Соотношение экономики с политикой и правом долгое время игнорировалось. В настоящее время считается, что экономика предопределяет содержание политики и права, так как является системой отношений, возникающих в сфере производства, распределения и потребления материальных благ.
Сущность и содержание права предопределяются системой экономических отношений, так как отражение в праве экономических факторов выступает в качестве необходимости и определенной закономерности правового развития. Нормативные правовые акты, созданные без учета экономических условий, экономической необходимости и обоснованности, не действуют, так как остаются только на бумаге.
Средства оптимального решения задач, стоящих перед обществом, определяет политика, которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико–правовой системы.
Важнейшие решения политики реализуются через право,которое концентрирует наиболее важные политические интересы и является эффективным инструментом их достижения.
Соотношение права и государства выражается в:
1 ) единстве,так как право и государство являются средствами социальной регуляции, которые имеют общее происхождение, типологию, взаимосвязь с экономическими, культурными и другими сторонами общественной жизни, дополняют друг друга при выполнении социального назначения;
2) различии,проявляющемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании, так как государство устанавливает и обеспечивает определенный порядок, а право создает для его осуществления юридический механизм;
|
3) взаимодействии,выражающемся в наличии многообразных форм влияния права и государства друг на друга, так как право создается, обеспечивается государством, но с его помощью закрепляются внутренняя организация, форма, аппарат, структура государства, устанавливаются основные виды и направления государственной деятельности, а также осуществляются задачи и функции государства;
4 ) противоречии,возникающем в случаях выхода государственной власти из–под контроля общества и стремлении права ограничить власть, гарантируя от произвола государства.
Модели взаимоотношений права и государства:
1) тоталитарная,в которой государство находится выше права и не связано им;
2) либеральная,в которой право находится выше государства;
3) прагматическая,в которой государство одновременно создает право и связано им.
4.1 Право и экономика, их соотношение
Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей.
Государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей. В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы:
|
1) определение целей экономического развития;
2) закрепление равноправия всех форм собственности;
3) определение круга субъектов рыночных отношений;
4) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;
5) продуманная налоговая политика;
6) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;
7) установление юридических санкций за экономические правонарушения. Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:
1) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
2) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
Право и политика
Право - это система общеобязательных норм, исходящих от государства, выраженных в признаваемых им источниках (законах, постановлениях и др.), регулирующих наиболее значимые общественные отношения.
Политика (греч. рolitika – государственные или общественные дела) – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, классами, партиями по поводу государственной власти, использования ее институтов в политических интересах и целях.
|
Правом регулируются и непосредственно политические отношения, связанные с деятельностью элементов политической системы (политических партий, общественных движений, институтов демократии прямой (непосредственной) и представительной. В этом плане право выступает как средство политики. Вместе с тем, право очерчивает рамки политической деятельности, политической борьбы субъектов политики за государственную власть.
политики и права в аспекте их единства, различия и взаимодействия.
Их единство, сходство проявляется по ряду показателей.
1. Политика и право имеют общие истоки формирования, образуются на определенном этапе исторического развития общества, означают его необходимый атрибут.
2. Сущность политики и права определяются их органической связью с государством – главным, центральным элементом политической системы общества. И политика, и право обеспечивают реализацию основных задач и функций государства.
3. Политика и право предопределяются системой социальных факторов (экономических, идеологических, исторических). Соответственно, эволюция политики и права, их динамика производны от изменений, происходящих в основополагающих общественных отношениях.
4. Рассматриваемое единство находит отражение в преамбулах, т.е. вводных частях законодательных актов, раскрывающих их политическую направленность.
Различие политики и права определяются их природой структурой, социальным назначением.
1. Политика в сравнении с правом – явление, не совпадающее с ним по содержанию. Право – это система общеобязательных норм, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах. Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, нациями, государствами по поводу осуществления и удержания политической власти.
2. Различны динамика, подвижность политики и права, их способности реагировать на ту или иную возникшую ситуацию. Политика более динамична, подвижна, может оперативно, быстро воздействовать на вновь возникшие или изменившиеся политические (внутренние и внешние) обстоятельства.
3. Право отличается от политики определенной статичностью, процедурностью, т.е. меньшей гибкостью, как правило, требует наличия определенных процедур, кворума при принятии правовых решений.
4. В праве, как уже отмечалось, отражается наиболее важная и значимая часть политики. Многие юридические нормы, фиксируемые в семейном, трудовом нотариальном, транспортном и ином законодательстве прямого отношения к политике не имеют.
5. Политика и право отличаются используемыми средствами воздействия на общественные отношения. К средствам политического воздействия относятся: агитационные кампании, забастовки, акции гражданского неповиновения, лоббистская деятельность, выборы и т.д.