платонов «Неизвестный цветок» Этот рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огнем. Цветок очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнем другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.
  В. В. Каверин «Два капитана» Герой произведения, Александр Григорьев, еще с детства поставил перед собой цель: найти пропавшую полярную экспедицию капитана Татаринова. Упорный труд, целеустремленность помогли ему осуществить поставленную цель.
Понятие дружбы, товарищества Дружба – это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души радуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.
Проблема дружбы, товарищества А. С. Пушкин «19 октября 1827», «Друзьям» Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз: Друзья мои, прекрасен наш союз!
  И. А. Гончаров «Обломов» Постоянную поддержку чувствует апатичный, медлительный Илья Обломов со стороны своего друга Андрея Штольца.
  Марк Туллий Цицерон «Без истинной дружбы жизнь – ничто». «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно что лишить мир солнечного света».
  К. Льюис «Дружба – не награда за ум или вкус, а орудие Божье: с помощью дружбы Господь открывает нам красоту другого человека».
  Сократ «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности».
  А. С. Пушкин «Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга».
  А. В. Суворов «Искренность в отношениях, правда в общении – вот дружба».
  Вольтер «Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга».
  Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, выше родства по крови, выше всего для человека.
  Д. Лондон «В далеком краю», «Любовь к жизни» Товарищеская поддержка – это, по мысли писателя, решающее условие победы человека над природой. Мораль Севера основана на доверии и взаимной честности. Суровые условия природы раскрывают подлинную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убеждению автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».
Интернационализма Ю. Бондарев «Берег» Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность – это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
  А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» Дети – русский Колька и чеченец Алхузур – стали настоящими братьями вопреки тому безумию, которое творили взрослые на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Колке после страшной гибели его брата Сашки, он полон сострадания. Только такая братская помощь помогла Кольке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга, он назвал себя Сашкой. 11-летний Колька, несмотря на пережитый ужас, не ожесточился душой, а старался понять, почему чеченцы убили его брата. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать так, чтобы никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьей.
Проблема милосердия Милосердие – хорошее, сочувственное отношение к кому-нибудь, проявление жалости, помилование (толковый словарь). Милосердие – это один из основополагающих принципов гуманистического общества. Сегодня, когда мы живем в мире, где совершается много злых, бесчестных поступков, мы должны как можно добрее и милосерднее относиться к людям. Что же такое милосердие? Мне кажется, что это такое качество человека, когда он способен с состраданием относиться к бедам и горестям других людей, когда он способен помогать в беде не только ближнему, но и совершенно незнакомым людям.    
Милосердия, сострадания   Р. Брэдбери «Карлик» Эйми, героиня рассказа, видит в карлике, посещающем аттракцион кривых зеркал и утешающемся тем, что его уродство в зеркале преображается в красоту, человека с большой душой. Она решила подарить это зеркало карлику, чтобы хоть что-то радовало беднягу в его несчастной жизни.
  В. Тендряков «Хлеб для собаки» Володя Тенков в голодный 1933 год спасает от смерти собаку, отдавая ей хлеб, подкармливает раскулаченных, умирающих от голода на станции.
  Л.Улицкая «Перловый суп» Марина, мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных – это напоминание о равнодушии людей и о сердечной теплоте самой Мариночки.
  Б.Екимов «Говори, мама, говори..» У старушки Катерины дочь живет в городе. Дочь купила матери телефон, но, экономя деньги, просила мать говорить только о здоровье. Катерине же очень хотелось поговорить с дочерью подольше. К счастью, дочь вовремя поняла, как важно внимание к самому близкому человеку, и Катерина сразу почувствовала, как любит ее дочь.
  В. Гюго «Отверженные» Двери дома епископа Мириеля всегда открыты для всех нуждающихся в помощи. Он помогает беднякам, раздавая свое жалованье, устраивает больницу в епископском дворце. Вся его жизнь посвящена человеку.
Проблема совести Совесть – это черта духовного облика человека, выражающая его способность к внутренней оценке своего поведения, своих чувств, а также поведения других людей, это внутренний судья человека. Поступок, совершенный «по совести», вызывает уважение, не обесценивается. Совесть всегда исходит из глубины души и не может быть ложной. Совесть относится к вечным моральным ценностям человека и не зависит от времени, в которое он живет. Пока в нас будет жить это чувство, мы можем называться Людьми
Совести В. Тендряков «Суд» Охотник Тетерин совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственный, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести.
  Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» Лужин, Свидригайлов из романа «Преступление и наказание» руководствуются в своей жизни эгоистическими мотивами, ради карьеры, собственной прихоти идут на все, теряя нравственные качества.
  А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Совесть лежит в основе нравственности (Пример: П. Гринев из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.
Добра и зла М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.
  Н. Рерих «Агни-йога» «Счастье – служить спасению человеческой души. Оставьте все предрассудки и, пользуясь силой, духовно помогайте людям. Устремите уродливое к прекрасному. Как дерево обновляет листву, так люди процветают на пути добра»
  Круглов А. Словарь афоризмов-определений. «Добро – всяческое способствование Жизни; - то в твоих делах, что полезно другому не за счет кого-то третьего».
Мужества, героизма, нравственного долга Б. Васильев «А зори здесь тихие…» Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.
  В. Быков «В списках не значился» Лейтенант Плужников, приехавший служить в Брестскую крепость накануне войны, стал одним из ее последних защитников. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей
  Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Летчик Алексей Маресьев, герой повести, благодаря своей воле и мужеству выжил после того, как ему ампутировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вернулся в свою эскадрилью, доказав всем, что он властен над своей судьбой.
  В. Быков «Журавлиный крик» Василий Глечик, еще совсем мальчик, во время боя не оставил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, выполнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.
  Э. Хемингуэй «Старик и море» Старый рыбак Сантьяго – несгибаемый человек. Он говорит: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение». Его поединок с большой рыбой – это пример мужества, стойкости.
Гуманизма А. Адамович «Немой» Во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника-фашиста и прячется вместе с Полиной и ее матерью в погреб. Когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.
  Б. Екимов «Ночь исцеления» Герой рассказа, подросток Гриша, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла продуктовые карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил ее от мучительных воспоминаний.
  Б. Екимов «Продажа» После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикистана. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. В поезде эти женщины стали свидетелями того, как пьяная мать продавала свою трехлетнюю дочь Спасая девочку, беженки отдала пьянице все свои сбережения, а ведь эти деньги были у них последними.
  Б. Екимов «Просто – соседи» Нюру в 330-е годы уволили из детского сада, где она работала уборщицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств существования с девятилетним сыном на руках. От голодной смерти их спасла соседка, портниха, которая три года каждый день платила Нюре деньги за пришитые пуговицы – несложную помощь.
  Б. Екимов «Как рассказать…» Сварщик Григорий каждую весну приезжает из Москвы на Дон, в деревню, чтобы помочь по хозяйству тете Варе. Он никому об этом не рассказывает, просто чувствует, как нужна ей помощь. Григория, сироту, так же согрели когда-то неравнодушные люди: моряк Вася, сводивший мальчика в цирк и угостивший мороженым, контролер тетя Катя, кормившая вкуснейшими пирожками с капустой… Человеку для счастья совсем не много нужно – любовь и забота.
Проблема доброты, милосердия Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Сказка учит нас быть «в ответе за тех, кого приручили», что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что тот, кто не имеет корней, обречен на одиночество.    
  Ф. М. Достоевский «Пре<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: