ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
План-конспект урока по литературному чтению для 3класса на тему:
«Викторина. Были-небылицы»
Выполнила:
Выстороп А. В.
Курс:IV
Группа: 42
Специальность: 050146
Преподавание в
начальных классах
Методист: Морозова Н.В.
Москва, 2013
Информационный дидактико-технологический и методический модуль урока | ||
Дата | 31.01.2013 | |
Класс | 3 Б | |
Предмет | Литературное чтение | |
Тема | «Викторина. Были-небылицы» | |
Вид урока | урок-практикум | |
Тип урока | Повторение изученного материала | |
Методист | Морозова Н.В. | |
Государственный социальный заказ | ||
Во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании». Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ(«Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 года №795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»): Постановление Правительства Москвы от 19 июня 2005 года №529; Постановление Правительства «О городской целевой программе развития образования» («Столичное образование» на 2012-2016 г.г.): ФГОС НОО, ФГОС СПО. Добиваться: · применения различных форм, методов, средств, технологий при проведении образовательного урока; · формирования читательской активности, потребности самостоятельного чтения в 3 классе. | ||
Ключевые определения | Небылица- вымысел, лживое сообщение, вранье. Небылица в лицах шутливая поговорка. Небывальщина - рассказ, повесть, сказка, с придуманными лицедеями, особенно с картинами. Быль - то, что было на самом деле, правдивое происшествие. | |
Межпредметные связи | · Русский язык · Музыка · Изобразительное искусство · Окружающий мир | |
|
Технологическая карта урока | |||
Триеди-ные дидакти-ческие цели | Образовательные цели: · Систематизировать у обучающихся ранее изученный материал; · Формировать умение участвовать в коллективной деятельности на уроке; · Научить обучающихся внимательно и уважительно относиться друг к другу, слушать других и анализировать услышанное; | Воспитательные цели: · Воспитать у обучающихся аккуратность; · Воспитать культуру поведения в общественном месте, на уроке; · Воспитать интерес к урокам литературного чтения; · Воспитать стремление совершенствовать свои знания; · Воспитать стремление узнавать новое и пополнять свои знания; · Воспитать у обучающихся умение сотрудничать, вести диалог с педагогом. | Развивающие цели: · Развитие художественных представлений и умений творческой деятельности. Развитие восприятия: · Развитие целостности, предметности, осмысленности восприятия. Развитие речи: · Развитие диалогической и монологической речи, развитие содержательности, понятности и выразительности речи. Развитие памяти: · Развитие образной, эмоциональной памяти. Развитие воображения: · Развитие творческого воображения. Развитие мышления: · Развитие наглядно-образного мышления. Развитие эмоционально-волевой сферы · Развитие умения контролировать свои эмоции. · Развитие навыков содружества детей с педагогами. · Развитие познавательной активности обучающегося. |
|
Логическая структуризация | Преподаватель | Обучающиеся |
Целеполагание | ü Создание условий и обеспечение возможности успешной совместной деятельности преподавателя и обучающихся в повышенном качестве усвоения представленного материала; ü Формирование активной духовной позиции обучающихся; ü Воспитывать у детей нравственные качества личности; ü Воспитывать чувство единства, умение действовать согласованно; . | ü Развитие самооценки у обучающихся; ü Развитие эмоциональной сферы, обогащение духовного мира; ü Развитие познавательного интереса, творческих и познавательных способностей; ü Проявлять определенный уровень интереса к урокам литературного чтения; ü Учиться работать в коллективе; ü Учиться слушать других; ü Учиться взаимодействовать на уроках с педагогом; |
Ключевые компетенции | Преподаватель | Обучающиеся | ||
Педагогическая компетенция | Владение материалом, ситуацией в классе, умение действовать в нестандартных ситуациях. | |||
Профессиональная компетенция | Умение оценивать собственные профессиональные возможности и применение их на практике. | |||
Организационная компетенция | Организация учебного процесса, управление деятельностью обучающихся. | Умение организовывать свою деятельность на уроке. | ||
Коммуникативная компетенция | Умение учителя взаимодействовать с детьми младшего школьного возраста в рамках учебного процесса. | Развитие умения взаимодействовать с учителем в рамках учебного процесса. | ||
Личностная компетенция | Накопление учителем педагогического опыта, повышение уровня мастерства, приобретение практических умений при работе с классом. | Интеллектуальное развитие в процессе получения новых знаний, формирование навыков и отработка умений обучающимися. | ||
Информационная компетенция | Умение обрабатывать информацию и адаптировать ее для обучающихся младших классов. | Развитие навыка работы с информацией, ее поиск, обработка, обобщение, систематизация. | ||
Языковая компетенция | Владение учителем родной речью, ее выразительность, четкость, ясность, понятность, разборчивость. | Развитие логической связной речи. Расширение словарного запаса. | ||
Общекультурная компетенция | Беспристрастное отношение учителя ко всем обучающимся, соблюдение учителем норм поведения. | Воспитание у учащихся нравственных и моральных качеств личности, культуры поведения на уроке, в социуме. | ||
Здоровьесбере-гающая компетенция | Создание здоровьесберегающей образовательной среды. | Соблюдение учащимися правил техники безопасности во время учебного процесса. | ||
Основные дидактические принципы. | · Принцип гуманизации образования · Принцип научности · Принцип доступности · Принцип наглядности · Принцип диалогичности · Принцип вариативности · Принцип гарантированного успеха на уроке | |||
Вид доски
Начало урока Конец урока
| ||||
Литература | ||||
|
Структура образовательного урока | |||||
Этап | Дидактическо-методический деятельностный модуль, применяемый преподавателем | Алгоритм деятельности преподавателя. | Инструментально-деятельностный ракурс обучения ученика на блочно-модульной основе | Деятельность учащихся | |
Организационный этап | Целеполагание: - Организация учителем учебного процесса, управление деятельностью учащихся - Умение взаимодействовать с детьми младшего школьного возраста в рамках учебного процесса - Владение родной речью, ее четкость, понятность Ключевые компетенции: -Организационная -Коммуникативная -Языковая Применяемые методы: - Словесный | Учитель приветствует учащихся: - Здравствуйте 3 «Б» сегодня я проведу у вас урок литературного чтения, меня зовут Алина Виталиевна. -Сегодня мы с вами проведем викторину по разделу «Были-небылицы». Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Были-небылицы». | Целеполагание: - Умение организовать свою деятельность на уроке, быстрое включение класса в работу - Воспитание нравственных и моральных качеств личности, культурное поведение на уроке Формирование компетенций: -Организационная -Общекультурная Методы: - Словесный | Ученики со звонком встают у парт, после приветствия садятся на места. Проверяют свою готовность к уроку. | |
Ориентировочно-мотивационный этап | Целеполагание: - Умение взаимодействовать с детьми младшего школьного возраста в рамках учебного процесса - Накопление педагогического опыта, повышение уровня мастерства, приобретение практических умений при работе с классом - Умение обрабатывать информацию и адаптировать ее для учащихся младших классов - Владение родной речью, ее четкость, понятность Ключевые компетенции: -Коммуникативная - Личностная - Информационная - Языковая Применяемые методы: - Словесный - Наглядный | -Кто может сказать, почему этот раздел называется «Были-небылицы»? -Хорошо, это вы знаете. -Тогда мы начинаем нашу викторину. Правила наши таковы: я задаю вам вопрос, и тот, кто знает, поднимает руку и говорит свой ответ. За каждый правильный ответ я буду, давай вам карточку. Самые активные получат пятёрки, т. е у кого будет больше всех карточек. Запрещается выкрикивать, вставать с места, спорить со своими одноклассниками и тем более с учителем. | Целеполагание: -Интеллектуальное развитие в процессе получения знаний, формирование навыков и отработка умений учащихся - Развитие устной речи обучающихся, умение грамотно и четко ответить на вопрос, формулировать свои мысли задавая вопрос, доказывать свою точку зрения. - Развитие умения взаимодействовать с учителем в рамках учебного процесса. Формирование компетенций: - Личностная - Языковая -Коммуникативная Методы: - Наглядный | - Название состоит из двух слов: «были»- значит то, что было, а «небылицы»- то, что придумано, чего не было. -Дети внимательно слушают правила. | |
Повторение и закрепле-ние изученного материала. | Целеполагание: - Беспристрастное отношение учителя ко всем учащимся, соблюдение норм поведения - Владение материалом, ситуацией в классе Ключевые компетенции: - Общекультурная - Педагогическая Применяемые методы: - Словесный - Наглядный | И так знаете ли вы, что такое небылица? -Хорошо, что тогда такое небывальщина? И наконец, что такое быль? -Совершенно верно! - Какие произведения вы прочитали в данном разделе? -Хорошо, еще. -Да, и последний? -Какое произведение вам больше всего понравилось? -А воробей никому не понравился? -Помните ли вы авторов этих произведений? Назовите. -Что вы помните из их биографий? Давайте начнём с Максима Горького? -Отлично. Про Константина Паустовского кто расскажет? -Правильно. И кто расскажет про Александра Ивановича Куприна? -Верно. -Обратите внимание на доску. На доске находятся картинки в разнобой. Вам нужно по картинкам догадаться, что это за произведение и кто его написал, для этого вам нужно подобрать три картинки которые как вы думаете, подходят к тому или иному произведению и сопоставить их так же с автором. -Готовы? Кто знает, выходит к доске и расставляет картинки. -Итак, у нас получается что «Случай с Евсейкой» написал Максим Горький, «Потрёпанный воробей» - Константин Паустовский и «Слон» написал Александр Иванович Куприн. -Верно? -Сейчас я вам зачитаю отрывок из текста, а вы должны узнать, что это за произведение и по необходимости вставить пропущенные слова. - Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням лангусты, боком - боком двигается краб; везде на камнях, …, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук. -Абсолютно верно! -Как вы считаете «Случай с Евсейкой» - это сказка, рассказ или небывальщина? -Верно. -Как Евсейка оказался в воде? -Понравился ли он рыбам? - Как он выбрался на поверхность? - И какой мы делаем вывод? - Сейчас мы с вами, так же как и Евсейка опустимся на дно и посмотрим, что же там нашел наш герой. Идет презентация. -Приходилось ли вам быть на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой- нибудь забавной фантастической истории? От…смеются, - ответила мама, - а от…плачут. А теперь спи! Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей…сны и сказки. -Какое это произведение? -Да. -Почему оно так называется? -Назовите главных героев этого произведения. - Кого должна играть мама Маши? -Как Маша и воробей познакомились? - Куда пропал букетик цветов? -Кто его вернул и как? - Совершилось ли выступление? Идет презентация - Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги …. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и весят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот- …. -Почему девочка была больна? -Чего просила девочка? -Как поступили родители девочки? - Как отреагировала девочка? - Как звали слона? - Чем кончилось произведение? | Целеполагание: - Развитие навыка работы с информацией -Интеллектуальное развитие в процессе получения знаний, формирование навыков и отработка умений учащихся Формирование компетенций: - Информационная - Личностная Методы: - Наглядный - Словесный | -Небылица- вымысел, лживое сообщение, вранье. Небылица в лицах шутливая поговорка. -Небывальщина - рассказ, повесть, сказка, с придуманными лицедеями, особенно с картинами. Быль - то, что было на самом деле, правдивое происшествие. - «Случай с Евсейкой» -«Потрёпанный воробей» -«Слон» -«Слон» -Мне тоже «слон» -А мне Евсейка больше понравился. -Мне! -Куприн, Паустовский. -Горький. -Он родился в 1868г., а умер он в 1936г. Звали его на самом деле Алексей Максимович Пешков, а псевдоним его Максим Горький. Горький был «самоучкой». -Константин Паустовский родился в Москве в 1892г. Начал Паустовский с издания «огонёк», потом писал в издании «Правда», «Наши достижения», «30 дней». Во время ВОВ Паустовский был военным журналистом. В 50х к писателю пришло признание всего мира. Умер он в Москве в 1968г. -Александр Иванович Куприн - писатель- художник. Родился в 1870г. и умер в 1938г. Все его произведения основывались на его личных ощущениях и впечатлениях. Дети внимательно слушают задание. - Несколько человек по очереди выходят к доске и расставляют картинки. -Верно. - Это «Случай с Евсейкой». - Мне кажется рассказ. Дети внимательно смотрят и читают. - Маленькой радости, большой, крупный, счастливые. -«Потрёпанный воробей» - Потому что воробей был потрёпанный, после драки с вороной. -Маша, её мама и воробей Пашка. - Золушку. - Ворона клюнула в голову воробья, тот упал, а милиционер его подобрал и отдал Маше. - Его стащила ворона. - Его вернул воробей Пашка, он подрался с вороной, отобрал у нее букетик и полетел к маме Маши. - Да. Дети смотрят и отвечают. - Толстые, точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. - Это «Слон» - Потому что ей было скучно. - Девочка просила у родителей слона, настоящего. - Они купили ей игрушечного розового слона, но девочка очень расстроилась и тогда папа пошел в цирк и договорился о том, чтобы привести слона домой. - девочка была очень рада слону, она с ним играла, кормила его, ей было весело. - Томми - Тем, что девочка выздоровела. | |
Подведение итогов | Целеполагание: - Организация учителем учебного процесса, управление деятельностью учащихся - Умение оценивать собственные профессиональные возможности и применять их на практике. Ключевые компетенции: - Организационная Профессиональная Применяемые методы: - Словесный - Наглядный | - Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. Вы получили карточки, тем, у кого их наибольшее количество, я, как и обещала, поставлю пятёрки. Остальных призываю быть более внимательными и активными. - Урок окончен. | Целеполагание: - Обобщение и систематизация полученной информации - Умение организовать свою деятельность на уроке Соблюдение правил техники безопасности во время учебного процесса. Формирование компетенций: - Информационная - Организационная - Здоровье сберегающая Методы: - Словесный - Наглядный | - Дети внимательно слушают. | |