Согласно православному «Закону Божьему» существование человека на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Они определяются природой человека, сотворенной по образу и подобию Бога, то есть имеющей разум, свободную волю и бессмертную душу. Поэтому смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение — в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель — в познании Бога.
Согласно учению православных святых (свв. Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Серафима Саровского и др.), смысл жизни православного христианина заключается в обожении — приобщении человека к воплощенному Богу, уподоблении Богу посредством стяжания Св. Духа. Для христиан это возможно благодаря боговоплощению, которое, как отмечает св. Афанасий Великий, привело к обновлению людей: возвращению их к познанию Бога и возвращению им надежды на вечную жизнь с Богом. Это выражено в формуле святых отцов: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». В связи с этим в православии важное значение придается Преображению и Вознесению Иисуса Христа, как событиям, демонстрирующим обожение человеческой природы и обещающим воссоединение людей с Богом.
Как отмечает православный богослов Георгий (Капсанис), большое значение для реализации смысла жизни православных христиан имеет церковь. Она — место обожения. Совершаемые в ней таинства, молитвы, литургия, чтения Евангелия, проповеди имеют своей целью обожение и подготовку к будущей, вечной жизни с Богом.
Если же делать акцент не на природе человека на момент творения, а на его грехопадении и падшем состоянии, то смысл жизни может быть определен в православном богословии как восстановление благодатного союза с Богом. Так формулирует смысл жизни, к примеру, кандидат богословия, иеромонах Тихон (Иршенко).
|
Спасение вне Церкви невозможно
Спасение – избавление человека от вечной смерти, то есть от греха и его последствий, и дарование ему вечной святой жизни в общении с Богом. Оно заключается в восстановлении единения с Богом, Источником жизни.
Это соединение было расторгнуто грехопадением первых людей, из-за которого человечество оказалось повреждено злом - подвержено греху, проклятию и смерти. В этом поврежденном, ветхом состоянии, люди неспособны исправить сами себя, бессильны против живущего в них греха. Священное Писание говорит о том, что спастись человек может, лишь став членом Церкви Христовой:
Отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. (Лк. 10, 16)
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет. (Ин. 15, 6)
Один Бог, одна вера, одно крещение. (Еф. 4, 5)
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин. 14, 6)
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Ин. 3, 5)
Священномученик Киприан Карфагенский сказал: Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь.
Значение таинств Церкви для спасения
Без участия в таинствах Церкви спастись невозможно. Так говорит Слово Божие:
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет(Мк. 16, 16).
|
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни
(Ин. 6, 53).
Св. Феофан Затворник: «…Благодать Духа Святаго во спасение необходима для нас и только она одна сильна содевать в нас спасение наше... благодать Святаго Духа не иначе подается и принята может быть, как через Таинства, Самим Господом учрежденные в Церкви руками апостолов».
Православные Таинства – священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.
В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.
Церковная иерархия
Совершение церковных таинств невозможно без участия священнослужителей – членов церковной иерархии. В православной церкви существует три степени иерархии: епископы (архиереи), пресвитеры и диаконы. Духовенство делится на белое (состоящее из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных) и черное (состоящее из лиц священного сана, принявших монашество и давших обет безбрачия).
Архиерей
Общее название для священнослужителей высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии: патриархов, экзархов, митрополитов, архиепископов, епископов. Употребляется наряду с поименованием «иерарх», «архипастырь».
|
Патриарх
Высший духовный сан в православии, титул главы автокефальной поместной православной церкви. Титул патриарха установлен Халкидонским церковным собором (451 г.). В конце VI в. Константинопольский патриарх получил титул «вселенского патриарха» и право высшего надзора за соблюдением церковных канонов и законов, созыва Вселенского собора и возведения епископов в сан митрополита. После разделения Христианской церкви (1054 г.) на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) титул патриарха закрепился за иерархами восточной церкви.
В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова. До этого времени глава церкви носил титул митрополита Московского и всея Руси. Первый патриарх Московский и всея Руси — Иов — был избран собором русских церковных иерархов в 1589 г. Постепенное подчинение патриархов светской власти завершилось при Петре I. Продержавшись немногим более 100 лет, патриаршество в России прекратило свое существование со смертью патриарха Адриана в 1700 г. В 1721—1917 гг. управление церковью осуществлялось Святейшим правительствующим синодом с обер-прокурором (мирянином) во главе. Патриаршая форма правления в РПЦ была восстановлена решением поместного собора в ноябре 1917 г.
Митрополит
Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, первый по старшинству частный титул черного духовенства.
Архиепископ
Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, глава административно-территориального церковного округа — епархии.
Епископ
Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, глава епархии.
Архимандрит
Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, высший монашеский чин; почетный титул настоятелей крупных мужских монастырей. Иеромонах
Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, принявший монашество. В РПЦ введение иеромонашества относится к временам Феодосия Печерского (XI в.).
Протопресвитер
Высшее звание (частный титул) белого духовенства в православных церквах, даваемое в качестве церковной награды за выслугу лет и заслуги перед церковью.
Протоиерей
Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, выполнявший обязанности старшего священника (настоятеля) храма. Звание протоиерея давалось и как церковная награда.
Иерей
Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии; официальное название православного священника. Это наименование употреблялось наряду с «пресвитер», «священник».
Диакон
Священнослужитель низшей (первой) степени христианской церковной иерархии. Диакон, принявший монашество, назывался иеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве назывался протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве — архидиаконом (старшим диаконом; состоял при архиерее).
Игумен
Духовный чин, присваиваемый настоятелю православного мужского монастыря или настоятельнице женского монастыря (игуменья). Мог также присваиваться и настоятелю храма, если он монах.
Таким образом, Церковь — это единая духовная семья, руководимая самим Господом Иисусом Христом, несущая с апостольских времен неповрежденное истинное учение, одни таинства и непрерывное преемство благодати, переходящее от епископа к епископу.