сохранения родовой памяти




Генеалогия и ее законы

«Генеалогия» — слово греческое, буквально означающее — «учение о происхождении».

РУССКИЙ АНАЛОГ ЭТОГО ПОНЯТИЯ — «РОДОСЛОВИЕ » — ЗНАНИЕ РОДА, НАУКА О РОДЕ

 

Основоположник русской науки генеалогии Леонид Михайлович Савелов дает такое определение:

«Генеалогия есть, построенное на достоверныхдокументах и других источниках, доказательство родства,существующего между лицами,имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от положения этих лиц.

Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной».

 

Родословие играло большую роль на протяжении всей истории

человечества. Одним из древнейших примеров этого являются сведения Библии о происхождении и родстве всех многочисленных народов. В современных зарубежных

энциклопедиях статья «Генеалогия» начинается именно с библейского

ветхозаветного раздела.

Долгое время генеалогия служила целям фамильного тщеславия

знати и доказательством права собственности и наследования.

Когда же организовывались рыцарские ордена и от вступающего

в них требовались доказательства дворянского происхождения, то све-

дения о происхождении начали принимать условную форму, получив-

шую название генеалогического древа, где указывались все члены

основной и боковых ветвей рода, их брачные связи.

Генеалогическое древо составлялось и при вступлении в брак: стро-

гие церковные правила запрещали супружество тем, кто находился

в близкой степени родства.

Таким образом, генеалогия (родословие) выполняла определенную

функцию и имела:

• династическое значение, когда это касается государства;

• наследственное, когда это касается частных лиц;

• развитие медицины показало необходимость применения ро-

дословия в генетике.

Генеалогия веками вырабатывала способы оформления сведений

в виде различных родословных таблиц, поколенных росписей, Ро-

дословных древ и родословных книг. Устанавливались четкие пра-

вила заполнения этих документов, поэтому независимо от того, где со-

ставлен генеалогический справочник, прочесть его могут фактически

везде: родословные документы оформляются на своеобразном языке

генеалогии. Язык этот осваивался и создавался в процессе работы.

У науки генеалогии есть и свои законы. Один из них относится к нис-

ходящему родословию: на сто лет должна падать деятельность трех

поколений рода. Этот закон — один из способов проверки достовер-

ности документов, позволяющий проводить конкретные исследования

и устанавливать правильно родство поколение за поколением.

Второй закон генеалогии связан с восходящим родословием —

в каждом поколении теоретическое число предков удваивается.

Соединим

два правила — «удвоение числа предков» и «на сто лет па-

дает деятельность трех поколений». Если ваши родители родились

в 1990-е годы, их родители — в 1950-е годы, то ваши прадедушка и пра-

бабушка — условно — дети начала ХХ века. Значит, у каждого человека,

родившегося в начале XXI в., должно было жить 100 лет назад условно

30 прямых предков — 4 поколения (2+4+8+16) Сколько тогда реальных

пращуров жило у каждого из нас в 11 поколении в начале XVIII века?

Теоретически, по геометрической прогрессии (удвоение) — БОЛЕЕ

ТЫСЯЧИ! Возможно ли такое? Нет, практически невозможно, потому

что у каждого из нас реальных предков меньше, чем по теории с мате-

матическими выводами. В генеалогии это называется «закон убыва-

ния предков». Это третий закон генеалогии. Чем он объясняется?

В реальной родословной по поколениям несколько раз может по-

являться одно и то же лицо, особенно если предки постоянно жили

в одной

местности и выбирали жен из соседних семей. Недаром до сих

пор про русскую деревню говорят, что в ней все друг с другом в род-

стве. А о близких родственных связях европейских царствующих ди-

настий вообще разговор отдельный. Например, один и тот же предок

может быть найден и у мужа, и у жены, если пересекаются в браке две

линии одного рода, а, следовательно, у их детей реальных предков бу-

дет меньше. У жителей больших городов, где собираются люди из раз-

ных мест, число реальных предков больше, чем у жителей сельских

местностей. Такие данные приводят французские, немецкие, польские

генеалоги. В России подобных исследований до настоящего времени

почти не было, но в реальной жизни при исследовании конкретных кре-

стьянских родословий подобные ситуации — факт не редкий.

Поэтому родоведу (генеалогу) необходимы не только общеистори-

ческие знания.

Исторические сведения о прошлом и их сопоставление позволя-

ют генеалогам-историкам, изучив поколения отдельно взятого рода

и сравнив данные разных родословий, понять происходящие события,

то есть создать картину общества. Таким образом, родоведение (гене-

алогия) приобретает все большее значение в исторической науке и рас-

сматривается как специальная историческая дисциплина. Как правило,

история семьи родоведами дается на фоне общеисторических собы-

тий своего региона, страны, а, возможно, и мировой истории. Кроме

того, родословие — это не просто набор имен и дат, это еще данные

историко-географического, историко-языкового и этнографическо-

го характера.

Поэтому занятие родословием требует знакомства, например,

с исторической географией, которая позволит понять «тайну»

образования

фамилий, их распространение на данной территории,

поможет уточнить место рождения, происхождение лица. Определить

точное название населенных пунктов, в которых проживали ваши пред-

ки, их местоположение и принадлежность к той или иной территори-

ально-административной единице (волости, уезду, губернии) помогут

«Списки населенных мест» той или иной губернии, которые составля-

лись по уездам. Деление на уезды и губернии существовало в России

с начала XVIII в. до 1927 г. и периодически подвергалось изменениям.

Село, деревня, починок или хутор могли административно переходить

из волости в волость, из уезда в уезд, из губернии в губернию. То же са-

мое происходило и с городами. Все эти изменения можно проследить

по опубликованным справочникам, которые хранятся в библиотеках

или музеях, а также архивах.

Трудно переоценить взаимосвязь генеалогии с этнографией, нау-

кой, изучающей материальную и духовную культуру, особенности быта,

нравов народов, и с топонимикой — наукой о географических названи-

ях. Для того, чтобы какая-то группа людей получила прозвище по тому

месту, откуда пришла, наверное, необходимо, чтобы эти люди прожи-

вали там достаточно долго, чтобы проявились какие-то отличия в языке,

в обычаях, чтобы они отличались на новом месте от другого населения.

Родоведы должны это учитывать.

Так, на землях юго-запада Западного округа Свердловской области

в трех соседних районах — Ачитском, Артинском и Красноуфимском

находится наибольшее количество компактных марийских поселений.

На этих землях, граничащих с Башкортостаном, марийцы (или череми-

сы, как их называли до революции) проживают около 500 лет.

Марийцы относятся к финно-угорской группе народностей. В специ-

альной литературе марийцев делят на три этнические группы: луго-

вые — между реками Ветлугой и Вяткой, горные — правобережье Вол-

ги, и восточные — в Прикамье и Приуралье. Есть у марийцев деление

не только на территориальные прозвания. В документах прошлого было

непременным правилом указывать не только географическую, но и со-

циальную принадлежность человека или группы людей. Здесь совре-

менному исследователю-родоведу легко впасть в ошибку по созвучию

слов. Например, в дореволюционных списках населенных мест, в част-

ности, в справочнике «Пермская губерния. Список населенных мест»

(1878., СПб), в разделе «Красноуфимский уезд» марийские деревни

делятся на два списка: селения, в коих обитают черемисы, и селения,

в коих обитают черемисы-тептяри. Тептяри — прозвание производ-

ное, социальное. Так называли тех, кого башкиры-вотчинники когда-то

«припускали» на свою землю по записи, то есть разрешали селиться

по договору. Тех, кого допускали без составления документов, называ-

ли неофициально кунгурами (официально — бобылями). Кунгуры были

более бесправными, безземельными, бедными.

Башкорт, тептяри, кунгуры — коллективные прозвания населения це-

лых деревень, или их частей. Получается, что с городом Кунгур красно-

уфимские кунгуры совсем не связаны. Считать кунгуров пришедшими

из-под Кунгура — ошибка. А происхождение прозвания такого никто

из местных уже не знает. В работе над родословием с такими загад-

ками приходится встречаться постоянно. Генеалогия всегда стремится

не допускать ошибок.

Ономастика, антропонимика — наука о личных именах людей по-

могает узнать, например, что трехчленная форма имен (личное имя-от-

чество-фамилия) у русских возникла не сразу. Об этом мы уже говорили.

Знание приемов и методов хронологии, а также церковных празд-

ников помогает уточнить даты, которые являются для истории семьи

немаловажными. Знание хронологии позволяет ориентироваться в пе-

реводе дат разных календарей на современный календарь.

Не менее значима для родоведения и такая наука, как геральдика,

занимающаяся изучением, описанием гербов и их историей. По нормам

геральдики герб рода является наследственным и передается из поко-

ления в поколение, составляется по строгим канонам, которые нельзя

нарушать.

Есть еще демография – наука о закономерностях воспроизводства

населения, следовательно, непосредственно связанная с изучением

состояния семей и семейных отношений. В современной России слож-

ная демографическая ситуация угрожает будущему страны.

Генетика и психология — науки, которые помогают не только вос-

создать историю рода поименно, но и понять многое в судьбах предков

и их потомков. Связи генеалогии с этими науками на сегодня, по мне-

нию ряда ученых, наиболее перспективны. Так, например, на грани ты-

сячелетий возникла новая наука родология.

Родология — область науки, предметом исследования которой

являются законы развития Рода как системы. Родология исследует,

как история Рода влияет на индивидуальные особенности потомков,

и как потомки влияют на дальнейшее развитие Рода. Родовая культура

семьи — это знание своего родословия, истории своего Рода и пони-

мание законов развития своего Рода, осознание своих индивидуальных

особенностей сквозь призму законов Рода, владение ресурсами Рода,

сохранение и передача потомкам родословия и знаний о законах

Рода.

Знакомство с семейными реликвиями, в том числе с коллекциями,

которые собирались предками или собираются сегодня, обязательно

потребуют знания наук, связанных с ними. Например, ордена и значки

есть в каждой семье. Историю их, а также медалей и знаков отличия из-

учает наука фалеристика.

Семейные коллекции могут быть самыми разными, поэтому перечис-

лить науки, связанные с ними, просто невозможно. Назовем самые рас-

пространенные:

Минералогия — наука о минералах, связанная с развитием

горного дела.

Нумизматика — изучает историю монетной чеканки.

Филателия — наука о коллекционировании марок и других знаков

почтовой оплаты.

Флористика — наука об изучении и описании видов растений.

Энтомология — занимается изучением насекомых.

Любое целенаправленное коллекционирование невозможно

без знания специальных каталогов, научной литературы, изучения

музейных фондов.

А есть еще собрание книг — личные библиотеки

и подлинные картины, иконы — да мало ли увлечений!

Занятия историей своей семьи неизбежно приведут родоведа к изу-

чению местности, где жили предки. Следовательно, родословие (гене-

алогия) имеет тесную связь и с краеведением: «переоткрытие» фактов

истории родного края через историю семьи всегда является составной

частью родословной книги.

Некоторые особенности

сохранения родовой памяти

У народов России

Родословные традиции есть

у каждого народа. Россия — страна

многонациональная, и культура

родовой памяти в России —

многовариантная.

Особенности генеалогической культуры у различных народов свя-

заны в первую очередь с различиями в способах сохранения родовой

памяти, исходя из устной информации, семейных легенд и преданий,

обычаев предков, ритуалов, народного фольклора. Так, например,

древние родоведческие традиции у народов Российского Севера и Се-

верного Кавказа разительно отличаются.

У адыгов основы предкопочитания заложены в глубокой древности.

В соответствии с Адыге Хабзэ (свода адыгских законов) старший се-

мейного клана был обязан с рождением нового члена дать ему имя и за-

нести в своеобразную родословную книгу (кожаная книга «фэтхиль»),

вырезанную из воловьей шкуры. Записи велись на родном языке. По до-

стижении 15-летнего возраста к поясу юноши старейшина клана при-

креплял этот ремешок, свернутый в круг, и юноша был обязан до конца

своей жизни хранить его, записывая в него имена своих потомков (де-

тей и внуков) по прямой линии. Дети обязаны знать имена своих пред-

ков до седьмого колена. Не знающий своих предков не имел доверия.

У народов Обского Севера — другая традиция. Когда в ямальское

стойбище приезжал гость, хозяин чума приглашал всех на семейное

торжество. Вечером самый почтенный по возрасту среди собравшихся

начинал неспешный рассказ о своем роде, истории его возникновения,

о наиболее важных событиях, о родовом тотеме.

Тотемами являлись образы священных животных, растений, мине-

ралов, через которые якобы действуют светлые силы. Тотем – символ,

позволяющий человеку лучше осознать свое место в мире. Это тради-

ция обращения к родовой памяти, для сохранения чистоты в родовой

цепочке16.

Приведем еще пример древней устной технологии сохранения ро-

довой памяти, приведенный родоведом полковником В. Корчугановым

из Пензы.

Как-то он оказался в командировке с сослуживцем Борисом Ибра-

гимовым — цыганом (уникальный случай, когда цыган стал офицером).

Во время прогулки за людьми в форме увязалась толпа женщин в цве-

тастых юбках. Они опешили, когда Борис вдруг заговорил на их родном

языке. Спустя несколько минут откуда ни возьмись показались цыган-

ские мужчины и пригласили офицеров в гости. «Сидим мы за богатым

столом, беседуем. Старший из мужчин попросил Бориса рассказать

о своей семье. Как только тот дошел до деда, цыган воскликнул: «Да

я же его знаю!». Дальше Борис мог уже не продолжать — хозяева опе-

ративно вычислили, из какого он табора, какого роду-племени. У цыган

нет письменности, но каждому цыганенку известна его родословная

до десятого колена»17.

У татарского народа традиция ведения родословных также уходит

корнями в глубь веков. Татары являются вторым по численности наро-

дом в России, кроме того, большое количество татар ассимилировалось

с другими народами, населяющими нашу страну, в первую очередь,

с русскими. В связи с этим генеалог нередко сталкивается с необхо-

димостью изучить татарскую линию генеалогического древа. Наиболее

распространенным термином, выражающим понятие «родословие», так

же, как у родственных народов, у башкир, казахов, киргизов, узбеков яв-

ляется слово арабского происхождения «шеджере» («дерево», «древо»).

Исследование татарских родословий представляет определенную

сложность.

В татарской генеалогии имеются своеобразные источники. Они носят

чаще всего фамильный характер. Это шеджере (шажара, шеджире) —

письменные либо устные предания об истории рода или отдельной се мьи, а иногда и населенного пункта. Созданы, как правило, в форме

пронизанного легендами эпического произведения, нередко в стихот-

ворной форме. Часто шеджере начинается с описания жизни и деятель-

ности легендарного предка — это может быть и Чингисхан, а для родов

сеидов, потомков пророка — пророк Мухаммед.

В шеджере обычно не указываются предки по материнской линии

и женщины.

Старой татарской традицией является внесение записей о рождении

и смерти члена семьи, иных важных событий в семейные книги, пере-

даваемые из поколения в поколение. Татары всегда характеризовались

абсолютной грамотностью (того требует ислам), поэтому во многих

семьях сохранилось множество материалов, в том числе рукописных.

Их, к сожалению, не всегда могут прочесть. Так, в одной татарской се-

мье в XX в. хранилась и почиталась многостраничная рукопись на араб-

ском. Ее все считали рукописным Кораном, а на деле оказалось, что это

записки об истории аула, откуда вышла эта семья, и содержит эта руко-

пись огромное количество генеалогической информации.

Есть еще один источник татарской генеалогической информации —

зириаты (кладбища). Богатые татарские семьи старались увековечить

память о своем умершем родственнике в могильном камне. Надписи

на таких камнях высекались на арабском или старотатарском языках

и носили религиозный характер. Здесь указывалось полное (мусуль-

манское) имя умершего. Такое «полное имя» включает имена всех пред-

ков человека (по мужской линии) за 5–7 поколений, где слово «бине»,

«ибн» означает «сын». Вот перевод одной такой надписи: «…Здесь по-

коится прах Гылметдина бине Гимазетдин бине Бахаутдин бине Галяут-

дин бине Шигабетдин бине Ильяс бине Ибрахим бине Габдулла, явив-

шегося миру 12 дня месяца раджаба 1216 года и скончавшегося 20 дня

месяца мухаррама 1307 года». Даты по Хиджре – мусульманскому лун-

ному календарю. Например, 2006 год от Рождества Христова соответ-

ствует по Хиджре 1426–1427 гг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: