Обращение граждан и их виды




Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан могут быть трех видов.

Предложение — обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление — обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба — устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

- действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

- в судебном порядке;

- в порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами — КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач исполнительной власти, посредством которой, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления

4. Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа

7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. Д)

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического хар-ра и принятие решений, вызывающих правовые последствия;

Хотя формально, по действующей Конституции, Президент не яв­ляется главой исполнительной власти, фактически он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов. Это выра­жается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно — через Правительство либо путем назначения на должности и освобождения от должностей, а также издания своих нормативных и распорядительных актов.

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны. В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности:

назначает с согласия Государственной Думы Председателя Прави­тельства РФ;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

принимает решение об отставке Правительства;

представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

по предложению Председателя Правительства назначает на долж­ность и освобождает от должности заместителей Председателя Прави­тельства и федеральных министров;

формирует и возглавляет Совет Безопасности;

утверждает военную доктрину;

формирует Администрацию Президента;

назначает и освобождает полномочных представителей Прези­дента;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

назначает и отзывает после консультаций с соответствующими ко­митетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломати­ческих представителей России в иностранных государствах и междуна­родных организациях;

подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внеш­ней политики государства;

осуществляет руководство внешней политикой страны;

ведет переговоры, подписывает международные договоры и рати­фикационные грамоты;

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружен­ными Силами России; в соответствующих случаях вводит на террито­рии России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычай­ное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Феде­рации и Государственной Думе; награждает государственными награ­дами Российской Федерации, присваивает почетные звания Россий­ской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для испол­нения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Прави­тельства, а также приостанавливать действие актов органов исполни­тельной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательст­вам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

 

Правительство Российской Федерации является исполнительным коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации; заместителей Председателя Правительства Российской Федерации; федеральных министров.

В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации в пределах своих общих полномочий:

-организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

-осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

-обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

-формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

-реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.


В соответствии со ст. 77 Конституции система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими «самостоятельно » в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (1999). Субъекты Федерации обязаны учитывать республиканскую форму правления (ст.1 Конституции), единство системы государственной власти (п. 3 ст. 5), осуществление государственной власти органами государственной власти (п. 2 ст. 11), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (п. 3 ст. 11), разделение государственной власти и самостоятельность её органов (ст. 10), а также то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12), а в пределах ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.

К общим принципам организации исполнительных органов государственной власти могут быть отнесены обязательное вхождение главы территории (главы республики, области, края) в систему исполнительной власти; обязательное наличие органа общей компетенции субъекта Федерации; подотчетность органов исполнительной власти законодательному и представительному органу по вопросам исполнения законов субъектов Федерации; организационно-правовая самостоятельность местных органов исполнительной власти общей компетенции и другие.

Самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении своей системы исполнительной власти проявляется в том, что они:

• осуществляют собственное правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

• устанавливают виды органов исполнительной власти, их наименование и правовое положение в системе государственной власти субъекта Российской Федерации;

• определяют территориальные пределы осуществления государственной исполнительной власти;

• определяют структуру органов исполнительной власти и подчиненность между различными органами;

• распределяют функции и компетенцию исполнительной власти субъекта Российской Федерации между различными видами органов.

 

Функции органов местного самоуправления – это основные направления воздействия на общественные отношения в пределах территории муниципального образования, обусловленные социальным назначением управления в решении вопросов местного значения.

Анализируя функции местного самоуправления, следует помнить, что их рассмотрение в качестве функций, т.е. основных направлений муниципальной деятельности, отражает лишь основные стороны функционального содержания этого понятия. Поэтому с учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: общие; специальные; передаваемые и обеспечивающие.

Общая функция. Как и любой процесс, управление можно представить в виде набора повторяющихся в определенной последовательности функций, образующих управленческий цикл. К ним относятся сбор и анализ информации; выработка и принятие управленческого решения; организация; регулирование и координация; контроль и учет.

Этот набор одинаков и присущ всякой управленческой деятельности. Однако содержание каждой функции с учетом характера конкретной деятельности может иметь некоторые особенности. В полной мере все это можно отнести и к муниципальной деятельности.

Так, функция сбора и анализа информации лежит в основе любого управленческого процесса не только государственных, но и муниципальных органов. Для муниципального управления эта функция имеет особое значение, поскольку, решая вопросы местного значения, реализуя отдельные государственные полномочия, органы местного самоуправления исходят, прежде всего, из интересов населения. Необходимость постоянного изучения мнения населения по тем или иным вопросам местного значения открывает широкие возможности использования социологических методов сбора и анализа информации, предполагает организацию муниципальной информационной службы. От полноценности и объективности собранной социальной информации, глубины ее анализа зависят обоснованность принимаемых управленческих решений, эффективность их реализации.

Выработка и принятие управленческого решения по своему назначению является узловой функцией управленческой деятельности. Процедура выработки и принятия решений по вопросам, отнесенным к предметам ведения муниципального образования, может быть различной. Это управленческое решение в виде правового акта, принятого в результате местного референдума, собрания граждан, муниципальных выборов и иных форм прямого волеизъявления, либо принятым органом или должностным лицом местного самоуправления.

Следует отметить и функцию организации, которая, являясь функцией управления социальными процессами, прежде всего воздействует на сознание и поведение людей. Формы и методы организации, применяемые в муниципальной деятельности, весьма разнообразны. Во многом они совпадают с формами и методами, используемыми в государственном управлений.

Функция регулирование и координация, прежде всего, заключается в оперативном внесении изменении и дополнений в принятые управленческие решения, в устранении причин и условий, нарушающих нормальный ход процесса муниципального управления; координация обеспечивает согласование и взаимодействие между участниками управленческой деятельности.

Помимо норм Конституции РФ и ГК ответственность за вред, причи­ненный органами исполнительной власти и их должностными лицами, регламентирована НК, Федеральными законами от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 33), от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст. 26), от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Рос­сийской Федерации» (ст. 25) и др.

Основанием возникновения права гражданина требовать от государ­ства возмещения вреда являются незаконные действия (бездействие) или решения органов исполнительной власти (их должностных лиц). Под незаконными следует понимать действия, противоречащие зако­нам и иным нормативным правовым актам любого уровня.

Вред может быть причинен как действиями (бездействием), так и ре­шениями государственных органов, органов местного самоуправления (их должностными лицами), принимаемыми в сфере государственного управления.

Вред, причиненный незаконными действиями (бездействием), под­лежит возмещению лишь при наличии вины органов или должностных лиц, их совершивших. Согласно ст. 401 ГК вина выражается в форме умысла или неосторожности.

Обязательным условием ответственности государства является на­личие вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органа исполнительной власти (должностных лиц). При определении состава вреда, условий привлечения к ответственности, сроков исковой давности применению подлежат нормы ГК. Помимо возмещения материального вреда, законодательством пред­усмотрено возмещение морального вреда.

Возмещение морального вреда регламентировано ст. 151 ГК (нор­мы данной статьи применяются в отношении возмещения вреда, причиненного физическому лицу), ст. 1100 ГК (нормы данной статьи применимы при возмещении вреда гражданину, зарегистрированному в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, причиненного в связи с осуществлением такой деятель­ности). Основания и размер компенсации гражданину за причиненный моральный вред определяются правилами, предусмотренными ст. 151, 1099-1101 ГК.

Обязательным условием наступления ответственности за вред, при­чиненный государственными органами, органами местного самоуправ­ления, а также их должностными лицами, является причинная связь между неправомерными действиями (бездействием) и наступившим вредом, т.е. основанием наступления ответственности являются про­тивоправные виновные действия (решения) или бездействие государ­ственных органов, органов местного самоуправления (их должностных лиц) при осуществлении ими своих задач и функций, приведшие к при­чинению вреда — материального и (или) морального.

Еще одним условием возмещения такого вреда является наличие предварительного признания их действий (решений) или бездействия противоправными.

Такое признание возможно двумя способами:

1. в административном порядке, когда признание незаконными действий (решений или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц) осуществляется во внесудебном порядке либо самим органом, издавшим акт, либо вышестоящим органом в порядке подчиненности, либо органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за обеспечением законности в деятельности органов исполнительной власти. Право граждан на подачу жалобы на действия (бездействие) органов исполнительной власти (должностных лиц) в административном порядке закреплено в ст. 33 Конституции РФ;

2. в судебном порядке, когда, установив в ходе судебного процесса незаконность акта, суд удовлетворяет требования о возмещении вреда, возникшего в связи с принятием такого акта. Право гражданина на об­жалование действий (бездействия) органов исполнительной власти (должностных лиц) в суд закреплено в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ.

На государственные органы, органы местного самоуправления (их должностных лиц), действия (решения) или бездействие которых обжа­луются гражданином, возлагается обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений) или бездействия. Гражда­нин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуе­мых действий (решений) или бездействия, однако обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. соответствии со ст. 1069 ГК вред, причиненный в результате дей­ствий (бездействия) государственных органов, органов местного само­управления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет казны РФ, или казны субъекта РФ, или казны муниципального образо­вания. Таким образом, данной нормой закреплено, что вред возмещает­ся за счет бюджета соответствующего уровня и требования к государст­венным органам, органам местного самоуправления (их должностным лицам) о взыскании ущерба предъявляться не должны. В соответствии со ст. 1071 ГК от имени казны выступают соответствующие финансо­вые органы, к которым и должны предъявляться требования о возме­щении вреда. При предъявлении иска гражданином непосредственно к органу исполнительной власти, допустившему нарушение прав, суд не должен отказывать в принятии искового заявления. В этом случае суд привлекает в качестве надлежащего ответчика финансовый орган либо другой орган, юридическое лицо или гражданина (в соответствии с п. З ст. 125 ГК).

В свою очередь, в соответствии со ст.1081 ГК у Российской Феде­рации, субъекта РФ, органа местного самоуправления, возместивших вред, причиненный работником при исполнении им служебных, дол­жностных или иных трудовых обязанностей, возникает право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмеще­ния, если иной размер не установлен законом.


Должность - категория, присущая служащему, государственная должность - государственному служащему. Она предоставляется лицу - государственному служащему - для выполнения возложенных на служащего и государственную службу задач.

Должности на государственной службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований:

а) по видам деятельности в государственных органах и организациях - в государственном аппарате, в администрации государственных предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной деятельности различаются должности тоже по видам, например, в государственном аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);

в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению; г) по замещению в данное время - занятые и вакантные, по признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемые ими должности разделяются Законом на пять групп:

- высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

- главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

- ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

- старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

- младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

32.Понятие, признаки, виды должностей государственной службы. Категории и группы должностей государственной службы

Должности государственной службы подразделяются на:

 

1. должности федеральной государственной гражданской службы;

2. должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

3. воинские должности;

4. должности правоохранительной службы.

 

..и регулируются соответствующими ФЗ

Должности государственной службы распределяются по группам и категориям в соответствии с законами о видах государственной службы, к ним предъявляются особые квалификационные требования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: