Храм, или церковь, разделяется на 3 части:
1) святой алтарь;
2) собственно храм, или средний храм;
3) притвор, иначе трапезная
Разделение на три части означает три разряда верующих, которые составляют церковь:
1) святых и на земле, и на небе;
2) верных, т.е. крещеных;
3) так называемых оглашенных, т.е. готовящихся принять христианскую веру.
1. АЛТАРЬ.
Алтарь - это Святое Святых, восточная передняя часть храма, место для священнослужителей. "Алтарь" - слово латинского происхождения и означает "возвышенный жертвенник", так как он устраивается на возвышении, и в нем на святом престоле каждую литургию приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовой. Алтарь - самая святая часть в храме, потому он и отделен от прочих частей храма иконостасом. По церковным правилам вход в него возбраняется мирянам. Алтарь изображает Небо.
В алтаре находится: А) святой престол; Б) горнее место; В) жертвенник.
А) Престол - это стол прямо за Царскими дверями в алтаре, самая святая часть.
Престол означает гору Голгофу, на которой на кресте Иисус Христос принес собой кровавую жертву. Он же означает престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром. "Престол" значит "больший, важнейший из столов" (приставка пре- означает "больше", "важнее").
На престоле за литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим святое причастие - святая пища.
Таким образом, престолом называют особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею - из более дорогой материи, большею частью из парчи.
Почему престол всегда бывает четырехугольным? На престоле предлагается в пищу Тело и Кровь Христовы для христиан всех четырех сторон света: востока, запада, севера и юга. Четыре стороны престола знаменуют собой также свойства личности Иисуса Христа: он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, совершенный человек. Эти четыре свойства Иисуса Христа соответствуют четырем существам, которых видел святой Иоанн Богослов на Престоле Христа Вседержителя в Храме Небесном. Там были телец - символ жертвенного животного, лев - символ власти и силы, человек - символ человеческой природы, в которой запечатлен образ и подобие Божие, орел - символ вышней, горней, ангельской природы. Эти символы усвоены в Церкви и "даны четырем евангелистам: Матвею - человек, Марку - лев, Луке - телец, Иоанну - орел".
|
Святой престол также знаменует собой Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Тело Его до момента воскресения, а также и самого Господа, лежащего во Гробе.
Таким образом, престол соединяет в себе два основных представления - о смерти Христа ради нашего спасения и о царственной славе Вседержителя, восседающего на небесном престоле.
На престоле мы всегда видим так называемые антиминс, святой крест и Евангелие, дарохранительницу, дароносицу и мирохранительницу.
Антиминс - это шелковый или полотняный плат с изображением положения во Гроб Христа Спасителя, Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов, а также надписью, сообщающей когда, где, для какой церкви и каким епископом он был освящен с подписью самого епископа. Антиминс обыкновенно лежит под Евангелием завернутым в особом плате, называемом илитоном, и развертывается только для совершения на нем литургии. Илитон напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во Гробе. На илитоне нет изображений и надписей. Антиминс символизирует плащаницу (полотно), которою было обвито Тело Христово при погребении. В антиминс всегда бывает зашита часть святых мощей в память того, что древние христиане совершали литургию на гробах святых мучеников. Слово "антиминс" - греческое, значит "вместо престола", т.е. священный предмет, который, заменяя собой престол, сам является престолом. Если во время литургии загорится храм или случится иное стихийное бедствие, то священник обязан вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в любом удобном месте и окончить Божественную литургию. Появление антиминса связано с гонениями христиан в древности, когда возникла необходимость в переносных престолах. На антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Святых Даров. Она является образом напоенной уксусом губки, которую подносили на трости к устам распятого на Кресте Спасителя.
|
Крест и Евангелие на престоле являются символами самого Иисуса Христа, нашего Спасителя и Учителя истины: ибо страданиями Своими на кресте Он спас нас, а в Евангелии учит нас.
Напрестольное Евангелие всегда лежит в центре престола и с древности украшалось драгоценными обложками, накладками и окладами. На окладах и накладках, как правило, изображались четыре евангелиста. На престоле бывает несколько Евангелий и крестов. Малые, или требные, Евангелия и кресты используются при совершении таинств. Напрестольным же крестом при отпуске литургии и в других особых случаях осеняются верующие, освящается вода на Богоявление и на особо торжественных молебнах, к нему прикладываются верующие.
|
Дарохранительница - это священный ковчег, например, в виде церкви или горы с пещерою, в котором хранятся Святые Дары в дома верующих для причащения больных и совершения Великим постом так называемой преждеосвященной литургии. Дароносица - небольшой ковчег, в котором священник приносит Святые Дары в дома верующих для причащения больных. Они чаще всего делались в виде часовенки с дверцей и крестом наверху. Великая святость содержимого дароносиц обусловила способ их ношения - на груди священника, поэтому они делаются обычно с ушками по бокам для тесемки или шнурка, который должен одеваться на шею. Кроме того, для дароносиц еще шьют особые мешочки для ношения на шее.
Мирохранительница - сосуд, в котором хранится святое миро (масло) для помазания им новокрещенных, при совершении над ними крещения и миропамазания.
Кроме того, на престоле, обычно под крестом, всегда находится плат для отирания губ священника и края святой чаши после причастия.
Над некоторыми престолами в больших храмах устраивалась сень, или киворий, обозначающая небо. Внутри кивория из его середины спускается часто к престолу фигурка голубя - символ Духа Святого. Кивории довольно редки, поэтому для покрытия престола существует покров, которым накрывают по окончании богослужений все священные предметы на столе и который знаменует собой покрывало тайны, которое сокрывает от глаз непосвященных святыни.
Со всех сторон своего подножия святой престол может иметь одну, две или три ступени, символизирующие ступени духовного совершенства, необходимого для восхождения к святыне Божественных Тайн.
За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, знаменующий собой семь духов Божиих, которые были явлены Иоанну Богослову, семь таинств Церкви, свет Даров Святого Духа, а за ним - запрестольный крест.
Б) Горнее место, возвышенное место, - это место за святым престолом у восточной стены алтаря храма. Оно символизирует небесный престол, на котором восседает Господь Иисус Христос по вознесении Своем на небо и управляет Церковью. Во время литургии на него восходит архиерей и близ него становится священник, а во время чтения Апостола садятся они тут же (архиерей - на троне в нише апсиды восточной стены, а сослужащее ему духовенство - на скамьях по сторонам, пониже) для изображения вознесения Иисуса Христа на небо, восседания там на престоле и управления Церковью.
В) Жертвенник - это стол в алтаре, к северу от престола, на котором приготовляются Святые Дары для таинства причащения. По внешнему виду жертвенник почти во всем подобен престолу: он главным образом означает собой ту пещеру (вертеп), где родился Господь, поэтому нижняя одежда жертвенника - срачица - знаменует собой пелены Богомладенца, а верхняя индития - образ небесных одежд Христовых. Его также именуют предложением.
Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и упокоении. На жертвеннике во время литургии совершается проскомидия, то есть приготовляется вещество для таинств - хлеб и вино. На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:
1) святая чаша, или потир, в который перед литургией вливается вино с водой, предлагаемое потом, за литургией, в Кровь Христову;
2) дискос - небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной литургии, для предложения его в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и Ясли, и Гроб Спасителя;
3) звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить, или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.
Звездица знаменует собой звезду, явившуюся при рождении Спасителя.
4) копие - нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте;
5) лжица - ложечка, употребляемая для причащения верующих;
6) губка, или плат, - для вытирания сосудов.
Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собой то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к Яслям Спасителя.
Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.
На жертвеннике еше находится ковш, в котором подается в начале проскомидии вино с водой для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
В алтаре еще находится кадильница, или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение перед престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним.
В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды. Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе - Божеское и человеческое. Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу. Рипидами, или опахалами, называются прикрепленные к рукояткам металлические круги с изображением на них херувимов. Рипидами дьяконы веют над Святыми Дарами, при освящении их.
С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.
2. СРЕДНИЙ ХРАМ.
Средняя часть храма знаменует собой горний, ангельский мир, область небесного бытия. А алтарь - область бытия Божия, область тайны Божией. При таком соотношении значений части храма должны непременно отделяться друг от друга. Эту функцию взял на себя иконостас, которым отделяется алтарь от храма. Обыкновенно иконостас бывает уставлен иконами, и в нем трое дверей, из которых средние называются Царскими, а боковые - северными и южными.
Перед иконостасом мы видим большое возвышенное место, наравне с алтарем, которое называется солея; на солее по сторонам устроены два клироса, т.е. места для чтецов и певцов, а в середине между клиросами, против Царских врат на солее, в некоторых храмах есть круглое или полукруглое возвышение, называемое амвоном. Около клиросов стоят так называемые хоругви. Среди же храма вверху вешается паникадило, т.е. большой подсвечник с множеством свечей. Солея перед иконостасом, равно как и самый алтарь, устраивается на возвышении для того, чтобы были видны и слышны отправляемые здесь богослужения.
Клиросы с поющими на них означают хоры ангелов, славящих Бога на небе.
Хоругви - это образы, или иконы, утвержденные на длинных рукоятках. Они напоминают нам победу Иисуса над смертью и дьяволом. Они в храме - подобно знаменам в войске.
Амвон символизирует камень, который приставлен был иудеями ко гробу Спасителя по погребении и затем отвален был при Его воскресении. На нем обыкновенно произносятся ектении, читаются Апостол и Евангелие, говорятся проповеди.
В кафедральных архиерейских соборах постоянно, а в приходских церквах по мере надобности, при приездах епископа, в центре срединной части храма, против амвона, находится возвышенная квадратная площадка, помост для епископа. Этот помост носит название архиерейский амвон или кафедра. Духовное значение этого места определяется пребыванием на нем архиерея, что изображает пребывание Сына Божия во плоти среди людей.
Для восседания архиерея на этом амвоне в предусмотренных Уставом моментах богослужения ставится седалище - кафедра. Последнее название перешло на название всего архиерейского амвона, откуда и произошло название кафедральных соборов.
3. ПРИТВОР.
Притвор значит место, близкое к затвору, т.е. к дверям. Притвор иначе называется трапезною, потому что в древние времена после литургии для молящихся устраивалась трапеза, так называемая "вечеря" (т.е. обед) любви" христианской. И до сих пор в некоторых монастырях тут бывает трапеза для монахов.
Раньше в притворе стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.
В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон.
Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая. Притвор устраивается по всей ширине западной стены храма или под колокольней.
Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступенек. Паперть является образом того духовного возвышения, на котором находится церковь среди окружающего мира.
Паперть - первое возвышение в храме, второе - солея, где стоят чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, а третье - престол, на котором совершается таинство евхаристии. Эти три возвышения соответствуют трем ступеням духовного пути человека к Богу: первое - начало духовной жизни, второе - подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина, третье - жизнь вечная в Царствии Небесном в постоянном Богообщении.